Новости Ислама
Версия для печати

События на Ближнем Востоке как повод вразумительнее относиться к мусульманам


  24.05.2011    |   IslamRF.ru

24.05.2011 16:11 Сотрясающие арабский мир революции заставляют весь мир задаваться вопросом, чем эта волна обернется для региона и мира. О своем видении событий на Ближнем Востоке рассказывает старший научный сотрудник Московского центра
24.05.2011 16:11

сотрясающие арабский мир революции заставляют весь мир задаваться вопросом, чем эта волна обернется для региона и мира. о своем видении событий на ближнем востоке рассказывает старший научный сотрудник московского центра «карнеги» доктор исторических наук алексей малашенко.

— на сегодня ни тунисцы, ни египтяне не добились почти ничего, кроме ухода одиозных президентов и премьер-министров. фактически ситуацией управляют вчерашние подчиненные з.-а. бин али и х. мубарака. можно сказать, что революции в тунисе и египте не состоялись, или же развязка еще впереди?

— революции продолжаются, согласно крылатому выражению: «есть у революции начало — нет у революции конца». сейчас происходит самое интересное — будет выясняться, кто на самом деле пришел к власти; какая будет коалиция; как они сумеют договориться между собой; что они предложат народу и как быстро они добьются хотя бы минимальных видимых результатов. кстати говоря, с этих позиций египет и особенно тунис — поскольку он маленький, видимо, обратятся за помощью к другим странам, потому что многие проблемы нужно решать уже сейчас. если начнутся позитивные изменения; если люди увидят результаты работы коалиционных сил, где будут представлены разные течения и лица — условно говоря, и м. эль-барадеи, и армия, и «братья-мусульмане»; если люди увидят попытки этих группировок договориться между собой, — то протестные настроения пойдут на спад. но если соберется самая разношерстная компания, в которой будут выясняться отношения между собой, — нельзя исключать и рецидивов. в этом случае можно провести аналогии с последними событиями в киргизии.

— немецкие эксперты определили примерный круг лиц, из числа которых могут быть выдвинуты кандидаты на пост президента египта, однако у всех них есть один серьезный недостаток — они престарелые политики, а египтяне хотят обновлений. на ваш взгляд, какие качества будущего президента египта самые главные?

— и амр муса, и м. эль-барадеи — они все хороши, но за ними груз. в этом возрасте, с их уже сформировавшимся опытом и мировоззрением, очень тяжело воспринимать противоречащие их взглядам мнения. например, эль-барадеи несовместим с политическим исламом; время арабского национализма амра мусы ушло. нужно что-то новое…

для меня идеальный политик — 40?летний полковник, как насер, умеренный националист, человек более западных традиций, но четко понимающий роль ислама в египте. должна быть эта самая триада: западничество, ислам и национализм, и все три вектора умеренные. такое сочетание на сегодня было бы оптимальным. и еще одна идеальная черта — образование: хорошо было бы, если бы он где-нибудь отучился на экономическом или юридическим факультете. для того чтобы сформировался новый тип государства, с явным усилением парламента, необходима некая взвешенная, мудрая и не старая фигура.

— у «братьев?мусульман» в египте нет харизматического лидера. ваш прогноз: таковой скоро появится или они так и останутся еще на длительное время безликой, диссидентской организацией, пребывающей в тени известных политиков?

— отличный вопрос! может быть, тот факт, что там не было харизматика, и спасло это движение, и революцию в египте. потому что харизматик в исламе — это обязательно что-то радикальное, с зелеными знаменами, с обязательным врагом в лице израиля… с другой стороны, отсутствие лидера — это причина, по которой «братья-мусульмане» не так активно участвовали в этих событиях. думаю, что «братьям-мусульманам» придется приспосабливаться. харизматический лидер — и политик, и идеолог типа с. кутба — обязательно появится, и умеренное, взвешенное крыло этого движения будет участвовать в выборах…

«братья-мусульмане» — отнюдь не плохие, как многие полагают, хотя сама их идеология склонна к радикализму. я где-то недавно читал материал «конец политического ислама»… давайте не будем торопиться с такими прогнозами. если не нравится, можно придумать новый термин — вместо «политического ислама» пусть будет «общественный ислам»… но эти организации будут участвовать в общественно-политической жизни, потому что есть конкретные люди с такими убеждениями, которые собираются этим заниматься, — и их круг довольно широк.

— «братья-мусульмане» запрещены в россии как экстремистская организация. если завтра они войдут в новое правительство египта, как москве сотрудничать с министрами от этой организации?

— но в москву же приезжал халид машааль из руководства хамас — и что? давно пора научиться нормально относиться к феномену политического ислама. это легитимная тенденция в мусульманском мире. давайте не путать бен ладена и всех остальных. это наша гигантская ошибка, особенно в дагестане и в целом на северном кавказе, когда всех записывают в бандиты. давайте их назовем «религиозно-политическая оппозиция», признаем тем самым свои ошибки, наладим с ними хоть какие-то контакты — и тогда появится вполне легальная почва, чтобы отделить их от террористов, взрывающих метро. если «братья-мусульмане» войдут в правительство египта, а мы будем с этой страной всегда сотрудничать, — это может как-то косвенно повлиять на отношение наших правителей к кавказу в лучшую сторону.

— вы единственный из российских исламоведов, который через сми точно предсказал следующую страну с революционной ситуацией — ливию. на чем был основан ваш прогноз?

— во?первых, м. каддафи засиделся во власти. во?вторых, он утратил харизму национального лидера. так, он неправильно делил нефть, причем делал это уже давно. от него все устали.

кроме того, между киренаикой и триполитанией всегда были проблемы. и в целом было ясно, что нужен какой-то предлог, какой-то демонстрационный эффект — даже не причина, — чтобы ситуация сдвинулась с места… и тут произошли восстания в тунисе и египте — а ливия находится между ними, совсем рядом — и, между прочим, в киренаике говорят на том же самом диалекте, что и в египте. все это сыграло свою роль.

у меня уже давно возникло ощущение, что рано или поздно там будет революция. я не видел, чтобы там мирным путем могла бы поменяться власть. таким образом, это был вопрос времени — и вот оно настало.

— что ожидает ливию в будущем?

— ливия расколется на две или на три части — это совершенно очевидно; киренаика и триполитания вместе жить не будут. это при условии краха каддафи. предположим также, что он останется — мы же должны просчитать все сценарии, хотя в этот я не верю. все равно ливия развалится. как будет развиваться феццан, юго-западная часть нынешней ливии, пока неясно: все-таки туда были вложены большие деньги, там много сторонников каддафи…

если станет ясно, что каддафи может действовать только в рамках последнего города, самого триполи; если [наземная] операция займет несколько часов; если будет достаточно высадки двух батальонов морской пехоты, которые добежали, схватили и уехали — тогда возможна [наземная операция войск нато]. но нужно просчитать эту операцию до дюйма. если же сегодня они вмешаются [наземным вторжением], то могут получить еще один афганистан. конечно, не в таких масштабах, но там — сахара, которую ливийцы могут беспрепятственно пересекать на своих верблюдах, уходить в сторону границ с нигером и чадом. еще одна война, жестокая и кровавая, никому не нужна, она ударит по египту, тунису, по всей африке… может разве что россии будет лучше в связи с ростом цен на нефть, — но говорят, что если цена поднимется до 127 долларов за баррель, то опять будет экономический кризис.

— в каких странах арабского мира ожидается ренессанс политического ислама? где наиболее вероятен приход к власти религиозных фундаменталистов?

— нигде. допускаю их участие в правительственных коалициях, в парламентах — хотя они и без того участвуют в этих форматах. будет рост их влияния практически везде, но чем выше они будут подниматься по властной лестнице, тем умереннее они будут становиться. при этом внизу будут образовываться новые радикальные «крылья». этот процесс вечен: сегодня умеренным исламистам оппонируют их же братья по духу, но более радикально настроенные. главное — не бояться этого процесса, не показывать на кого-то пальцем: «вот он, ваххабит, лови его», — то, что, к сожалению, делается у нас. это нормальная политическая ситуация для всего мусульманского мира, цивилизационная природа ислама, если хотите.

— могут ли, по-вашему, российские мусульмане извлечь какие-либо уроки из ближневосточных потрясений — как положительные, так и негативные?

— надо сразу выделить два ареала, когда мы говорим о российских мусульманах, — это северный кавказ и вся остальная часть россии, где доминирует татаро-башкирское сообщество. для этого второго, большого ареала никаких особенных уроков, да и вообще какой-то взаимосвязи, я не предвижу.

что касается кавказа, то здесь ситуация иная. это прежде всего урок для нашей власти. конечно, на кавказе не будет никаких революций по типу египетской или ливийской, но учитывать и осознавать величину протестного потенциала в этом регионе необходимо. речь идет именно о социальном протесте, а не о настроениях отдельных радикалов. относиться к этому следует с умом. на северном кавказе внимательно смотрели за египтом — так же, как пристально смотрят там за афганистаном и палес­тинцами.

конечно, если в той части света эти события возможны, то у нас ситуация другая. и тем не менее надо понимать, что это часть мусульманского мира. не надо доводить ситуацию до крайностей. события на ближнем востоке — это лишний повод для наших верхов бережнее, вразумительнее относиться к нашим согражданам, и прежде всего к мусульманам.

беседовал дамир хайретдинов




Другие новости раздела:

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...
Президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с послами и руководителями дипломатических представительств мусульманских стран, передает телеканал «МИР 24». ...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с руководством духовного управления мусульман Кыргызстана и верховным муфтием Максатом ажы Токтомушевым, передает телеканал «МИР 24» В ходе разговора патриарх подчеркнул: мусульманское духовенство ...

Популярное

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...