Новости Ислама
Версия для печати

Ильгар Ибрагимоглу: "Ключевым фактором арабских протестов является рост пассионарности..."


  08.07.2011    |   ИА REGNUM

На вопросы ИА REGNUM отвечает из Баку глава DEVAMM (Центра по защите свободы совести и вероисповедания) философ и теолог Ильгар Ибрагимоглу. ИА REGNUM: Что происходит сегодня в арабском мире?Я думаю, что все еще очень трудно давать однозначный ответ на На вопросы ИА REGNUM отвечает из Баку глава DEVAMM (Центра по защите свободы совести и вероисповедания) философ и теолог Ильгар Ибрагимоглу.

ИА REGNUM: Что происходит сегодня в арабском мире?

Я думаю, что все еще очень трудно давать однозначный ответ на этот вопрос. Нам все еще необходимо время для анализа и оценки происходящих событий. Являются ли эти события только восстаниями и революциями против авторитарных правителей, диктаторов и тирании? Единственное ли это объяснение для этих событий? Думаю, необходимо время, чтобы наиболее точно ответить на эти вопросы. Но некоторые штрихи можно набросать и сегодня.

Ведь авторитаризм в арабском мире - явление не новое, он имел место в течение многих десятилетий. Если нынешние восстания - это всего лишь протесты против формы правления, то почему эти события не происходили пять или десять лет назад? Несомненно, авторитарные правительства, диктатуры и тирании сыграли важную роль в этом процессе. Также явную роль сыграли массовые нарушения прав и свобод человека. Эти моменты, каждый в отдельности, внесли свой мощный вклад в процессы. Однако было бы неправильно думать, что эти факторы являются единственно решающими в мотивации текущих событий, ибо в указанных странах данная ситуация продолжалась в течение десятилетий. Необходим был ещё какой-то толчок.

ИА REGNUM: Что же послужило толчком к арабским революциям?

Какие события, достойные внимания, произошлм в арабском мире накануне 2011 года? Необходимо пролить свет на это. Здесь краеугольным камнем должны считаться откровения Wikileaks, которые имели место всего несколькими неделями ранее до начала событий в арабском мире в 2011 г. Кстати, сегодня в общественном сознании эти факты изрядно поистерлись. В первую неделю событий разоблачения сайта Wikileaks были одними из определяющих факторов. Но только они ли вызвали волну арабских революций? Я не думаю, что это главная причина. Определенные данные, опубликованные на сайте Wikileaks, вызвали глубокое возмущение в социумах, но это скорее последняя капля, переполнившая чашу терпения, а не исчерпывающая причина.

ИА REGNUM: Тогда что же явилось основным фактором, предопределившим движение общественных пластов в доселе кажущихся незыблемыми режимах?

Анализируя ход событий, я пришел к заключению, что в арабских странах в последние годы произошел значительный подъем пассионарности. Внутриобщественные связи и динамика внутрисоциумных отношений здесь значительно выросли. Это видно, в том числе, и по тому, как по одному зову миллионы людей собирались на площадях и скандировали единые лозунги. Я уверен, что именно фактор усиления пассионарности должен рассматриваться как наиболее серьезный, самый основной фактор в процессах "арабской весны". Но тут возникает другой вопрос, какие именно факторы, в свою очередь, послужили развитию самой пассионарности? Существует необходимость дальнейшего изучения и исследования этого.

ИА REGNUM: И какие факторы вы вынесли бы на первые места?

С самого начала двадцать первого века, в отличие от ожидаемого расширения диалога и интеграции, мир стал свидетелем увеличения конфронтации и, следовательно, появления четких тенденций исламофобии. Это внесло соответствующий "вклад" в современную историю человечества. Мы видим, как в западном мире, так и в некоторых мусульманских странах, исламофобия пропагандируется на серьезном уровне. Проявления этой пропаганды отчетливо наблюдаются: самый последний случай варварского сожжения Священного Коранав США, предыдущие скандалы, связанные с мерзкими карикатурами, запрет на строительство минаретов, ношение хиджабов и т.д. Ясно, что эти события взаимосвязаны. Другими словами, мы имеем дело с организованным процессом.

Здесь хотелось бы отметить один нюанс: у азербайджанских студентов, обучающихся за рубежом, то есть в западных странах, все более проявляется исламская идентичность. При обсуждении причин этого, выясняется, что они сталкиваются с фактами исламофобии в европейских странах, и вследствие этого, становятся более склонными подчеркивать свою самоидентичность. Это всего лишь один небольшой пример, но он четко показывает, насколько подобный процесс исламофобии послужил развитию самоидентификации в мусульманских странах, особенно в арабском мире. Например, большое количество студентов из арабских стран обучается на Западе, и, следовательно, все это в значительной степени способствовало росту пассионарности в этих странах.

ИА REGNUM: Достаточно интересное наблюдение. А какие еще конкретные факты послужили отправной точкой для арабских событий?

Среди конкретных моментов, сыгравших важную роль в этих процессах, хотелось бы отметить сразу некоторые. Думаю, что победа движения "Хизбулла" над израильским режимом в течение 33-дневной ливанской войны вызвала невиданный рост доверия к себе и развила пассионарность в арабском мире. Эта победа способствовала устранению пораженческих настроений и комплекса неполноценности, которые присутствовали в арабских общинах в течение нескольких десятилетий. Так же внесло свой вклад в подъем морального духа арабского мира фактическое поражение израильской военщины в ходе трехнедельной карательной операции в секторе Газа, их неудача в достижении своих целей и неспособность сломить сопротивление населения Газы. Эти факторы оказали существенное влияние на арабские страны, в особенности на Египет.

В этом ряду так же должно быть упомянуто известное выступление премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на Давосском саммите. Его принципиальная позиция оказала существенное влияние на рост пассионарности в арабском мире. "Антиизраильский демарш" Эрдогана вызвал значительный отклик в арабской среде, и вследствие этого, Турция в арабском мире стала позиционироваться как страна, олицетворяющая в своей политике исламскую идентичность. Примечательно, что у арабской общности появились примеры для подражания: "Хизбулла написал 33-дневный героический эпос, и мы напишем"; "Население Газы на протяжении 3-х недель показало пример беспримерного бесстрашия, и мы покажем"; "Эрдоган показал храбрость перед всем миром в Давосе, мы можем сделать то же самое". Эти лозунги стали притчей во языцех во всем арабском мире.

Впоследствии случилось известное нападение на турецкое судно "Mavi Marmara", выполнявшей гуманитарную миссию. Можно без преувеличения сказать, что никакое другое событие не привлекло к себе в последние годы столь пристальное внимание в арабском мире, как героизм участников Флотилии Свободы. Это событие имело далеко идущие последствия.

ИА REGNUM: Сегодня очень много говорится о роли социальных сетей в арабском мире. Как Вы это прокомментируете?

Социальные сети начали формироваться в арабских странах еще в период 33-дневной войны. Социальные сети развивались во время событий в Газе и речи Эрдогана в Давосе. Во время нападения на "Mavi Marmara" этот процесс активизировался еще больше. Думаю, что все эти факторы являются отправными точками для процессов, которые в в течение уже полугода сотрясают арабский мир.

Я хотел бы еще раз повторить момент о росте пассионарности. Это явление проявляется отчетливо на примере Facebook. Серьезные исследования показывают, что уровень участия арабской общины в социальных сетях гораздо выше, чем у наших сообществ, которые мы считаем более прогрессивными. Есть точные данные, которые доказывают это. Поэтому развитие современных технологий, социальных сетей и Интернета в целом, несомненно, должно быть расценено как важный фактор, который влиял и продолжает влиять на текущие процессы, и который представляет собой показатель роста пассионарности.

ИА REGNUM: Пожалуйста, несколько слов о лозунгах арабских протестов.

Да, мы должны обратить внимание на некоторые детали событий, происходящих в арабском мире. Два лозунга скандировались во время этих событий. Эти лозунги стали общими для всех арабских общин. Я не думаю, что имеет принципиальное значение выяснять, какой из двух лозунгов являлся более приоритетным для митингующих. Ведь они дополняют друг друга. Эти лозунги - "Аллаху акбар" ("Аллах Превелик") и "Свобода". В сущности, эти лозунги - как крик души арабского народа. Лозунг "Свобода" включает в себя и такой смысл: "я свободен, не трогай данного мне Богом права на самовыражение". А лозунг "Аллаху Акбар" выражает, что "я преклоняюсь только перед величием Бога. Никто, кроме Бога, не может подчинить меня, и я свободен". Я думаю, что эти два лозунга доносят до нас суть событий, происходящих в течение всех последних месяцев в арабских общинах.

ИА REGNUM: Каковы Ваши прогнозы относительно дальнейших перспектив арабских протестов?

