Новости Ислама
Версия для печати

История Золотой Орды… А было ли иго?


  24.05.2011    |   IslamRF.ru

24.05.2011 16:04 Ключевым аргументом тех, кто не желает ничего слышать о 700?летнем юбилее принятия ислама в Золотой Орде, — событии, произошедшем в 1312–1313 годах после воцарения хана Узбека, — является понятие «ордынского, или
24.05.2011 16:04

ключевым аргументом тех, кто не желает ничего слышать о 700?летнем юбилее принятия ислама в золотой орде, — событии, произошедшем в 1312–1313 годах после воцарения хана узбека, — является понятие «ордынского, или татаро­монгольского, ига». «иго» означает, что в течение более двух веков русь находилась на положении бесправной колонии, над которой беспощадно измывались пришельцы­татары. и именно эти два столетия якобы определили экономическую и технологическую отсталость руси от стран европы.

эти концепции родились, получили обоснование и широкое распространение у историков российской империи в конце xviii века, причем термин «татарское иго» был заимствован у польских (м. меховский, р. гейденштейн) и западноевропейских (дж. мильтон, де ту, х. крузе) историков. показательно, что в. н. татищев такого термина не знает и не употребляет — как полагают, по той причине, что он преимущественно опирался на ранние русские летописные выражения, где такой термин отсутствует.

разумеется, вольному воля: сегодня историки вправе как принимать понятие «ига», полностью или частично соглашаясь с польскими и немецкими концепциями российской истории, так и напрочь отвергать их. для обоснования свой позиции представители любой школы могут найти множество источников, соответствующих тем или иным воззрениям. хотя в источниках и не содержится термин «иго», но при желании его наличие можно доказать: трактовка источников в угоду господствующей идеологии — отнюдь не новость в исторической науке. с другой стороны, кроме русских летописей, по истории золотой орды имеется множество арабских и персидских источников. в них нет не только никакого «ига», но и, напротив, золотая орда предстает великим и многонациональным государством, где представители разных народов имели множество возможностей для карьерного и финансового роста.

поэтому для объективности лучше всего обратиться не к трактовкам, и даже не к самим источникам. оценить жизнь славян в составе золотой орды (а «иго» трактуется исключительно как «иго над славянами», потому что никто никогда не говорил о «татарском иге» над чувашами или марийцами) проще всего по археологическим памятникам.

в последние годы археологами введено понятие «русско­ордынского пограничья». оно стало необходимостью в свете новых открытий: золотоордынских памятников на территории собственно русских княжеств. например, в воронежской области памятники золотоордынского круга соседствуют с древнерусскими поселениями той же эпохи, а в рамках одного и того же памятника обнаруживается как ордынская, так и древнерусская керамика. в липецкой области ситуация несколько иная: свидетельств о проживании тюркского населения здесь нет, но обильные находки восточных предметов ордынской эпохи говорят об активных связях разных этнических групп.

наиболее многочисленные находки происходят из раскопок лавского археологического комплекса (городище и два поселения), расположенного в черте современного ельца липецкой области. этот уникальный по размерам памятник датируется xi–xiv веками. раскопками обнаружены усадьбы торговцев, среди находок — весовые грузики, амфоры и бусы из византии, кувшины из северного кавказа, чаша из ирана. с xiv века широкое распространение здесь получают чугунные котлы и золотоордынские кувшины. значительную часть найденных монет составляют изготовленные в азаке (ныне азов ростовской области) — крупном золотоордынском торговом центре, осуществлявшем связи с генуей и венецией. импортная посуда известна и в сельской округе лавского комплекса. это никак не вяжется с расхожими представлениями о запредельной нищете славян­крестьян, которых бесконечно угнетали «злые тотарове».

с александровского городища липецкой области происходят несколько фрагментов штампованной керамики с зеленой поливой, которая была произведена на востоке крыма в начале 1330?х — 1360?х годах. здесь же обнаружены части от трех чугунных котлов. обратим внимание на то, что русские поселения не знали чугунного производства — оно пришло в регион от тюркских народов. кстати, в липецкой области известны и украшения, попавшие на древнерусские памятники в результате более далеких этнокультурных контактов. например, с семилукского городища, поселения каменное, лавского археологического комплекса, с селища воргол?5 происходят наременные накладки, этнически связанные с древними хакасами. посредством кого же осуществлялись торговые связи между русью и хакасией в эпоху золотой орды? думается, ответ очевиден — это были какие­либо тюркские кочевые группы, перемещавшиеся из одной части евразии в другую, но не с саблями и луками, как принято думать, а с кошельками и товарами.

самым представительным памятником ордынского времени на территории курской области является бесединский, или ратский, археологический комплекс у деревни городище (курский район). по мнению в. в. енукова, многочисленные находки красноглиняной и поливной керамики, джучидские монеты свидетельствуют о том, что наряду с основным русским на ратском комплексе проживало представительное в количественном отношении ордынское население. это мнение подтверждается анализом керамики этого комплекса, проделанным в. ю. ковалем. он отмечал, что «вся ордынская керамика на рати — парадная столовая и тарная», в целом же ратское поселение «уникально необычайно большим количеством поливной золотоордынской керамики и особенно неполивной, которая на руси встречается очень редко в виде единичных обломков. по керамике ратский комплекс не похож ни на одно из собственно русских (славянских) поселений xiii–xv веков». итак, первый вывод по этому комплексу — его многонациональный состав населения.

второй вывод ученых еще более интересен. исследовавший коллекцию нумизматических находок с. н. травкин сделал вывод о том, что «бесединский археологический комплекс первоначально получал медную монету преимущественно из столичного района на волге, а позднее из центров западной части золотой орды… систематическое обращение медных джучидских монет на данном памятнике началось не ранее правления хана узбека… обширный количественный и географический состав медных номиналов золотой орды, собранных на одном археологическом памятнике… заставляет предположить наличие здесь достаточно развитого в экономическом отношении поселения (возможно, золотоордынского города xiv века)». рассмотрение всех монет коллекции в целом подтверждает этот вывод. в пользу этого говорят также находки ордынской керамики, следы существования кирпичных построек и сами размеры поселения.

таким образом, в курской области в эпоху золотой орды существовал крупный и богатый городской комплекс — по­видимому, административный центр, — где наряду с основным славянским проживало и многочисленное татарское население. было ли здесь иго? находки археологов говорят о противоположном: здесь сложился уникальный симбиоз разных народов, ведших взаимовыгодные торгово?экономические отношения.

долгое время было распространено мнение о том, что курск не только был стерт с лица земли в ходе монгольского нашествия, но даже и возобновлен потом на совершенно новом месте. сторонники этой точки зрения основывались на упоминании некоего курского городища в грамоте от 1487 года. однако при картографировании мест нахождения кладов золотоордынских монет оказалось, что наибольшее их скопление находится как раз в курске и его ближайшей округе. по плотности и разнообразию находок, характерных для городской культуры золотой орды, округа курска и восточная часть курского района стоят на первом месте в этой области. следовательно, господствовавшая десятилетиями концепция о «кровавом иге, уничтожившем курск», оказывается всего лишь фантазией, базирующейся на идеологии!

действительно, если десятилетиями или даже веками внушать обществу мысль о варварстве татар, уничтоживших русский город, то любое, самое непонятное сообщение автоматически воспринимается как довод в пользу «ига». и лишь комплексные археологические исследования помогли полностью опровергнуть этот миф.

но повергнутыми оказались лишь несколько мифов, только в некоторых регионах россии. а сколько археологических памятников этой эпохи до сих пор толком не изучены учеными! и сколько археологических открытий, опровергающих мифологию о татарско­русской вражде, до сих пор неизвестны общественности! и о скольких найденных памятниках, переворачивающих наши представления об эпохе золотой орды, ученые не говорят объективно!

вопросов больше, чем ответов, и многие из них, увы, риторические. но не будем отчаиваться. уже сегодня знаний, накопленных археологами, достаточно, чтобы опровергнуть самый важный, ключевой миф российской историографии — о варварском характере культуры золотой орды и ее «кровавой» экономике. об этом и многом другом — в наших последующих статьях.

по материалам статей д.и.н. н. а. тропина, к.и.н. а. в. зорина, к.и.н. м. в. цыбина, вошедших в энциклопедический словарь «ислам в центральноевропейской части россии» (м. — н. новгород: ид «медина», 2009).

публикацию подготовил дамир хайретдинов,
кандидат исторических наук, этнолог

на фото: монета, найденная при раскопках захоронения за пределами мечети-мавзолея у поселка красный воронежск




Другие новости раздела:

В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ...
Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...
В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...

Популярное

В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ...