Новости Ислама |
начиная с 2001 года, который был объявлен оон годом диалога цивилизаций, этой теме были посвящены сотни конференций, семинаров и научных работ в самых разных странах мира. однако раскол по цивилизационному разлому до сих пор не удалось преодолеть. возможно, это говорит о том, что концепция диалога зашла в тупик. о том, что может стать альтернативой диалогу, мы сегодня беседуем с доктором сухейлем фарахом, профессором ливанского университета, который занимается вопросом диалога цивилизаций уже не один десяток лет.
— доктор фарах, прежде всего разрешите поздравить вас с юбилеем и примите искренние пожелания здоровья и успехов в вашей деятельности! у вас есть российское гражданство, вас многое связывает с россией по долгу вашей деятельности. расскажите, какова цель вашего нынешнего визита?
— я принимал участие в xi международных лихачевских научных чтениях, которые проходят в санктпетербурге и посвящены диалогу цивилизаций в глобальном мире. эта конференция традиционно собирает авторитетных ученых, деятелей культуры и экспертов более чем из 20 стран для обсуждения ключевых гуманитарных проблем современности, важнейшей из которых является развитие диалога культур и партнерства цивилизаций.
я выступил с докладом под названием «от диалога к партнерству цивилизаций: принципы, препятствия и перспективы». этот доклад я представляю в юнеско 14 сентября этого года на v цивилизационном форуме «стратегия диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры», на повестке дня которого помимо прочих вопросов — обсуждение проекта всеобщей декларации юнеско о стратегии диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры. подготовкой этого проекта занимается международный коллектив ученых. россию в нем представляют академик юрий владимирович яковец, академик юрий сергеевич осипов и борис николаевич кузык. самого себя я тоже отношу к российской команде.
в санкт-петербурге у меня также были научные и деловые встречи с деканом, профессорами и студентами социологического факультета спбгу.
кроме того, ряд важных для меня встреч прошел в нижнем новгороде — прежде всего с руководством духовного управления мусульман нижегородской области и издательского дома «медина», с которыми меня связывают годы тесного и плодотворного сотрудничества по вопросам развития диалога цивилизаций и просто теплые отношения. также была интересная встреча на факультете международных отношений нижегородского государственного университета — с деканом олегом алексеевичем колобовым и студенческой аудиторией, состав которой отражает разнообразный облик вашего региона: среди собравшихся были и мусульмане, и христиане, и иудеи, и неверующие люди. в рамках этой встрече на фмо был показан фильм «путь к диалогу», подготовленный ливанороссийским домом и группой творческих людей из казани и из других городов в честь моего юбилея.
— вы занимаетесь продвижением идеи диалога цивилизаций на протяжении многих лет. какие аспекты этой проблемы на сегодняшний день вы назвали бы самыми актуальными?
— сегодня уже не приходится доказывать необходимость диалога между разными цивилизациями, религиями и культурами. понимание того, что мир, в котором мы живем, разнообразен, есть. и нам пора переходить от сферы диалога к сфере сотрудничества, или, точнее, партнерства, на всех уровнях — экономическом, политическом, культурном и т.?д. поэтому насущной проблемой сейчас является отсутствие институтов диалога, что готовили бы постоянные кадры, которые в свою очередь могли бы развивать это течение. иначе внимание к проблеме сводится к проведению тематических семинаров и конференций. нам нужны кадры, которые будут воспитаны в духе диалога, о котором мы говорим.
подобная образовательная программа существует, этот проект называется «международный интернетуниверситет диалога культур и цивилизаций». профессора из разных стран могли бы преподавать четыре предмета: «цивилизация: история, настоящее и будущее», «диалог и партнерство цивилизаций», «институты диалога цивилизаций», «цивилизационный туризм». пятый предмет мы будем преподавать с учетом цивилизационной специфики того или иного региона. например, если речь идет об индии, то это будут эти четыре предмета плюс «индийская цивилизация» и так далее.
важность этого проекта сложно переоценить. я и мои коллеги возлагаем на него большие надежды в плане достижения наших целей. особенность этого проекта заключается в том, что он подходит для представителей самых разных специальностей, не только гуманитарных: как преподают философию, так можно преподавать и цивилизационные знания.
— одним из факторов, определяющих формирование цивилизации, является религия. какую роль, на ваш взгляд, религии могут играть в диалоге цивилизаций?
— роль религии в этом процессе может быть очень велика, поэтому крайне важно, чтобы был реализован ее созидательный потенциал, ведь у религиозных институтов есть и разрушительная сила.