По сути, происходящие в арабском мире события являются частью постмодернистской парадигмы - в той плоскости, которая отражает новейшие информационные, коммуникационные и экзистенциальные изменения. Это представляет собой явления, которые еще не полностью изучены. Налицо экзистенциальный, глубинный кризис: арабская общность более не хочет, чтобы ограничивали возможности по реализации ее идентичности. Это стремление присутствовало и десять лет назад, и двадцать, но теперь пассионарность сообщества выросла до критического значения и появилась уверенность в своих силах. А для того, чтобы выражать свои вновь обретенные качества, сообщество использует новейшие достижения в области информационных технологий и связи. Психологические последствия этого феномена еще не полностью осознаны, поскольку процесс еще очень новый. Я думаю, что все эти факторы внесли свой вклад в события, происходящие в арабском мире. Время покажет, каким будет исход этого процесса. Есть и очень оптимистичные, и очень пессимистичные прогнозы. Но можно уверенно сказать, что в общинах, где пассионарность выросла достаточно, и был достигнут надлежащий уровень его влияния на социум, процесс будет продолжаться до достижения успешного результата.

ИА REGNUM: Как Запад вел себя во время этих событий?

Во-первых, хотелось бы подчеркнуть, что Запад не ожидал такого развития событий. Я не поддерживаю те версии, что эти революции были обусловлены и направлены в рамках реализации соответствующих программ Запада или, что их можно обозначить как продолжение "цветных революций". Для подтверждения данного тезиса достаточно вспомнить реакцию Запада в первые дни развития ситуации. Явственно было видно, что Запад совершенно не готов к подобным сценариям.

Недостаточно активную позицию продемонстрировали и гражданские общества Запада. Думаю, что причиной этого является совершенно другой, не связанный с этими событиями, момент. По всему видно, что, западное гражданское сообщество нашло реализацию своих ожиданий в лице Обамы. Во время президентства Буша западное сообщество проявляло активное недовольство его политикой, выражало открытый протест внешней политике США, и как результат этого, Обама получил мандат на change. Все ожидали от Обамы явных и глубинных изменений. Западное сообщество передало свою энергию и созидательные силы Обаме. Мандат был передан Обаме, но то, насколько он реально оправдывает общественные ожидания - это предмет иной темы. Можно сказать, что на сегодняшний день этот мандат ожиданий еще не иссяк. Но в отличие от арабского мира, в западных странах не наблюдается наличие соответствующей энергии и мотивации.

Очевидно также, что в начальной фазе событий Запад прилагал определенные усилия, чтобы защитить тиранов, которых он поддерживал на протяжении многих лет. Но как только демонстранты достигли ощутимого перелома ситуации, произошли значительные изменения и в подходе Запада. В дело вступили институциональные наработки, проявились выработанные годами навыки. Позднее были предприняты определенные усилия, чтобы взять на себя ведущую роль в событиях. В настоящее время становится ясным, что на данном этапе Запад пытается компенсировать вялость позиции на начальных фазах событий, и явное вмешательство - вплоть до вторжения в Ливии, отчасти продиктовано стремлением наверстать упущенные геополитические инициативы.

ИА REGNUM: А какое влияние арабские революции окажут на политику Запада?

События в арабском мире будут иметь огромное влияние для политики Запада. Какой из этих эффектов представляет наибольший интерес? Наиболее важным результатом является то, что диктаторы и авторитарные режимы, которые тотально нарушали права человека, больше не будут в состоянии рассказывать доморощенные мифы о "страшных", "радикальных" и "экстремистских" религиозных группах, для борьбы с которыми и "вынуждены были" ограничивать права человека. Указанная игра ранее устраивала обе стороны. В глобальном масштабе шла "борьба с терроризмом" и "поиски бен Ладена", и местные авторитарные режимы с готовностью поддерживали эту игру. Они пользовались таким предлогом, как "мы имеем дело с террористической угрозой и предпринимаем шаги для профилактики этой угрозы и у нас просто руки не доходят на обеспечение прав человека и демократии". Египет являл собой наиболее яркий пример такого подхода. Там была четко выработана подобная схема. Но мы были свидетелями того, как все это в одночасье рухнуло.

Этот крах будет иметь очень интересный эффект. Хотя авторитарные режимы будут по инерции вести себя по-старому и использовать подобные "оправдания", но вне зависимости от этого, парадигма объективно изменилась. Четким показателем этого были события в Египте, где, несмотря на титанические усилия, не удалось воссоздать байку об "исламистском заговоре". Сюда же можно отнести и жалкие потуги Каддафи разыграть карту "антитеррора", с треском провалившиеся. Диктаторы повсеместно рассказывали страшилки типа: мол, мы уйдем, а наше место займут нехорошие радикалы. И где же эти "страшные люди"? Произошла полная ломка подобных стереотипов. Кстати, знаковым событием, доказывающим то, что "антитеррористический миф" канул в Лету, является т.н. "ликвидация бен Ладена". Вне зависимости от того, ликвидировали ли пресловутого Бен Ладена в реальности или нет, эта инициатива показывает, что Запад более не заинтересован активно играть в "антитеррор".

Другой эффект от влияния этих событий на западный мир заключается в том, что будет развиваться культурный диалог между гражданскими обществами Запада и мусульманским миром, на основе демократического потенциала, исходящего из сути религии. Есть много возможностей для такого диалога.

ИА REGNUM: А что Вы можете сказать о влиянии арабских протестов на мусульманский мир в целом?

Что касается влияния этих событий на мусульманский мир, на мой взгляд, будет достаточно, если отметить только один существенный фактор. Во всех мусульманских обществах, и особенно в арабском мире, произошел рост уверенности в себе и пассионарности. И по всему видно, что этот процесс будет развиваться. Мусульманские общины, которые наблюдали волну падения кажущихся незыблемыми диктаторских режимов, однозначно будут впредь совершенно иначе оценивать происходящие процессы.

Давайте посмотрим только на один пример. Почти два миллиона человек приняли участие в похоронах Неджмеддина Эрбакана, бывшего премьер-министра Турции и лидера партии Саадат. По мнению экспертов и аналитиков, это было следствием проистекавших в арабском мире процессов. Миллионы людей, выражая свое почтение покойному Эрбакану, наряду с этим, демонстрировали свою солидарность с арабским миром.

Таким образом, последние события являются частью знакового изменения, происходящего на плоскости, отражающей самые современные информационные, коммуникационные и экзистенциальные парадигмы. Отметим, что эти изменения еще только предстоит изучить.

ИА REGNUM: А как повлияют ли эти события на фактор исламофобии?

В контексте этих событий спекуляции на тему "религиозный радикализм" становятся совершенно неуместными. Особенно с учетом того, что само понятие "религиозный радикализм" является принципиально неприемлемым, оскорбительным, по сути. В этом контексте, я был крайне удивлен тем, что г-н Мэтью Брайза, недавно назначенный послом США в Азербайджане, в своем недавнем выступлении неоднократно использовал выражение "политический ислам", при чем в контексте "радикальный", "экстремистский". Но в таких случаях необходимо проявлять корректность и внимательность, следить за подбором и использованием фраз. Тем более, что дипломатическая работа сама по себе обуславливает внимательность в таких вопросах.

Но возникает другой вопрос: будет ли наблюдаться рост радикальных форм борьбы на фоне происходящих в арабском мире процессов? Мы уверены, что нет. Наоборот, усиление радикализма вызывается, как правило, насилием и ограничением прав и свобод. К примеру, в Тунисе в течение нескольких десятилетий было запрещено фотографироваться для паспортов и удостоверений личности в хиджабе, существовали даже ограничения на появление в общественных местах в головных покрытиях. Недавно эти запреты были устранены.

На фоне данных изменений, мы также обратились к нашему правительству, обратив его внимание на тот факт, что в Азербайджане в течение двенадцати лет запрещены фотографии женщин в хиджабах в паспортах и ​​удостоверениях личности. Кроме этого, прошло более полугода, как в школах был введен запрет на ношение хиджаба. Мы в очередной раз обратились, чтобы эти запреты были устранены. Ограничения прав и свобод увеличивает вероятность развития любых форм радикализма. Напротив, когда для каждого индивида обеспечиваются права и свободы, когда на каждого члена социума распространяется справедливое отношение - тогда каждый имеет возможность реализовать и развивать себя. Радикализм возникает тогда, когда нет справедливости, законности и развития. Если присутствуют эти факторы, то отсутствуют предпосылки для любых форм экстремизма, в том числе, построенного на спекуляциях от имени религии.

Необходимо отметить, что в целом радикализм не имеет перспективы в Азербайджане. Несмотря на многочисленные факты давления, которые оказывают на верующих в Азербайджане, мы видим, что верующие привержены решению проблем путем обсуждений и дискуссий. Радикализм не имеет здесь предпосылок для развития и соответственно, спекулировать на этом так же несостоятельно.

ИА REGNUM: Почему мусульманские страны пассивны в ливийской ситуации?

Потому что существует большой скепсис в отношении целей и задач антиливийской коалиции. У мусульманских общин имеются основательные сомнения относительно провозглашаемых Западом лозунгов о демократии и правах человека. Именно в силу этого мусульманские общества не принимали и не принимают активное участие в выполнении резолюции ООН в отношении Ливии. Особенно на фоне того, что Запад молчит по поводу имевших место массовых расправ, даже казней представителей демократической оппозиции в Бахрейне. Возникает законный вопрос (правда, он риторический): почему же ООН не принял аналогичную резолюцию в отношении Бахрейна, и почему западные страны не решили вмешаться в ситуацию в Бахрейне? Аналогичная ситуация существует и в Йемене. Обратимся также к палестинской тематике. Во время резни, совершенной в Газе, ООН не принял каких-либо специальных решений и совершенно не вмешивался в ситуацию.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...