Новости Ислама
Версия для печати

Меры правового воздействия будут применяться только в судебном порядке


  03.06.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

В нашей стране большое внимание уделяется обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательства, гарантированной свободной деятельности частных собственников. Практические результаты дает укрепление системы их правовой защиты.Указом Президента

В нашей стране большое внимание уделяется обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательства, гарантированной свободной деятельности частных собственников. Практические результаты дает укрепление системы их правовой защиты.

Указом Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» от 14 июня 2005 года введен порядок применения мер правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства только в судебном порядке. В соответствии с принятым 21 апреля 2011 года Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» эта важная норма нашла отражение в Хозяйственном процессуальном кодексе.

Корреспондент УзА побеседовала на эту тему с председателем судебной коллегии Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан Ибрагимом Алимовым.

– По инициативе Президента Ислама Каримова в стране сформирована независимая судебная власть, – сказал И.Алимов. – Решение любого конфликта или вопроса в судебном порядке обеспечивает справедливость. При рассмотрении дела судья, будучи независимым, руководствуется только законом, споры решаются гласно, на основе диалога и равноправия сторон. Применение мер правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства в судебном порядке служит надежным гарантом защиты их прав. Если предприниматель сомневается в объективности рассматривающего дело судьи, он имеет право отказаться от него, то есть требовать, чтобы спор решался другим судьей, может привести в суд своего адвоката, свидетелей, представлять доказательства.

Дела, связанные с деятельностью субъектов предпринимательства, в основном рассматриваются в хозяйственных судах. Однако дела, требующие применения мер правового воздействия, имеют некоторые особенности и нуждаются в отдельном правовом упорядочении. Из-за отсутствия процессуальных норм их рассмотрение представляло определенные сложности. В соответствии с новым законом Хозяйственный процессуальный кодекс дополнен главой 203 «Ведение дел о применении мер правового воздействия». Она состоит из восьми статей, которые используются при практическом ведении дел данной категории.

– В законе указано, что контролирующие органы имеют право обращаться в хозяйственные суды с заявлениями о применении мер правового воздействия. Расскажите об этом.

– До принятия указа главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» контролирующие органы рассматривали результаты проверок должностных лиц и применяли в отношении субъектов предпринимательства меры правового воздействия. В отдельных случаях предприниматели, не удовлетворенные их решениями и действиями, обращались в суд. Если иск предпринимателя был обоснованным, его удовлетворяли в суде, но требовалось время для возвращения затраченных средств. В общем, имела место волокита.

В настоящее время контролирующие органы проверяют деятельность предпринимателей только при наличии разрешения, представляемого в установленном порядке. При установлении случая незаконных действий обращаются в суд с просьбой о применении меры правового воздействия. Этот процесс теперь закреплен законом, определено право контролирующих органов на обращение с хозяйственные суды с заявлением о применении мер правового воздействия. Но уместность требований поданного ими иска судья решает в ходе судебного процесса с участием предпринимателя. При отсутствии обоснованности иск отклоняется.

– Каковы меры правового воздействия?

– В соответствии с законом мерами правового воздействия являются прекращение деятельности, прекращение и (или) перепрофилирование деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, применение финансовых санкций, приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности. В соответствии с законодательными актами хозяйственный суд может применять и другие меры правового воздействия.

– Каковы требования к обращениям в суд о применении мер правового воздействия?

– Создан процессуальный механизм этого процесса – определены конкретные нормы по форме и содержанию заявления о применении меры правового воздействия, прилагаемых к заявлению документов, направления извещений и вызовов по делу, что оказывает позитивное воздействие на своевременное и безошибочное рассмотрение судебных дел.

Заявление о применении меры правового воздействия подается в хозяйственный суд в письменной форме. В нем должны быть указаны обстоятельства, на которых основано заявленное требование, подтверждающие его доказательства и др. В соответствии с внесенной в Хозяйственный процессуальный кодекс статьей 15515 в связи с требуемой мерой правового наказания к заявлению прилагаются соответствующие документы. Заявление, поданное с нарушением требований, может служить основанием для его возвращения без рассмотрения.

Заслуживает внимания значительное сокращение срока рассмотрения в суде дела о применении меры правового воздействия. Например, сроки рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций сокращены от одного месяца до пятнадцати дней, срок вступления решения в законную силу – от одного месяца до десяти дней, срок направления копий решения судов – от пяти до трех рабочих дней.

В целом сокращение процессуальных сроков по заявлениям о применении меры правового воздействия позволило сжать сроки общего рассмотрения дел такой категории с семидесяти (по общим процессуальным срокам) до тридцати дней.

– Когда приобретает силу решение суда по делу о применении меры правового воздействия?

– По результатам рассмотрения дела хозяйственный суд принимает решение о применении меры правового воздействия или об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решение хозяйственного суда по делу о применении меры правового воздействия вступает в законную силу по истечении десяти дней после его принятия, если не подана апелляционная жалоба (протест). В случае подачи апелляционной жалобы (протеста) решение хозяйственного суда, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции.

Несогласная сторона может подать апелляционную жалобу на не приобретшее законную силу решение суда по делу о применении меры правового воздействия, а прокурор – внести апелляционный протест. Апелляционная жалоба (протест) рассматривается апелляционной инстанцией в течение пятнадцати дней со дня ее подачи в хозяйственный суд.

Лица, участвующие в деле, имеют право подачи кассационной жалобы на приобретшее законную силу решение суда по делу о применении меры правового воздействия, решение суда апелляционной инстанции, а прокурор – внести кассационный протест.

– Расскажите, пожалуйста, о том, какие еще новшества введены этим законом.

– Важное новшество – возложение на контролирующий орган обязанности известить ответчика о времени и месте судебного заседания. Предоставление суду такого права гарантирует присутствие ответчика на судебном заседании, обеспечивает рассмотрение дела на основе состязательности при участии обеих сторон.

Доказательство правонарушения, совершенное субъектом предпринимательства, обстоятельства, служащего основой для применения меры правового воздействия, возлагается на контролирующий орган. Определение такой нормы в законе повышает ответственность должностных лиц контролирующих органов. Это соответствует принципу презумпции невиновности и предотвращает необоснованное обвинение субъекта предпринимательства.

Теперь только суд решает, есть или нет основание для применения меры правового воздействия. При этом учитываются значимые для дела и требующие уточнения обстоятельства: было ли совершено правонарушение? Располагает ли контролирующий орган основанием для проведения проверки и полномочиями для составления акта или иных документов по ее результатам? Предусмотрена ли законодательными актами ответственность за совершенное правонарушение? Хозяйственный суд проверяет также правильность расчета сумм финансовых санкций.

По делам данной категории заключение мирового соглашения не допускается. Это предотвращает нарушение прав и защищенных законом интересов сторон и третьих лиц.

В заключение следует подчеркнуть, что изменения и дополнения, внесенные в Хозяйственный процессуальный кодекс, не только облегчают работу хозяйственных судов, но и служат более широкой и надежной защите интересов субъектов предпринимательства.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...