Новости Ислама
Версия для печати

В целях дальнейшей демократизации судебно-правовой системы


  21.06.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

После обретения независимости Узбекистан выбрал путь построения правового демократического государства, развитой социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. За прошедшие 20 лет во всех сферах нашей жизни произошли

После обретения независимости Узбекистан выбрал путь построения правового демократического государства, развитой социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. За прошедшие 20 лет во всех сферах нашей жизни произошли огромные позитивные изменения. Они стали наглядным результатом реализации разработанной Президентом Исламом Каримовым «узбекской модели» развития, эффективность которой признана во всем мире. Логическим продолжением политики поэтапного и последовательного проведения масштабных политических, экономических и социальных преобразований является всесторонне обоснованная главой нашего государства Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Принцип обеспечения верховенства закона стал основой осуществляемого в стране глубокого реформирования судебно-правовой системы. В этих целях были приняты масштабные организационно-правовые меры по укреплению судебной власти, обеспечению независимости суда, превращению его в независимый институт государства, служащий для надежной защиты прав и свобод человека. Вместе с тем углубление процесса реформ вызывает необходимость дальнейшей демократизации и либерализации судебно-правовой системы. И это, как отмечено в разработанной Президентом Исламом Каримовым концепции, является одним из ключевых приоритетов нашего демократического развития.

На эффективное решение задач в этой сфере направлен ряд глубоко продуманных законодательных инициатив главы государства, изложенных в концепции. Важное значение имеет предложение о принятии Закона «О нормативно-правовых актах» в новой редакции. Его реализация будет способствовать созданию новых законов, отвечающих требованиям современного этапа развития нашего государства и общества, и их эффективному применению на практике.

Действующий Закон «О нормативно-правовых актах» был принят десять лет назад. За прошедший период расширился, усложнился законотворческий процесс, значительно возросли требования к качеству, концептуальной обоснованности нормативно-правовых актов. Все это требует создания более эффективных механизмов обеспечения законности в этой сфере, соответствия принимаемых нормативно-правовых актов действующему законодательству, потребностям социально-экономических, общественно-политических реформ.

В новой редакции закона должны быть установлены правила разработки и утверждения, текущих и перспективных планов подготовки проектов нормативно-правовых актов с целью правового регулирования общественных отношений, а также регламентирован порядок подготовки таких актов органами, их принимающими.

Следует отметить, что в законодательстве большинства стран СНГ подробно расписаны вопросы регулирования планирования нормативно-правовых актов, подготовки их проектов, контроля за реализацией государственных программ и планов подготовки таких проектов, обеспечения гласности в перечисленных направлениях законотворческой деятельности.

Введение в новую редакцию Закона «О нормативно-правовых актах» норм, предусматривающих доведение этих актов до исполнителей и населения, надзор и контроль за их реализацией, а также ответственность за неисполнение или исполнение не должным образом, имеет важное значение в обеспечении верховенства закона, повышении правового сознания и культуры населения.

В комплексе организационно-правовых мер по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, определенных главой нашего государства, особое внимание уделено повышению авторитета судебной власти, эффективному обеспечению права граждан на справедливое судебное рассмотрение. В частности, к ним относится предложение о том, что такие меры процессуального принуждения, применяемые на стадии досудебного производства, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение, могут быть осуществлены только с санкции суда.

Введение такого порядка позволит расширить сферу применения в уголовном процессе института «Хабеас корпус», обеспечить реализацию норм относительно того, что никто не вправе без решения суда лишить или ограничить граждан в их правах и свободах, закрепленных в Конституции страны и законах. В законодательстве большинства зарубежных стран предусмотрено применение данного вида процессуальных мер только с санкции суда.

Предложено также внести изменения в статью 439 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с которыми обязанность оглашения обвинительного заключения по делу в суде первой инстанции возлагается исключительно на прокурора. Это нововведение направлено на дальнейшее укрепление независимости, объективности, беспристрастности судов, усиление принципа состязательности в уголовном процессе. Поскольку в действующем Уголовно-процессуальном кодексе обязанность прокурора по оглашению обвинительного заключения в судебном заседании четко не определена, нередко оно оглашается судьями. Это не соответствует функциям и предназначению органов суда, являющихся незаинтересованными в результате разрешения дела.

В нашей стране в процессе углубления демократических преобразований проводится большая работа по укреплению авторитета судебной власти в качестве самой важной гарантии эффективной защиты прав человека, обеспечения подлинной независимости судов, усиления их роли в строительстве правового демократического государства и сильного гражданского общества. Логическим продолжением этой деятельности является изложенное в концепции предложение исключить из статьи 321 Уголовно-процессуального кодекса полномочия суда по возбуждению уголовного дела.

Как известно, возбуждение уголовного дела является задачей, прежде всего органов дознания и предварительного следствия, других силовых органов, осуществляющих уголовное преследование. При этом от суда требуется объективно оценить законность и обоснованность предъявленного лицу обвинения. В то же время возбуждение судом уголовного дела, то есть совершение им процессуального действия, которое, по сути, является началом уголовного преследования со всеми вытекающими отсюда последствиями, переводит суд в категорию участников этого преследования, что не соответствует его высокому предназначению – осуществлять правосудие.

Глава государства обосновал также необходимость принятия Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем должны быть определены принципы, основания, формы и методы проведения оперативно-розыскной деятельности, система органов, ее осуществляющих, с учетом разрабатываемого Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности в новой редакции.

Как отмечено в концепции, в усовершенствовании основ правового государства важное значение имеет принятие актов законодательства, предусматривающих установление новых правовых механизмов, определяющих особую роль органов юстиции в осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства, обеспечением верховенства закона в деятельности органов государственной власти, правоохранительных структур, в том числе органов прокуратуры.

В большинстве зарубежных стран министерство юстиции контролирует законодательную и правоприменительную сферы, оказывает качественную юридическую помощь правительству и другим государственным организациям. К примеру, Федеральное министерство юстиции Германии оказывает поддержку парламенту страны (Бундестагу и Бундесрату) в подготовке проектов законов, организует и координирует деятельность суда и правоохранительных органов, связанную с оказанием юридической помощи. В Японии министерство юстиции осуществляет контроль за исполнением национальных законов, а также нормативно-правовых актов, принятых правительством, и за системой обеспечения прав и свобод граждан.

Наделение органов юстиции нашей страны соответствующими полномочиями, повышающими их роль в проведении единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики, позволит создать эффективный механизм сдержек и противовесов в системе правоохранительных и контролирующих органов, обеспечивающий законность и верховенство закона в их деятельности.

Развитие демократии и результативность демократических реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры людей, так как высокая правовая культура – это основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы.

В этой связи Президент Ислам Каримов особо подчеркнул в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, что с учетом современных политико-правовых реалий важно создать целевую комплексную программу мер, направленную на кардинальное улучшение правового образования и просвещения, пропаганды правовых знаний в обществе. Реализация этой программы, обеспечивая формирование у населения уважительного отношения к правам и свободам человека, действующим в стране законам, послужит активизации участия граждан в последовательной демократизации и либерализации судебно-правовой системы, в целом – динамичному продвижению нашего общества по пути демократии.

Музаффаржон Мамасиддиков, руководитель группы Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, доктор юридических наук.




Другие новости раздела:

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...
Президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с послами и руководителями дипломатических представительств мусульманских стран, передает телеканал «МИР 24». ...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с руководством духовного управления мусульман Кыргызстана и верховным муфтием Максатом ажы Токтомушевым, передает телеканал «МИР 24» В ходе разговора патриарх подчеркнул: мусульманское духовенство ...

Популярное

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...