Праздник Разговения (Ид аль-Фитр) |
25 ноября УРАЗА БАЙРАМ (Праздник Разговения (Ид аль-Фитр))
От Главного Богословской судьи (Баш Казый) Габдулхак хазрата Саматова предложены такие правила для совершения праздничной молитвы в приходах Татарстана и Казани:
7-30 – Восход солнца.
6-30 – 7-15 - Утренний намаз, суры из Корана.
7-15 – 8-15 – Проповедь.
8-15 – Праздничная молитва (Гает намазы).
Когда завершается благословенный месяц Рамазан (Рамадан), а вместе с ним и благочестивый пост, наступает один из двух крупных праздников Ислама, называющийся праздником Разговения (Ид аль-Фитр, Ураза–Байрам) . Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, он стал свидетелем праздников, отмечаемых жителями этого города, оставшихся с доисламских времен. И тогда сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах изволил заменить два ваших праздничных дня более благими двумя днями, праздниками «Курбан» и «Рамадан» (ан-Насаи). Праздник Разговения продолжается три дня, праздник Жертвоприношения – четыре дня. Татарским и российским верующим этот праздничный день известен больше под названием «Рамазан-Байрам» или «Ураза-Байрам».
Мусульманские праздники установлены и введены согласно сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Правила и порядок проведения дней праздников были доведены до нас через многие хадисы. Поэтому исключается вероятность моментов современных процедур, которые бы противоречили исконным основам и принципам Ислама».
Для каждого верующего праздник – это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина – это прощание с благословенными днями месяца Рамадан. И, оглядываясь назад, он задумывается о духовных приобретениях этого времени. Как провел он дни лучшего из всех месяцев года? Не растратил ли их на ссоры, неблаговидные поступки, скверные помыслы? Или же, помня об особой почетности этого месяца, когда, как сообщают мусульманские богословы, за каждое совершенное верующим благодеяние Всевышний Аллах одаривает его высоким вознаграждением; стремился к благочестию и в мыслях, и в деяниях? И потому Ураза-Байрам – это подведение итогов ушедшего месяца, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность усовершенствовать свою душу и усмирить — страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания благотворительной помощи нуждающимся, а также — приобрести полезные человеку знания.
По Шариату мусульманам предписывается в Ураза-Байрам предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя.
Дозволены в дни праздника развлечение и некоторые игры с условием соблюдения рамок религиозной морали. На этот вопрос проливают свет святые хадисы нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Передают со слов Аишы (да будет доволен ею Аллах), что однажды к ней зашел Абу Бакр, когда у нее находились две девушки, игравшие на бубне, а также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), прикрывшийся своей одеждой. Абу Бакр начал ругать этих девушек, но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) открыл лицо и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь сейчас дни праздника» (аль-Бухари).
Передают также, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) поведала и о другом случае: «Когда я смотрела на эфиопов, игравших копьями около мечети, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) закрывал меня от глаз посторонних, а Умар принялся ругать их, но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Оставь их, играйте спокойно, о сыны Арфада! » (аль-Бухари).
Помимо этих преданий, есть много источников, содержащих сведения, связанные с проведением праздничных торжеств во времена Пророка. В позднейшие периоды каждая община в рамках исламских канонов, учитывая свои обычаи и традиции, формировала национальные особенности этого праздника. Эти обычаи, дополняясь и теряя какие-то детали, дошли и до наших дней.
В день праздника считается во благо встать спозаранку, совершить омовение, одеться опрятно и нарядно, воспользоваться благовониями, быть приветливым со всеми. В этот день мусульмане приветствуют друг друга такими словами: «Да ниспошлет Аллах милость Свою и вам, и нам!», «Да примет Аллах наши и ваши молитвы!». Столь же благоприемлемы и богоугодны щедрые воздаяния бедным и нуждающимся.
Желательно в день праздника до прочтения праздничной молитвы поесть немного фиников или чего-нибудь сладкого. (В отличие от Праздника Разговения в День Жертвоприношения желательно ничего не есть до молитвы, а после совершения ритуалов начать принятие пищи из мяса животного, принесенного в жертву.)
Отмечают Праздник Разговения, собираясь в мечетях, чтобы всем миром почувствовать радость великого праздника. Главный ритуал, совершаемый верующими в мечети,— это праздничная коллективная молитва-намаз. Об этом в хадисе сказано: «Первое, с чего мы должны начать наш день,— это совершить намаз» (аль-Бухари, Муслим). Подобает вступать в мечеть для совершения намаза неспешно, чинно и степенно и прежде, чем переступить порог, мысленно произнести «Аллаху акбар», и после совершения моления вернуться по иному возможному пути, как делал наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), дабы получить еще больше вознаграждения от Аллаха.
Праздничный намаз может совершаться как в большой, центральной мечети, так и в иных мечетях.
Условия праздничного намаза
1. Совершение праздничного намаза является необходимым (ваджиб) для мужчин. В отношении же женщин совершение намаза в дни праздника попадает под категорию сунны. В отличие от пятничной молитвы слушание праздничной хутбы (проповеди) является сунной.
2. Совершение намаза Праздника Разговения рекомендуется с небольшой задержкой, а чтение намаза Праздника Жертвоприношения — сразу как наступит время молитвы.
3. Время совершения праздничного намаза — после восхода солнца до полудня.
4. Мусульманин, по тем или иным причинам не успевший принять участие в праздничном намазе, не вправе совершать его в одиночку, так как этот намаз совершается коллективно и не восполняется как долг. Однако если появится возможность совершить праздничный намаз с другим имамом, то ему следует направиться туда.
5. В праздничные намазы не читаются азан и икамат. Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Я присутствовал на праздничных молитвах, проводившихся Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакром, Умаром и Усманом (да будет доволен ими Аллах) и все они совершали молитву перед проповедью, не прочтя азана и икамата» (аль-Бухари, Муслим).
Намаз по случаю праздника состоит из двух ракаатов (частей) и читается коллективно вместе с имамом (имам читает вслух).
После совершения молитвы произносятся коллективные такбиры: «Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ляя иляяхе иллялаху вал-лаху акбар. Аллаху акбар ва лиллахиль хамд » и имам всходит на минбар для чтения праздничной хутбы. По прочтении хутбы снова произносятся праздничные коллективные такбиры, коллективно читаются зикры – слова восхваления Всевышнего и с вознесением ду‘а Всевышнему завершается праздничный намаз.
Когда будут исполнены эти ритуалы поклонения Творцу, многие мусульмане задержатся в мечети, чтобы поздравить друг друга с благословенным праздником, раздать садака бедным и порадовать подарками детей.
В этот день принято навещать родителей, старших и больных, а также посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Корана и просить
После совершения молитвы произносятся коллективные такбиры: «Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ляя иляяхе иллялаху вал-лаху акбар. Аллаху акбар ва лиллахиль хамд » и имам всходит на минбар для чтения праздничной хутбы. По прочтении хутбы снова произносятся праздничные коллективные такбиры, коллективно читаются зикры – слова восхваления Всевышнего и с вознесением ду‘а Всевышнему завершается праздничный намаз.
Когда будут исполнены эти ритуалы поклонения Творцу, многие мусульмане задержатся в мечети, чтобы поздравить друг друга с благословенным праздником, раздать садака бедным и порадовать подарками детей.
В этот день принято навещать родителей, старших и больных, а также посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи