п»ї
Рслам РІ Татарстане |
Рсламское вероучение после завершения пророческой РјРёСЃСЃРёРё Мухаммеда (РњРёСЂ ему!) быстро распространилось, Рё уже РїСЂРё Праведных халифах мусульманское государство занимало обширную территорию РѕС‚ севера Африки РґРѕ Центральной РђР·РёРё. Р’Рѕ времена Омеядских халифов Рслам приняли народы Закавказья Рё Средней РђР·РёРё, Р° затем РѕРЅ начал распростроняться Рё далее РЅР° просторах современной Р РѕСЃСЃРёРё, РІ том числе Рё РІ Татарстане.
Р’ конце VII – начале VIII веков С….СЌ. происходили периодические РІРѕР№РЅС‹ между войсками Халифата Рё Хазарским каганатом. Мусульманские РІРѕРёРЅС‹, преследуя Хазарского кагана (царя), доходили РґРѕ территории Среднего Поволжья. РљСЂРѕРјРµ того, согласно преданиям татарского народа, РІ Рі.Болгары имеются могилы РґРІСѓС… сахабов - сподвижников РџСЂРѕСЂРѕРєР° Мухаммеда. Р’ 737 РіРѕРґСѓ Хазарский каганат официально принимает Рслам. Болгария РІ то время была частью Хазарии. Таким образом, Рє 992 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° Рслам был официально РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ Волжской Болгарии РІ качестве государственной религии, Рѕ чем упоминает РР±РЅ Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа Аль-Муктадира, завершился процесс принятия Рслама РІ Татарстане, фактически начавшийся 1400 лет назад.
Волжская Болгария СЃ принятием Рслама пережила период Р±СѓСЂРЅРѕРіРѕ расцвета Рё превратилась РІ развитое европейское государство. Рзвестны имена великих болгарских мусульманских ученых РІ области истории , медицины, исламской юриспруденции.
Р’ 13 веке мусульманский РјРёСЂ пережил трагедию безбожного монгольского нашествия, которое РЅРµ обошло стороной Рё Болгарию. Многовековые накопления культурного наследия были уничтожены. Болгария стала частью Золотой РћСЂРґС‹, РІ исламизации которой определяющую роль сыграли мусульманские священнослужители Болгара. Особенную роль РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни Золотой РћСЂРґС‹ Рё постзолотоордынских ханствах играли сеиды, С‚.Рµ. потомки РџСЂРѕСЂРѕРєР° Рслама. РћРЅРё занимали руководящие посты РІ мусульманской иерархии.
После разрушения государственности Казанского ханства Рслам стал запрещенной РіРѕРЅРёРјРѕР№ религией. Сотни мечетей были разрушены, РІ течении веков была утрачена традиция строительства каменных культовых зданий. Мечети Рё медресе располагались РІ деревянных постройках. Р’ консервации Рё сохранении исламских традиций велика роль суфитских братств Тариката Накшбандийа. Духовный РїРѕРґРІРёРі татарских ишанов спас народ РѕС‚ ужасов насильственной христианизации. Результатом беспримерной Р±РѕСЂСЊР±С‹ мусульман Р·Р° СЃРІРѕРё религиозные права стало учреждение Духовного Управления Мусульман РІ Оренбурге Рё Уфе РІ 1789 РіРѕРґСѓ.
С конца XVIII начался постепенный процесс возрождения, который связан с именами великих ученых – просветителей: Курсави, Марджани.
Татарские религиозные мыслители первыми во всем мусульманском мире подняли вопросы обновления, постепенно превратившиеся в движение джадидизма. Усилиями татарских ученых джадидов Ризаэтдина Фахретдина, Галимджана Баруди, Зайнуллы Расули были основаны новометодные медресе – “Мухаммадия” в г.Казани, “Галия” в г.Уфе, “Хусаиния” в Оренбурге, “Расулия” в Троицке, превратившиеся по сути в настоящие университеты по качеству и широте образования. В этих учебных заведениях были подготовлены кадры богословов, что позволило превратить Казань в центр мусульманской культуры, центр восточной учености и арабографичного книгопечатания.
В царской России муфтии назначались государственной администрацией. Февральская революция позволила впервые произвести свободные выборы муфтия на съезде мусульманского духовенства. Первым избранным муфтием стал Галимджан Баруди, ректор Казанского медресе “Мухаммадия”, который умер в 1921 году в хлопотах по организации помощи голодающим Поволжья.
Следующим муфтием стал Ризаэтдин Фахретдин, бывший редактором журнала “Шура” в Оренбурге. В эти годы начались повальные репрессии религиозных деятелей, из 14500 мечетей были закрыты почти все. К 80-м годам действовало всего 90 мечетей по России, только одна в Казани – “Аль-Марджани”
РЎ началом Престройки начался процесс возвращения старых Рё строительство новых мечетей. Р’ течении 10 лет количество мечетей РІ Татарстане превысило тысячный рубеж. РЎ 1992 РіРѕРґР° действует республиканское Духовное Управление Мусульман. Р’ 1998 РіРѕРґСѓ открылся Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ Рсламский Университет РєСЂРѕРјРµ него действуют три высших Рё около 10 средних медресе РїРѕ подготовке профессиональных священнослужителей.
Казань возвращает традиции значимого мусульманского центра. Р’ данное время работают религиозные издательства, газеты журналы. РЎ 1998 РіРѕРґР° муфтием Республики Татарстан избран Гусман хазрат Рсхаков.