Новости Ислама
Версия для печати

Булгарский джиен в золотоордынской столице – ошибка или закономерность?


  27.06.2011    |   IslamRF.ru

27.06.2011 16:30 История – наука, как известно, интересная и запутанная. Особенно история этническая, изучающая возникновение и развитие народов. Именно она содержит наибольшее количество мифов и легенд. Каждый норовит перевернуть ее на свой лад
27.06.2011 16:30

история – наука, как известно, интересная и запутанная. особенно история этническая, изучающая возникновение и развитие народов. именно она содержит наибольшее количество мифов и легенд. каждый норовит перевернуть ее на свой лад – сделать свой народ «самым культурным, цивилизованным», произвести его непосредственно «от адама и евы» (впрочем, все мы оттуда происходим). и сказочников хватает в любом народе. это понятно и где-то даже правильно, плохо только то, что нередко при этом мифы одних этносов начинают очернять народы другие.

как известно, у одних народов история была богата многочисленными перемещениями и миграциями, другие же на протяжении веков и тысячелетий никуда особо не двигались. одни строили государство за государством, империю за империей (надэтничные государства), другие ограничивались союзом сельских общин. понятно, что история первых из них сложнее и многообразнее, чем вторых.

к числу подобных народов-государствостроителей на территории современной россии относится и татарский народ (не единственный в таковом качестве в нашей стране). естественно, что многочисленные перемещения, наличие развитой государственности, активные ассимиляционные процессы, направленные на включение в свой состав представителей иных этносов не могли не оставить отпечатка на всем ходе истории татар. как-то раз мы попробовали с этнографом ф.л. шарифуллиной посчитать количество этнических компонентов в татарском народе – досчитали до 25 и на этом остановились. отсюда и вопросы – булгары мы или татары, или вообще кыпчаки, от кого мы происходим, наши предки построили волжскую булгарию или золотую орду?

в настоящее время существует два основных лагеря – булгаристы и татаристы. одни пытаются доказать, что наше все – великая булгария кубрат-хана и волжская булгария «от моря до моря», татары сибирские, астраханские, мишари et cetera – все суть булгары, только сами этого не понимающие. при этом адепты этого движения начисто вычеркивают хазарский период истории нашего народа (что, по меньшей мере, странно, потому что между великой и волжской булгариями пролегают сотни километров и три века истории). и каким образом «белые калмаки» (группа в составе сибирских татар) - потомки принявших ислам телеутов могут являться потомками булгар, тоже не понятно. а таких групп в составе татар немало.

другая группа не уступает им в оригинальности, начисто игнорируя доордынский период истории. это тоже неверно, ведь были и булгары, и хазары, и разные племена кыпчаков, и буртасы, а еще принимавшие ислам финны, угры, балты и славяне, и все они становились татарами. и веками жили на этих землях, в том числе и до золотой орды. а, кроме них, тысячи переселенцев из хорезма, закавказья, население дагестанских и магрибинских кварталов в золотоордынских городах. пожалуй, роль золотой орды и ее имперской надэтнической культуры и состоит в том, что она сумела всех их объединить в одно целое, сплотить в один народ, который сегодня и носит имя татар.

джиен в булгаре с каждым годом собирает все больше людей со всех концов страны – поволжья, урала, сибири, центральной россии. люди собирались здесь и раньше – зафиксированы посещения этих мест в xvii и xviii веках, не прекращались они даже в период советской власти. с начала 1990-х годов полуразрушенные здания начали восстанавливать – сначала силами энтузиастов, впоследствии на государственном уровне. что же тянет людей сюда – история, осознание своего единства, возможность прикоснуться к чему-то сакральному, высокому?

поначалу булгар и джиен в него кажется чем-то странным. здесь заключена причудливая смесь булгарской и золотоордынской культуры, их истории. первая столица волжской булгарии, расположенная на месте именьковского селища, она потом прекратила свое существование в данном качестве. но именно здесь бату-хан делает свою первую столицу, печатает первую золотоордынскую монету. вскоре столица орды была перенесена в нижнее поволжье, но здесь осталась столица улуса. люди приезжают в булгарскую столицу, где все здания ордынской постройки, смотрят на «булгарские» могильные камни, традиция производства которых начинается лишь в xiv веке. чем-то напоминает абсурд? или же, напротив, поиск идеи, способной объединить эти два начала – местное булгарское, ведущее начало из северного причерноморья, и имперское ордынское, синтезированное из того же булгарского с хорезмийским, нижневолжским и многим другим? скорее, второе, ведь другого выхода просто нет, а булгар, как нельзя лучше, способен соединить два этих основных компонента.

зачем это татарам, вопрос излишний. объединяющее начало нужно любому народу, именно оно делает британцев – британцами (кельты + англы + саксы + норманны), а немцев, говорящих на разных диалектах и совсем недавно имевших разную государственность – немцами.

зачем это россии, на самом деле вопрос тоже излишний. создание российской мусульманской идентичности – единственный способ как борьбы с реальным и потенциальным сепаратизмом, так и инструмент действительной, а не бутафорской адаптации мигрантов. понятно, что это аргумент для государственников, а не для тех, кто прикрывается интересами страны для решения своих личных проблем.

что касается религиозной стороны, то здесь взято правильное направление – на хутбах объясняют, что посещение булгара не имеет отношения к хаджу, ни к малому, ни к какому. непосредственно в самом заповеднике распространяют материалы, показывающие, какие действия запрещены (обращение с мольбой к камням и строениям, возложение монет на могильные камни и т.д.). конечно, эту часть работы стоит усилить, и тогда в этом действительно будет баракат.

а пока мы ездим на булгарский джиен в золотоордынскую столицу, смотрим на здания xiv века, чтобы прикоснуться к событиям века x. оживляем историческую память и просто любуемся красотами. размышляем об ахырате и вспоминаем о судьбе народа, ведь всевышний сказал нм, чтобы мы путешествовали по земле и наблюдали его знамения.

ахмед макаров

ответственный редактор энциклопедического словаря «ислам в российской федерации»




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...