Новости Ислама
Версия для печати

Всероссийская конференция, посвященная 160-летию со дня рождения Исмаил-бея Гаспринского


  09.06.2011    |   IslamRF.ru

09.06.2011 13:59 26 мая в Москве под эгидой Духовного управлениям мусульман Европейской части России прошла научно-практическая конференция «Исмаил-бей Гаспринский и рождение единства российских мусульман». Участники конференции —
09.06.2011 13:59

26 мая в москве под эгидой духовного управлениям мусульман европейской части россии прошла научно-практическая конференция «исмаил-бей гаспринский и рождение единства российских мусульман». участники конференции — представители академических кругов, религиозных и общественных организаций москвы, казани, уфы, нижнего новгорода, санкт-петербурга, оренбурга, екатеринбурга и крыма, а также гости форума — заслушали доклады и сообщения о различных аспектах наследия исмаил-бея гаспринского и преломления их в свете сегодняшнего дня. выступавшие отметили актуальность идей и. гаспринского для современности и необходимость дальнейшего изучения и популяризации его деятельности.

участники конференции с удовлетворением отметили наметившуюся тенденцию проводить научные чтения памяти крупных мыслителей российского мусульманского сообщества, в числе которых ставшие ежегодными фаизхановские (нижний новгород) и фахретдиновские (уфа) чтения, выразили надежду на то, что количество и представительность таких форумов будет расти, привлекая все большее число молодых ученых и способствуя консолидации академического и экспертного сообществ, исламоведов в их сотрудничестве с религиозными организациями.

мероприятие начал первый заместитель председателя думер дамир мухетдинов, который приветствовал собравшихся гостей и объяснил концептуальный интерес к изучению наследия гаспринского с точки зрения единства российских мусульман. в начале конференции были оглашены приветственные слова от имени директора института востоковедения ран в.в. наумкина, который огласил с.н.с. ив ран к.и.н. о.в. бобровников, и директора фонда поддержки исламской культуры, науки и образования д.а. бондаренко, зачитанное заместителем директора фонда о.в. симаковым.

д.и.н., профессор мгу, член всероссийской ассоциации востоковедов д.ю. арапов выступил с докладом «исмаил-бей гаспринский и николай петрович остроумов». он отметил, что и. гаспринский, будучи дворянином и чрезвычайно грамотным деятелем, умело использовал свое высокое положение, использовал все возможности для реализации своей миссии просветителя и защитника интересов российских мусульман. так, даже н.п. остроумов, наследник идеологии ильминского, в своей записке писал, что гаспринский благодарил петербургского митрополита «за его заботу о российских мусульманах» (хотя последнее было чистой формальностью), что является показателем его высокой образованности и дипломатичности.

д.и.н., профессор центра политологии и антропологии современного востока рггу, заместитель главного редактора журнала «вестник евразии» г.г. косач выступал по теме «джадидизм в оренбурге: начало xx столетия». эту тему развил затем и к.и.н., старший научный сотрудник оренбургского государственного аграрного университета д.н. денисов в своем докладе «значение и. гаспринского для оренбургских мусульман». в конце хх в. мусульмане из оренбургской губернии стали отправлять своих преподавателей к гаспринскому, с тем чтобы они прошли там переквалификацию для обучения по звуковому методу. миллионер ахмет хусаинов выкупал у исмаил-бея учебную литературу для введения джадидского метода в систему исламского образования в этом регионе. среди подписчиков газеты «тарджеман» были богатые мусульманские купцы хусаиновы, писатель фатих карими и др., состоявшие в переписке с редакцией. благодаря этому в газете регулярно освещались вопросы жизни оренбургских мусульман.

генерал-майор, президент фонда «русские» л.и. шершнёв в ходе доклада «“русское мусульманство”: эпоха гаспринского и современность» представил участникам конференции один из номеров журнала «дипломатика», который целиком посвящен теме взаимоотношений российских мусульман и российского государства. исмаил-бей первым из мусульманских мыслителей нашей страны ввел в оборот понятие «русского мусульманства», при этом он писал: «я верую, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства».

д.и.н., профессор казанского филиала российской академии правосудия, руководитель казанского отделения фонда «марджани» а.ю. хабутдинов выступил по теме «”русское мусульманство” исмаила гаспринского: единство в многообразии». в нем он сделал упор на единой системе мусульманского образования, которую продвигал в жизнь исмаил-бей, на идеях единой мусульманской «нации»-миллета, единого литературного языка.

д.и.н., профессор нижегородского государственного лингвистического университета о.н. сенюткина представила доклад «исмаил гаспринский: личность и время». еще при жизни исмаил-бея его личность стала восприниматься в российской мусульманской умме как «отца нации», хотя тогда же наметилась и некая двойственность в его восприятии, поскольку он выстраивал концепцию российско-мусульманского единства и не являлся тюркским националистом в полном смысле этого слова. в начале 1990-х гг. фигура гаспринского воспринималась не сама по себе, а лишь как фон для национализма на постсоветском пространстве — причем как тюркского, так и украинского. и лишь в наше время наметилось серьезное, объективное изучение его наследия.

д.и.н., профессор казанского (приволжского) федерального университета д.м. усманова озвучила доклад «“европейские турне” и. гаспринского, ф. карими и с. максуди: эволюция “жанра”». она обратила внимание, что личность исмаил-бея вызывает огромное уважение со стороны всех российских мусульман, что он по праву рассматривается как объединяющая, во многом символическая фигура, в первую очередь крымскими татарами, как и другими мусульманскими нациями бывшей российской империи. жанр путевых заметок, выросший из «хадж-наме», развивался как гаспринским (в виде отдельных публикаций в «тарджемане» французских и суданских писем), так и позже фатихом карими и садри максуди. европа, несмотря на культурную притягательность, оставалась для российских мусульман «чужой» в ментальном плане, но они искали здесь идеальную модель некоторых актуальных вопросов того времени (роль женщины, идея прогресса мусульманской нации, положение мусульманских земель).

