Новости Ислама
Версия для печати

Самая красивая страна в мире


  14.06.2011    |   Полит.ру

Реклама Мыпубликуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проектаинформационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM».Гость передачи – доктор исторических наук, заведующий кафедрой современногоВостока РГГУ, ведущий научный
реклама

мыпубликуем стенограмму передачи «наука 2.0» – совместного проектаинформационно-аналитического портала «полит.ру» и радиостанции «вести fm».гость передачи – доктор исторических наук, заведующий кафедрой современноговостока рггу, ведущий научный сотрудник института востоковедения и институтаафрики ран андрей коротаев. услышать нас можно каждую субботу после23:00 на волне 97,6 fm. "полит.ру" публиковало размышления андреякоротаева и юлии зинькиной о механизмах египетской революции и комментарий андреякоротаева о перспективах ситуации в йемене.

см. также:

дмитрий ицкович: здравствуйте, дорогиедрузья! сегодня у нас в студии снова андрей витальевич коротаев. к сожалению,сегодня нет нашего соведущего от радио «вести fm» анатолия кузичева. в студии толькомы с борей долгиным - от «полит.ру».

в прошлый размы говорили о социальной ситуации на арабском востоке. эта ситуация сейчас достаточносходная во всех странах региона, и привела она к тем событиям, на которые мыможем посмотреть, включив кнопку телевизора или послушав радио. и мы совершенноне успели поговорить о йемене, стране достаточно уникальной.

борис долгин: и очень значимой длянашего сегодняшнего гостя.

андрей коротаев: давайте сегодня говоритьпро йеменскую специфику?

д.и.: да-да-да.

б.д.: как устроен современный йемен, чтотакое йемен предыдущих эпох, сохранились ли в современном йемене остатки прошлыхэпох?

а.к.: давайте довершим разговор проарабское многообразие. в прошлой передаче мы говорили про общий знаменатель, атеперь надо сказать несколько слов и о колоссальных различиях. в прошлый раз мыпришли к выводу, что синхронность революций в арабском мире совершенно неслучайна, но не случайно и то, что они настолько по-разному проходят. страны-тосовершенно разные. а в йемене здесь, наверное, всё совсем уж зашкаливает,потому что в йемене существует ещё колоссальное внутреннее разнообразие.

я понял, чтоколлеги имели дело с репортажем…

д.и.: да, на «полит.ру» у нас была статья о йемене.

а.к.: поэтому, наверное, какое-топредставление у вас имеется о невероятном разнообразии. я подозреваю, что уавтора репортажа на «полит.ру» ощущение было, совершенно справедливое, чтосамая красивая страна в мире – это йемен.

б.д.: да, у автора именно такоеощущение, и он испытывал опасение, как бы эта красота, эта гармония не оказалисьразрушены массированным приходом туда современного мира.

д.и.: да и просто войной.

а.к.: хорошее замечание насчёт войны,но это все же другой вопрос.

почемувсё-таки йемен производит такое впечатление? видимо, из репортажа видно, наскольковыдающимся феноменом является йеменская архитектура. впрочем, про йеменскуюархитектуру говорить очень сложно, потому что трудно найти два крупныхйеменских города с одинаковой архитектурой. ну, вот возьмём сану – там архитектурныйстиль абсолютно уникальный, кроме как в сане, он нигде не встречается. еслисравнить с мукаллой – это порт, так мукалльский порт тоже один из красивейших вмире. трудно что-то более красивое увидеть, чем гавань мукаллы на закате. нотам архитектура совсем другая. а рядом сиюн и шибам - по-моему, названия такиекрасивые...

д.и.: в чём разница, и почему такая разница?

а.к.: когда в 1937 году выдающийсяанглийский резидент, политический агент инграмс пытался установить в южномйемене мир, он для этого заключил так называемый «пакт инграмса». цель было найтивсех реальных носителей власти, всех реальных политиков, все реальныесуверенные образования на территории южного йемена и подписать с ними договор омире. ему на территории одного хадрамаута пришлось 700 раз его подписывать. выяснилось,что там 700 политических образований, что кроме двух крупных султанатов былоогромное количество деревень, которые считали себя полностью суверенными. быликакие-то совсем уж экзотические образования, например такие, как сувереннаямогила святого. это реально могила святого, вокруг которого есть священноепространство, там есть некая семья людей с некой харизмой, которые считаютсяхранителями вот этого священного пространства. и вот это по сути представлялособой суверенное образование, с которым надо было отдельно подписывать мир. неговоря уже про племена, а там было больше количество совершенно независимыхплемён.

б.д.: то есть всё это разнообразиетянется в историю, имеет корни в тех образованиях, которые были там раньше.

а.к.: нужно еще иметь в виду крайнепересечённый рельеф, в особенности на севере йемена, когда расстояние по карте 10 км,но двигаться надо день. потому что полдня спускаешься вниз, в ущелье, а полдня поднимаешьсяв верх ущелья. и за день максимум 10 кмсможешь пройти - вот такая скорость передвижения. то есть такая дробностьстраны, дробность политических систем, да еще и религиозная дробность, крайняярелигиозная неоднородность. на севере и юге совершенно разные ветви ислама. насевере – зейдиты…

д.и.: кто такие зейдиты?

а.к.: зейдиты – это некое направление висламе, отколовшееся от шиизма. хотя они себя шиитами и не считают, но так же,как и исмаилиты, они тоже отделились от шиитов. сейчас реально это уженезависимое направление. зейдиты – это только северный йемен.

в этой стране сложно найти какой-то общей знаменатель не только на уровнестраны, но даже на уровне какой-нибудь историко-культурной области.

всё равнонаблюдается колоссальное разнообразие.

простопорядка ради, давайте всё-таки чуточку выйдем за пределы йемена. вот такойхарактерный пример. я думаю, очень многие из слушателей успели побывать в тунисеи в египте. и, наверное, обратили внимание, что там обязательно нужноторговаться, не торговаться – просто глупо, это ни к чему хорошему не приведёт.а вот в ливии пока мало кто был, а ливия тоже безумно красивая страна - дай бог,чтобы она, наконец, открылась. если ливия всё-таки откроется, и туда поедуттуристы, хочу предупредить: в ливии торговаться ни в коем случае нельзя.абсолютно бесполезно, только себя унизишь, будут смотреть, как на дурака.страны вроде рядом, а разница колоссальная.

д.и.: в больших городах - не знаю, иерусалимили тунис, или каир, с большими торговым пространствами – там идёт торг междулюдьми. а в ливии как?

а.к.: сейчас поймёшь. за этим стоит,конечно, глубочайшее культурное различие между ливией, с одной стороны - иегиптом и тунисом, с другой. египет и тунис между собой достаточно близки, а ливияот них колоссально далека. и это, кстати, объясняет разный характер революций.то есть сходство революций в египте и тунисе и колоссальное отличие революции вливии.

в ливиивсё-таки культура бедуинская. есть известное различие между бедуинами иосёдлыми. порядка ради, скажу, что в египте ещё в xviii веке большая часть так называемыхбедуинов были в реальности оседлыми, вели земледельческий образ жизни.

главное отличие бедуина от феллаха не в том, что бедуин кочует, а в том,что бедуин вооружён, у него совсем другой кодекс чести и тому подобное.

главноеотличие здесь сводится к тому, что, пользуясь традиционной арабской дихотомией:бедуины и оседлые - если оскорбить оседлого, тот будет стараться тебеотомстить, будет рваться с тобой подраться - в особенности, если рядом егодрузья, которые будут его всячески удерживать. но будет вырываться до такойстепени, что всё-таки не вырвется. а вот если оскорбить бедуина, он тебя можетубить совершенно реально. бедуин действительно будет стремиться тебе отомстить,бедуина лучше не трогать.

д.и.: с ним не шутить.

а.к.: с бедуинами лучше не шутить,потому что это люди совершенно серьёзные: для них утрата лица, потеря чести –это что-то совершенно невероятное. в таких мирных арабских странах с традиционнымосёдлым населением, скажем, в египте, - уровень убийств один из самых низких вмире – это 0,5 на 100 тысяч. в бедуинских странах ситуация другая.

д.и.: у нас в студии сегодня андрейвитальевич коротаев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой современноговостока рггу, ведущий научный сотрудник института востоковедения институтаафрики ран, который в сегодняшней ситуации оказывается невероятным ньюсмейкероми знатоком самой что ни на есть бурлящей действительности. говорим мы сегодняпреимущественно о йемене. так в йемене торгуются или нет?

а.к.: как уже легко догадаться: иторгуются, и не торгуются.

б.д.: в зависимости от того, какаячасть йемена.

д.и.: а как догадаться, с кемторговаться, с кем нет?

б.д.: и насколько позитивно на судьбейемена сказалось объединение юга и севера - и, соответственно, усилениеразнообразия? это произошло уже на нашей памяти.

а.к.: не факт. когда в 94-ом году былапопытка юга отделиться от севера, в адене был практически национальныйпраздник, народное гуляние, но именно в адене. южно-йеменская глубинка неподдержала попытку отделения, потому что попытку отделения предприняли бывшиекоммунисты, горожане…

б.д.: то есть бывшая элита народно-демократическойреспублики.

а.к.: да. горожане от коммунистическогорежима, может, даже больше выиграли, чем проиграли, у них остались такиехорошие ностальгические воспоминания. примерно как в россии у многих отсоветской эпохи. а вот деревне, где была попытка осуществить такую советскуюколлективизацию со всеми её эксцессами…

д.и.: ничем хорошим не запомнилось.

а.к.: память осталась окоммунистическом правлении крайне плохая, поэтому хотя города были за отделение…

б.д.: глубинка опасается повторения.

а.к.: там остались столь плохиевоспоминания о коммунистах, что они сблокировались с севером.

а ведь самообразование северного и южного йемена было абсолютно неслучайным. на севере,где большинство населения составляют как раз зейдиты, – более или менееобъединились вокруг зейдитских имамов, в сане. а юг выбрал британскийпротекторат. нужно иметь в виду, что южный йемен был всё-таки не колонией, апротекторатом. было огромное количество всяких султанов и полунезависимыхплемён, которые признали британский протекторат. там прямого британскогоправления никакого не было, только соглашение с британией о том, что они непроводят самостоятельной внешней политики, не имеют права на военные действиябез согласования с английскими политическими резидентами. это был очень мягкийпротекторат, до некоторой степени даже более выгодный южным йеменцам, чемангличанам. я видел в историческом музее йемена переписку между аденскимивластями, т.е. британскими колониальными властями и центром. речь сводилась ктому, что

из лондона просили эти аденские власти сидеть в адене и никого больше под британскийпротекторат не брать, сферу влияния не расширять.

потому чтореально англию интересовал аден просто как заправочная станция на пути в индию.

б.д.: контроль за проливом, я думаю,тоже.

а.к.: контроль за проливом, ноособенная стратегическая важность адена была именно в плане сообщения с индией.вначале пришлось заключать договоры с соседними племенами, чтобы аден непострадал, потом приходилось заключать договор с соседями соседей, потому чтоте нападали на те племена, с которыми были заключены соглашения, при этомпришлось расширять сферу протектората…

б.д.: вынужденное расширение сферывлияния.

а.к.: а кто шёл под британскийпротекторат? не-зейдиты, которых страшило распространение власти зейдитских имамови которые предпочитали более мягкий, номинальный английский контроль потенциальномуреальному зейдитскому контролю. он ведь означал еще и налогообложение, а англичанамйеменские племена ничего не платили. принятие власти зейдитских имамов значило,что люди из саны начнут обкладывать тебя налогом. если ты зейдит, ты еще на этоможешь пойти, всё-таки это налог в пользу единоверцев, а когда не единоверцыпридут и начнут с тебя налог брать…

д.и.: вот это обидно.

а.к.: то лучше уж заключить соглашениес англичанами, что в общем-то…

б.д.: мало к чему обязывает.

а.к.: конечно, неприятно, что воевать самостоятельно не сможешь, это для многихтяжёлая жертва, но ведь гарантию безопасности от англичан получаешь.

так что границав этом плане довольно причудливая, но совершенно не случайная: это зейдитские инезейдитские районы. вот первое глубокое деление внутри йемена. в общем, южныййемен образовывался по отрицательному признаку, по принципу незейдизма.

б.д.: и объединяет внутри себя много всякогоразного.

а.к.: то есть всё, что рядом с аденом….

д.и.: а что еще разное - кроме каких-товетвей ислама?

а.к.: может быть, не все знают, что невсё население аравии – это арабы. почему-то даже в справочниках об этом нет,это загадочная вещь: в южной аравии есть какое-то количество автохтонныхнародов, которые арабами не являются, язык которых абсолютно не арабский. этотакая самостоятельная, обособившаяся ветвь семитских языков, так называемыеюжно-аравийские языки. в этом плане арабский значительно ближе к ивриту, чем ксовременным южно-аравийским языкам. там фонетика совсем другая, экзотическая, тамвот третий симилянт есть, которого больше нигде не осталось…

д.и.: третий симилянт - что это такое?

а.к.: ближайший аналог – в валлийском,который двумя lпередаётся, он уверенно реконструируется на прасемитском уровне. по-моему,нигде не остался, а вот в современных южно-аравийских языках сохранился.пожалуй, если кто известен, так сокотрийцы - благодаря острову сокотра. но надоиметь в виду, что они не только на этом острове живут, ещё и на континенте - эторайон йеменско-оманского пограничья, крайний северо-восток йемена и крайний югомана. это как раз зона обитания этих языков - как минимум, известно пять описанныхживых южно-аравийских языков на континенте. территория эта за сотню тысяч квадратныхкилометров, по крайней мере, одна десятая территории йемена. территория большая,но не очень сильно населённая.

д.и.: большая – это сколько?

а.к.: под сто тысяч квадратныхкилометров - там три ливана точно будет.

д.и.: а эти племена внешне отличаютсяот арабов?

а.к.: вроде да, это вроде бы потомкипервой волны семитского заселения аравийского полуострова. как раз они являютсяболее автохтонным населением, чем остальные йеменцы.

д.и.: а религия у них какая?

а.к.: ислам, но ислам был до последнеговремени крайне слабым, с массой традиционных обычаев, вступавших в резкоепротиворечие с исламом. давайте одну историю расскажу, которая даёт ароматэтого места, аромат вообще аравии.

был долгийспор о том, была ли в древней южной аравии полиандрия, многомужество? вродебыла, но данные очень противоречивые. во время этого спора один из участниковдискуссии умудрился найти данные в пользу существования южно-аравийской полиандриив совсем уж неожиданном источнике – в мин ши, китайском источнике. как висторию династии мин могли попасть данные про южно-аравийскую полиандрию? объяснениедовольно простое: потому что при династии мин была предпринята активная китайскаяморская экспансия. совершили плавание по индийскому океану - и доплыли до юга аравии.и вот в записках китайских путешественников сохранилась такая запись: спускаютсякитайцы в какой-то южно-аравийский порт где-то в районе махры, т.е. напограничье современного омана и йемена. выходят на берег, всё их там удивляет,описываются всякие там удивительные вещи. и видят, что женщина идёт в чадре. спрашиваюту местных, что это такое. им объясняют, что это такое. потом попадаетсяженщина, на которой две чадры, потом женщина, на которой три чадры. ониспрашивают, почему? а им отвечают, что это по числу мужей: два мужа – двечадры, три мужа – три чадры. с точки зрения ислама – это полная ересь, полнаяахинея, это недопустимо, этого быть не может. но теперешним директором институтавостоковедения наумкиным, который очень много времени провёл среди махрийцев,совсем недавно было описано огромное количество….

д.и.: подробности полиандрии послекороткой паузы. напоминаю, что в гостях у нас, в передаче «наука 2.0» - совместномпроекте радиостанции «вести fm»и портала «полит.ру» - андрей витальевич коротаев, доктор исторических наук,заведующий кафедрой современного востока рггу, ведущий научный сотрудникинститута востоковедения и института африки ран.

мы говоримпро йемен и остановились на такой загадочной истории: китайские путешественникиобнаружили вроде бы исламских женщин, но у которых было много мужей, а ненаоборот.

а.к.: пример этот приводился именно длятого, чтоб показать…

а.к.: насколько далеко традиционнаяйеменская культура могла отходить от предписаний ислама.

д.и.: а может быть, китаец что-то неправильнопонял?

б.д.: он не был единственным.

а.к.: понимаете, есть свидетельство отрадиции существования полиандрии в южной аравии. если бы это былоизолированное свидетельство, его можно было бы считать недоразумением, но есть довольнобольшое количество такого рода свидетельств. в частности, есть там древниенадписи, где достаточно чётко говорится, что трое мужчин ставят статуэтку вблагодарность богу за то, что он сделал так, чтобы жена их троих родила имребёнка. такие надписи есть, но их тоже можно интерпретировать так, что это какое-токлассификационное родство и пр. но когда набирается большое количество фактов, получается,что полиандрия, видимо, всё-таки была. я ещё раз повторяю, что это еще неарабское население, просто такая экзотика.

насколько мнеизвестно, в политическом плане население это себя до самого последнего времениникак не проявляло, никакой тенденции к сепаратизму не отмечалось. правда, былиджиббалийцы в омане, это была территория, где марксистский фронт освобожденияомана имел наибольшие успехи, наибольшую поддержку. да, там были проявленияполитические, а у махрийцев никакого сепаратизма не было. были существенно иныеделения внутри страны. очень существенное деление в пределах северного йемена. еслиехать из саны на юг, там такое нагорье, что кажется, что ты где-то глубоко в горах.а может, и нет. потом начинаешь ехать на юг, попадается перевал - и становится видно,что район вокруг саны заметно возвышается над остальной частью нагорья.остальная часть нагорья, южнее, заметно ниже. это две природные области вйемене, два плоскогорья: более высокое и более низкое. через этот перевал вовтором-третьем веках проходила граница между сабейским и химьяритским царствами– так что это очень древняя граница. и эта граница, в общем-то, сохранилась донастоящего времени. зона к югу – это зона, где традиционно были государственныеструктуры. это ситуация еще второго-третьего веков нашей эры. уже тогда на югесуществует достаточно сильное государство, более или менее нам понятное, а ксеверу – племенная зона, где всё организовано не так.

химьяритскоецарство на юге и сабейское царство на севере между собой довольно сильно различалисьпо политической организации. север не был вполне государственным. и в то время,и вот вплоть до самого последнего времени там была достаточно экзотическаяполитическая организация. для севера была характерна племенная организацияклассического типа, которая соответствует классическим определениям племеннойорганизации каких-то классиков политантропологии. ничего здесь особо такого интересного.нужно иметь в виду, что когда говорят «племенная организация», по крайней мере,советским людям сразу на память приходит родоплеменной строй, что-топервобытное. нужно иметь в виду, что йеменская племенная организация и вообщеарабская племенная организация – это вещь не первобытная, это довольно позднееявление. йеменская история аномально хорошо документирована, территория ксеверу от перевала – это территория с документированной историей за три тысячилет.

д.и.: а почему так вышло?

а.к.: .если мы берём ситуацию на началонашей эры, то большая часть источников приходится на загадочное среднесабейскоецарство, которое не вполне еще государство.

в таком не вполне государственном обществе письменность нашла себедополнительную роль. поскольку отсутствовала чёткая государственная системазащиты прав собственности, на севере, в племенных районах распространилась практикастроительных надписей.

отчасти, видимо,была гарантия того, что если дом построен, то можно будет доказать право насобственность. там могло быть написано: 150 лет назад этот дом мой прадедпостроил.

д.и.: а дома каменные?

а.к.: дома каменные. поэтому там можночётко сказать, что племенная организация появляется в раннеисламский период.

д.и.: а до этого?

а.к: до этого там было то, что на языкеполитантропологии называется вождествами. …

д.и.: а чем вождество отличается отплемён?

а.к.: вождество – это болееиерархическая структура с явно выраженным политическим лидером, которого нужнослушаться в любом случае. этот лидер слеплен из другого теста, передаёт своювласть по наследству…

д.и.: такие недоцарства.