конфессиональным составляющим диалога цивилизаций посвящена монография «диалог и партнерство цивилизаций: межконфессиональное и кросскультурное измерения» из серии «диалог цивилизаций», составителем и автором предисловия которой я являюсь. в этой книге люди разных вероисповеданий открыто говорят о том, как они относятся к себе, своей религии, культуре и к иноверцам, их культуре, их ценностям. идея была такая: дать православному возможность узнать мнение мусульманина по этим вопросам от самого мусульманина и так далее.
мы должны насаждать культуру открытости к диалогу, потому иногда мы становимся свидетелями религиозного эксклюзивизма. некоторые люди ощущают себя искренне верующими, но при этом исповедуют неприятие другого, пребывают в убежденности до заблуждения, что истина открыта только им, что способ спасения ведом только им.
для налаживания диалога важно, чтобы в том числе на уровне религии его участники были свободны от стереотипов о себе и о других. посмотрите, исторические памятники часто становятся объектом притязаний и конфликтов. когда человек становится рабом своего негативного исторического памятника, это мешает ему вести искренний диалог. настоящий диалог возможен, только если участники приступают к нему с чистым сердцем, пониманием того, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, с убежденностью в том, что общечеловеческие ценности стоят превыше всего.
— при таком подходе получается, что двигателем идей религиозной толерантности должны быть религиозные институты. каким образом они могут встроиться в международный процесс?
— они уже участвуют в этом процессе. например, в прошлом году в астане при поддержке президента назарбаева прошел очередной всемирный форум духовной культуры, который собрал вместе представителей самых разных религиозных институтов и ведомств. их объединяет вместе со всеми, кто искренне нашел или еще только ищет свой чистейший духовный путь, то, что понятие духовного они понимают как фундамент всех культур, религий, мировоззрений и мировых событий. ведь дух религии — это дух мира, справедливости, добра — вот то, что отражает волю бога, или аллаха, или в понятии буддизма — космический разум на земле.
здесь, скорее, надо говорить о том, что религиозный институт должен постоянно обновлять себя, очищать себя морально, этически, духовно обогащать себя. но не только в рамках своего узкого пространства, но и за счет других.
нападки на протестантов, православных, мусульман, евреев и так далее — недопустимы. сегодня мы переживаем общепланетарный духовный кризис, для преодоления которого нам необходимо обновление общего наследия нравственных ценностей. нам нужна новая моральная доктрина, новый цивилизационый дискурс, новый гуманистический подход к другим людям, иноверцам. а это становится возможным только когда люди лучше узнают, искренне уважают и доверяют и наслаждаются достижениями друг друга. и тут мы возвращаемся к теме диалога и партнерства цивилизаций.
— над чем вы работаете в настоящее время?
— если на то будет воля всевышнего, я надеюсь, что совместно с думно, ид «медина», академиком колобовым мы продолжим работу над серией «диалог и партнерство цивилизацй». у нас в планах — осуществить перевод этой серии на арабский язык. кроме того, из книг этой серии мы хотим подготовить учебники, которые вместе с другими источниками литературы могли бы составить базу для международного интернетуниверситета диалога культур и цивилизаций.
также я работаю над двумя книгами на арабском языке по проблемам российской цивилизации, национальной идентичности и связям россии и арабского востока.
еще одно направление деятельности, по линии ливано-российского дома — проект о выдающихся мыслителях россии. за последние четыре года мы организовали три международных семинара. первый был посвящен творчеству федора достоевского, в рамках этого проекта мы издали книгу на русском и арабском языках «ф.?м. достоевский. бог, человек и цивилизация». второй семинар был посвящен александру пушкину, книга с материалами семинара называется «религиозное и светское в творчестве александра пушкина». в этом году мы организовали международный семинар «цивилизация человека в прогнозах питирима сорокина», посвященный соответственно творчеству русскоамериканского социолога питирима сорокина, основателя социологической школы в америке, работы которого теперь являются светлым ядром современной российской социологической школы. следующие семинары планируется посвятить дмитрию лихачеву, льву толстому и др.
также собираюсь вместе с ливанским университетом в этом году организовать международный семинар на тему «образ арабоисламской культуры в российском востоковедении».
ведется работа и по другим направлениям. в частности, мы пытаемся работать по линии инициативы владимира путина с группой стратегического видения «россия — исламский мир». пока это слабая точка, функционирует неэффективно. мы надеемся найти новые силы, новые возможности, чтобы развиваться в этом направлении, потому что стратегические отношения между россией и исламским миром — это очень важно. но, к сожалению не всегда эти вопросы зависят от научных кругов, сила — в руках политических деятелей, у тех, у кого есть полномочия. наша сила — мозг и перо. а у них есть другие возможности. но мы работаем вместе.
беседовали
альфия бекзентеева, петр чуприков
материал опубликован в газете «медина аль-ислам», №6-7 (117-118), июнь-июль 2011.
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |