Новости Ислама
Версия для печати

Наследие Исмаила бея Гаспринского глазами светской профессуры


  30.05.2011    |   IslamRF.ru

30.05.2011 17:40 Актуальность общественного, политического и просветительского наследия Исмаила Гаспринского в оценках участников конференции «Исмаил Гаспринский и рождение единства российских мусульман» 26 мая 2011 года в ДУМЕР. Normal 0
30.05.2011 17:40

актуальность общественного, политического и просветительского наследия исмаила гаспринского в оценках участников конференции «исмаил гаспринский и рождение единства российских мусульман» 26 мая 2011 года в думер.

дмитрий арапов – доктор исторических наук, профессор московского государственного университета:

актуальность наследия гаспринского связана с тем, что в центре его внимания была проблема образования – одна из ключевых для современной полиэтничной и поликонфессиональной россии. гаспринский стремился к системе гибкого сочетания европейского светского образования и преподавания закона божьего. он считал, что образование всех народов россии должно быть основано на преподавании светских начал и нравственности, а также говорил еще об одной очень важной составляющей – веротерпимости.

дамир хайретдинов – ответственный редактор энциклопедического словаря «ислам в российской федерации»:

актуальность темы по изучению наследия и.гаспринского связана, прежде всего, с тем, что исмаил-бей был реальным активистом и организатором процесса единства российских мусульман того времени. он организовал всероссийскую мусульманскую газету "тарджеман", в которой освещались вопросы, важные отнюдь не одних лишь мусульман крыма, но всей российской империи. он, по сути, создал единый литературный язык, понятный большинству российских приверженцев ислама той эпохи. он поднимал глобальные вопросы, которые не потеряли своей актуальности до сих пор, и которые способствовали консолидации мусульман российской империи. он выстроил совершенно новую схему взаимоотношений российских мусульман с мусульманским миром. начиная с гаспринского, российские мусульмане активно продвигают свою идеологию в турцию и арабский мир, а до него было ровно наоборот. при этом он отнюдь не являлся тюркским националистом, каким его рисовали советские псевдо-исследователи: напротив, гаспринский впервые ввел в оборот понятие "русское мусульманство".

владимир бобровников – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института востоковедения ран

исмаил гаспринский, безусловно, очень крупная фигура. он представляет интерес как для мусульманской богословской традиции, так и для научного исламоведения. фигура гаспринского получила очень неоднозначные оценки, его деятельность рассматривалась как пантюркистская, потенциально опасная для национальных интересов россии. в последние годы началась серьезная переоценка наследия гаспринского, в том числе и в российском исламоведении.

григорий косач – доктор исторических наук, профессор российского государственного гуманитарного университета:

самое главное, что было сделано исмаилом гаспринским – создание новой системы образования мусульманских народов россии, она предполагала выведение российских мусульман на принципиально новый уровень культуры, осведомление российских мусульман в тех сферах знания, которые были необходимы для дальнейшего развития. на этом принципе были организованы крупнейшие мусульманские учебные заведения того времени – мухаммадия в казани, галия в уфе и хусаиния в оренбурге.

айдар хабутдинов - доктор исторических наук, профессор казанского филиала российской академии правосудия

исмагил гаспринский является символом объединения мусульман империи в единую российскую умму. он был лидером модернизации снизу, предпринятой средним классом российских мусульман. вариант гаспригского предполагал мирную трансформацию самодержавной империи в правовое конституционное государство нового времени. при этом россия превращалась в союзное государство православных и мусульман, обеспечивающее стабильные позиции, как в европе, так и в азии.