а.к.: это не вполне государство поцелому ряду признаков: там нет аппарата принуждения и подавления. да и количествоуровней иерархии... считается, что в государстве их два-три. поэтому по целому рядупризнаков это именно вождество, а не государство. это суверенские племена. еслигде и был суверенитет личности, то как раз в традиционном суверенском обществе,где член племени действительно суверенен. ему нельзя ничего приказать, никто неможет ему ничего приказать, его можно только убедить. если твой отец – главаплемени, это даёт тебе некоторые преимущества, но тебе надо доказать в бою и врешении каких-то конфликтов, что ты действительно стоящий вождь племени. то естьты становишься вождём благодаря авторитету.

д.и.: вождь стаи, это мы в «маугли»читали.

а.к.: ну, да. из-за этого были проблемыу колониальных властей, потому что они не понимали…

д.и.: с кем дело будут иметь…

а.к.: казалось, если ты договорился свождём, ты договорился с племенем. а это не так, вождь может толькорекомендовать.

д.и.: андрей витальевич, у нас времяподходит к концу. удивительно интересная история, можно расспрашивать вас до бесконечности.

а.к.: давайте ближе к текущей ситуации.из-за всего этого так страшно за йемен,

там масса фундаментальных факторов потенциальной дестабилизации. тамнаселение к северу уже много-много веков поголовно вооружено и оружием владетьумеет.

б.д.: это часть повседневности.

а.к.: да-да-да. я впервые с такими вотплеменными районами столкнулся давно – в 1983 году, я был тогда на практике вюжном йемене, работал я в стройорганизации.

ладно! что унас на выходе? на выходе вот что. на севере али абдалла салех - выходец изнаиболее крупного йеменского племени, то есть человек с племенным прошлым,имеет совершенно реальную поддержку среди членов племён. его противники - тоже исключительно влиятельные люди вплеменном мире. так уже было во время первой йеменской гражданской войны, в60-е годы, когда часть племён пошла за одной силой - за республиканцами, а часть племён пошла замонархистами. и началась полноценная гражданская война. единственное, на чтоесть надежда, - хотя война была полномасштабная, с осадой саны, с реальнымисражениями, но всё-таки все прошло достаточно джентельменски. всё-такийеменская племенная культура очень жёстко запрещает применять оружие противкого бы то ни было, кроме как против вооружённых лиц. по крайней мере, во времяпервой гражданской войны случаев потерь среди гражданского населения не быловообще.

это потеря чести – убить безоружного. убить вооружённого – это даже честь, ноубить невооружённого – совершенно недопустимо.

д.и.: мы надеемся с вами ещё встретиться,а сейчас давайте закончим на том, что будем надеяться на лучшее.

а.к.: дай-то бог.

д.и.: и что сохранится этот мир,который по утверждению андрея витальевича коротаева, доктора исторических наук,заведующего кафедрой современного востока рггу, ведущего научного сотрудника институтавостоковедения, института африки ран, является самым красивым на земле.




Другие новости раздела:

Председатель духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), верховный муфтий Ержан кажы Малгажыулы поздравил мусульман республики с началом священного месяца Рамадан (Рамазан), сообщает «Интерфакс». «Поздравляю Вас с наступлением благословенного ...
Уже совсем немного осталось до наступления Рамазана — священного месяца мусульман. В преддверии столь важного для верующих события «Реальное время» начинает публиковать материалы, связанные с месяцем поста, с уразой и сопутствующими мероприятиями. ...
2 мая мечеть «Хан-Чаир Джами» в 6-м микрорайоне Бахчисарая подверглась нападению вандалов. Неизвестные взломали дверь мечети, проникли в помещение, взяли с полок экземпляры Коранов, разорвали их и пытались поджечь. ...
В последнее время все больше людей используют ssd накопители для своего компьютера. При необходимости их можно использовать с hdd или вместо них. Т ...

Популярное

2 мая мечеть «Хан-Чаир Джами» в 6-м микрорайоне Бахчисарая подверглась нападению вандалов. Неизвестные взломали дверь мечети, проникли в помещение, взяли с полок экземпляры Коранов, разорвали их и пытались поджечь. ...
Уже совсем немного осталось до наступления Рамазана — священного месяца мусульман. В преддверии столь важного для верующих события «Реальное время» начинает публиковать материалы, связанные с месяцем поста, с уразой и сопутствующими мероприятиями. ...