в одном из британских издательств в мае этого года вышла книга «сны в исламе», написанная специалистом по социальной антропологии иэном эдгаром.
по мнению автора исследования, в исламе сны всегда занимали важное место. в частности, это касается лидеров и рядовых участников движения «талибан». например, основатель этого движения мулла омар утверждает, что получил откровение о необходимости вести войну против неверных и свою власть по прямому указанию некоего посланника из иного мира, явившегося омару во сне. кроме того, в интервью журналистам мулла омар рассказывал, что его брат во сне видел белый дворец, охваченный огнем. омар уверен, что это был белый дом в вашингтоне.
«ислам, — сказал йен эдгар во время выступления на презентации своей книги, — имеет, возможно, самую мощную и тщательно истолковываемую традицию состояний ночного сна».
«однако сны используются далеко не только для войны. многие мусульмане часто обосновывают собственными снами те или иные политические или финансовые проекты, а также руководствуются указаниями, полученными во сне, для того, чтобы осуществлять различные жизненные планы: жениться или подождать, устраиваться или не устраиваться на ту или иную работу и т. д.», — считает эдгар.
в своей книге он анализирует сообщения о снах, почерпнутых им из газет, журнальных статей, судебных протоколов и сочинений исламских авторов. кроме того, в книге рассматривается большое количество материала, полученного в ходе полевых исследований в великобритании, северном кипре, пакистане, боснии, турции и сша.
книга «сны в исламе» стала первым в западной науке обзором исторических и современных аспектов тех сновидений, которые расцениваются как откровения в исламе. ученый ставит своей целью объяснить, на каком основании сновидения у последователей ислама приобретают сверхъестественный статус и становятся источником откровения от бога, нередко служащим руководством в повседневных делах и поступках, пишет
"седмица".
йен эдгар приходит к выводу: «в исламской традиции мир сновидений и реальная жизнь очень тесно связаны, а некоторые сны считаются более реальными, чем повседневный опыт». «сны могут трактоваться как предвестники каких-то скоро грядущих событий, наступление которых исполнено опасностей, и такие сны трактуются как сигналы свыше, направляющие к избавлению от грозящих бед», — считает исследователь.
«методы толкований снов в исламе зависят от многих сторонних факторов, включая религиозную направленность, духовный сан, социальную позицию сновидца. кроме того, учитывается время ночи и месяца и года. однако, центральное значение имеет все же фигура небесного вестника», — утверждает эдгар. «в конченом счете традиция истолкования снов восходит или возводится в исламе к пророку магомету, к его образу как священного сновидца», — заключает ученый.
в книге, также, анализируется отношение ко снам в суфизме, и сравнивается восприятие сновидений в западной и исламской религиозной культуре.
йен эдгар является одним из ведущих в мире экспертов в области сновидений и измененных состояний сознания. кроме того, ему принадлежит пальма первенства в разработке методов изучения воображения (imagework methods), основанных на соединении психотерапии и социальной антропологии.