к.и.н., доцент башкирского государственного университета (уфа) м.н. фархшатов огласил доклад «ахмед-заки валиди и исмаил гаспринский (к проблеме эволюции интеллектуальной элиты тюркских народов российского востока на рубеже хiх — хх веков)». в чем-то а.-з. валиди и и.гаспралы были едины — например, в научно-просветительской деятельности, но в отдельных вопросах выступали антагонистами. так, валиди выступил с критикой идей гаспринского о национальном единстве российских мусульман, признав их утопичными. вместе с тем заки валиди особо отмечал роль исмаил-бея в понимании значения сми, в женском вопросе, в развитии единого литературного языка.

д.филол.наук, профессор мпгу, ведущий научный сотрудник ив ран а.т. сибгатуллина выступила по теме «исмаил гаспринский как писатель и литературный критик», где проанализировала неизвестные страницы литературного творчества исмаил-бея. директор дома-музея е. нагаевской и а. ромма из бахчисарая м.в. соколова выступила с докладом «бахчисарай бережно хранит наследие гаспринского». к.и.н., сотрудник независимого института истории материальной культуры из екатеринбурга а.н. старостин выступил по теме «традиции тюрко-мусульманской журналистики уральского региона». г.ю. хабибуллина, к.пед.н., декан миу, представила доклад «инновационные процессы в исламском образовании: эпоха гаспринского и день сегодняшний». и.з. мухамеджанов, координатор научно-просветительской программы центра «аль-васатыйя», выступил по теме «джадидизм “аль-васатыйя” — попытки выработки критериев гражданской идентичности российских мусульман». к.филол.н., доцент казанского (приволжского) федерального университета а.м. ахунов представил доклад «и. гаспринский — объект исследования российских и зарубежных ученых. (обзор книжных изданий последних 10 лет)». д.в. макаров, руководитель отдела по работе с общественными организациями и мигрантами думер, огласил доклад «и. гаспринский как первый исследователь социальной составляющей жизни мусульманской общины россии». с сообщением по теме «гаспринский в армянской печати» выступила а.н. тагирджанова, сотрудник института петербурга, специалист по истории мусульманской общины санкт-петербурга. одна из заметок гаспринского от 1913 г. так и называлась: «привет армянскому народу» и была написана с целью снижения армяно-тюркских противоречий.

с заключительным словом выступил председатель совета муфтиев россии, председатель думер муфтий шейх равиль гайнутдин, который в мае сего года посетил могилу исмаил-бея в бахчисарае и обратился к аллаху с мольбами за души усопших мусульман крыма. равиль-хазрат, в частности, сделал особый упор на необходимость воплощения в жизнь главной концептуальной мечты исмаил-бея — достижения единства российских мусульман, что следует из коранической заповеди «держитесь за вервь аллаха все и не разделяйтесь», и процитировал и. гаспринского: «мне кажется, что в будущем, быть может, недалеком, россии суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы».

участники конференции приняли итоговую резолюцию, в которой, в частности, рекомендовали организаторам углубить и расширить деятельность по популяризации наследия российских мусульман; привлекать и поощрять молодых специалистов к научным исследованиям по изучению истории российских мусульман и пропаганде наследия их видных представителей; выработать рекомендации по использованию наследия гаспринского для реформирования и модернизации современного российского общества.

с воодушевлением восприняв процесс модернизации думер, участники и гости пожелали муфтияту акцентировать внимание на необходимости проведения духовными структурами мусульман научных конференций, участия в научных исследованиях и публикации научной литературы. итоговой целью предпринимаемых научных проектов должно стать цельное и глубокое представление о роли мусульман в политической и гражданской истории российского государства. на этой основе должна осуществляться выработка подходов к созданию мусульманской гражданской идентичности, а также обеспечению весомого и содержательного вклада мусульман в дело формирования общероссийской гражданской идентичности и правового государства рф.

дамир хайретдинов, к.и.н., ведущий конференции

материал опубликован в газете «ислам минбаре», №6-7 (187-188), июнь-июль 2011.




Другие новости раздела:

Город Анапа, расположенный в Краснодарском крае на берегу Черного моря, привлекает не только туристов. Зачем тратить каждый год деньги на путевку, проживание и еду, если можно здесь приобрести себе жилую недвижимость? ...
Навруз байрам, который празднуют многие мусульманские народы, - праздник прихода весны, день весеннего равноденствия. ...
В Казахстане более тысячи человек вернули в традиционный ислам из радикальных религиозных течений. Чтобы ужесточить ответственность за пропаганду экстремизма, в стране изменили пять кодексов и 20 законов, увеличили тюремные сроки за терроризм и усилили ...
Не допустить распространения идей радикальных исламистов среди мусульман Северной Осетии - такие задачи стоят перед духовенством республики. По данным спецслужб, десятки человек планируют выехать за пределы России, чтобы примкнуть к боевикам в Сирии. ...

Популярное

Если вам необходима аренда юридического адреса в Москве, стоит зайти на сайт https://www.uradresuzao.ru/29-ifns.html и рассмотреть предложенные варианты. ...
Для того чтобы заниматься определенной деятельностью, каждому предприятию необходимо получать какие-то разрешения или предписания ...