марсиль фархшатов – кандидат исторических наук, доцент башкирского государственного университета:

поскольку исмаил гаспринский явился одним из идеологов обновленческого движения тюрко-мусульманских народов российской империи и был человеком, который на практике осуществил многие инновационные начала, в том числе и в системе образования, неудивительно, что его личность изучена и описана как в российской, так и в мировой историографии. и тем не менее, некоторые аспекты деятельности джадида остались малоизученными и малоосознанными. это, например, идея создания единого литературного языка для всех тюркских народов, что и сейчас актуально. у нас и сейчас нет единой общепризнанной национальной газеты, такой, какой была газета «тарджеман», являвшейся связующим звеном между тюркскими народами. до сих пор не решен вопрос мусульманской системы образования и соотношения в ней религиозного и светского начал. и даже вопрос о том, как мусульмане должны относиться к западной цивилизации в целом. остается малодоступным «тарджеман» и не решен вопрос о переводе этого наследия на электронные носители. перед исследователями личности гаспринского стоят фундаментальные задачи. как, например, издание его академической биографии, издание полного собрания его сочинений. хотелось бы, чтобы об этом деятели вспоминали не только от юбилея к юбилею, но и между юбилеями осуществлялись дела, соответствующие масштабу его личности.

ольга сенюткина - доктор исторических наук, профессор нижегородского государственного лингвистического университета:

исмаил гаспринский – фигура крупная, яркая и нужно извлекать из его наследия то, что актуально сейчас для всех россиян. в советское время о нем писали только в ракурсе его просветительской деятельности для тюркских народов россии, но сегодня нужно подходить к его наследию более широко – как просветителя в смысле общения народов. наследие исмаила гаспринского сегодня очень востребовано, прежде всего, идеей тюрко-славянского союза и его опытом в ключе достижения понимания между народами. то, что сегодня фигура гаспринского вышла из забвения - это положительный момент.

ахмад макаров – ответственный редактор энциклопедического словаря «ислам в российской федерации»:

исмаил гаспринский был первым исследователем социальных процессов российского мусульманского сообщества. те закономерности, которые он отметил в статье «русское мусульманство» одинаково справедливы и для сегодняшнего дня. например, к таким относятся процессы образования новых общин, миграции мусульманского населения. гаспринский выразил свое мнение и по теме печатной литературы. он писал о том, что если печатные книги запретить, информация, в них содержащаяся, уйдет в рукописную форму, а если запретить и рукописи – в устную. это очень созвучно с ситуацией с мусульманской литературой в наши дни.

альмира тагирджанова – член научного центра «петрополь», санкт-петербург:

величина личности исмаила бея гаспринского доказывается тем фактом, что его еще при жизни назвали «отцом нации». с 1883 по 1918 год он издавал первую тюркоязычную газету и его роль в формировании национальной интеллигенции огромна. считаю, наследие гаспринского должно быть известно широким слоям, а не только узкому кругу специалистов.

алексей старостин – кандидат исторических наук, независимый институт истории материальной культуры, екатеринбург:

значение газеты «тарджеман», основанной исмаилом гаспринским, считаю, непреходяще. по сути гаспринский являлся родоначальником тюрко-мусульманской прессы, российской мусульманской журналистики и эта сфера его деятельности до сих пор не оценена по достоинству. как историк могу констатировать, что архив газеты «тарджеман» - кладезь фактологической информации по истории мусульман того периода, сведения о некоторых событиях отражены только в «тарджемане», и он тоже пока не оценен по достоинству.

денис денисов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник оренбургского государственного аграрного университета:

идея единства мусульман актуальна на протяжении всей истории ислама к этому призывал и исмаил гаспринский, концепция единства мусульман которого востребована и сейчас. но для того, чтобы изучать труды гаспринского необходимо их переиздавать, в том числе и в переводе на русский язык, потому что для большинства исследователей они не доступны. прискорбно, что его труды переиздаются за рубежом, но не у нас.

пресс-служба духовного управления мусульман

европейской части россии

резолюция

научно-практической конференции

«исмаил гаспринский и рождение единства российских мусульман»,

посвященной 160-летию выдающегося мыслителя.

26 мая 2011 года в москве под эгидой духовного управлениям мусульман европейской части россии прошла научно-практическая конференция «исмаил гаспринский и рождение единства российских мусульман». участники конференции – представители академических кругов, религиозных и общественных организаций москвы, казани, уфы, нижнего новгорода, санкт-петербурга, оренбурга, екатеринбурга и крыма, а также гости форума заслушали доклады и выступления о различных аспектах наследия исмаила-бея гаспринского и преломления их в свете сегодняшнего дня. выступавшие отметили актуальность идей и.гаспринского для современности и необходимость дальнейшего изучения и популяризации его деятельности.

участники конференции с удовлетворением отметили наметившуюся тенденцию проводить научные чтения памяти крупных мыслителей российского мусульманского сообщества, в числе которых ставшие ежегодными фаизхановские (нижний новгород) и фахретдиновские (уфа) чтения, выразили надежду на то, что количество и представительность таких форумов будет расти, привлекая все большее число молодых ученых и способствуя консолидации академического и экспертного сообществ, исламоведов в их сотрудничестве с религиозными организациями.

с воодушевлением восприняв процесс модернизации духовного управлениям мусульман европейской части россии, участники и гости пожелали думер акцентировать внимание на необходимости проведения духовными структурами мусульман научных конференций, участия в научных исследованиях и публикации научной литературы.

по результатам конференции участники рекомендовали организаторам:

- углубить и расширить деятельность по популяризации наследия выдающихся личностей российских мусульман путем организации научных мероприятий, летних школ, лекториев, издания монографий, хрестоматий и сборников документов, газетных и журнальных публикаций, и т.п.;

- привлекать и поощрять молодых специалистов, преимущественно из числа мусульман, к научным исследованиям, в том числе к изучению истории российских мусульман и пропаганде наследия их видных представителей;

- выработать рекомендации по использованию наследия и. гаспринского и других джадидов для реформирования и модернизации современного российского общества, довести их до заинтересованных сторон;

- начать работу по составлению академической биографии и.гаспринского и публикации его трудов на русском языке;

- обратиться в фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, в фонд абу ханифы за поддержкой в деле перевода и публикации работ и.гаспринского;

- создать редколлегию для публикации работ и.гаспринского на русском языке;

- издать сборник докладов и выступлений на конференции.

итоговой целью предпринимаемых научных проектов должно стать цельное и глубокое представление о роли мусульман в политической и гражданской истории российского государства. на этой основе должна осуществляться выработка подходов к созданию мусульманской гражданской идентичности, к сохранению приверженности вековым традициям мира и согласия в межконфессиональных и межнациональных отношениях, а также обеспечению весомого и содержательного вклада мусульман в дело формирования общероссийской гражданской идентичности и правового государства российской федерации.

26 мая 2011 года, москва, думер




Другие новости раздела:

В египетской провинции Северный Синай боевики взорвали здание исламского института, сообщает ТАСС со ссылкой на местные СМИ. Террористы обложили здание, находящееся в городе Эль-Ариш, взрывчаткой по периметру, а затем привели ее в действие. Обрушилось ...
Город Анапа, расположенный в Краснодарском крае на берегу Черного моря, привлекает не только туристов. Зачем тратить каждый год деньги на путевку, проживание и еду, если можно здесь приобрести себе жилую недвижимость? ...
Навруз байрам, который празднуют многие мусульманские народы, - праздник прихода весны, день весеннего равноденствия. ...
В Казахстане более тысячи человек вернули в традиционный ислам из радикальных религиозных течений. Чтобы ужесточить ответственность за пропаганду экстремизма, в стране изменили пять кодексов и 20 законов, увеличили тюремные сроки за терроризм и усилили ...

Популярное

Если вам необходима аренда юридического адреса в Москве, стоит зайти на сайт https://www.uradresuzao.ru/29-ifns.html и рассмотреть предложенные варианты. ...
Для того чтобы заниматься определенной деятельностью, каждому предприятию необходимо получать какие-то разрешения или предписания ...