Новости Ислама
Версия для печати

Религиозные организации и власть


  26.07.2011    |   IslamRF.ru

26.07.2011 16:53 Тема, указанная в заголовке, как мне кажется, требует особого внимания правоведов и ученых. Казалось бы, все просто. Законодатель в Конституции РФ четко и недвусмысленно провозгласил отделение религиозных объединений от государства. И не
26.07.2011 16:53

тема, указанная в заголовке, как мне кажется, требует особого внимания правоведов и ученых. казалось бы, все просто. законодатель в конституции рф четко и недвусмысленно провозгласил отделение религиозных объединений от государства. и не может быть других мнений по этому вопросу.

однако иные мнения все-таки высказываются. например, председатель цдум россии муфтий шейх-уль-ислам талгат таджутдин в интервью порталу bezformata.ru говорит: «у нас, конечно, религия отделена от государства…..». ему вторит и председатель совета муфтиев россии муфтий шейх равиль гайнутдин в своей статье «современное российское мировоззрение и поиски национальной идеи»: «…религии у нас отделены от государства…». так же вольно высказывается профессор, доктор философских наук, член экспертной группы рагс, эксперт комитета госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций м.о.шахов в беседе с шамилем кашафом по поводу своей книги «правовые основы деятельности религиозных объединений в российской федерации», «… существующие нормы светскости государства, отделения от него религии…». мне, конечно, понятно, что они хотели сказать об отделении религиозных объединений от государства. а другим об этом нужно долго разъяснять принципиальную разницу между религиозными объединениями и религией.

в этой связи необходимо процитировать одно из общепринятых определений слова «религия».

религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

конституция рф – это основной закон страны. положения конституции - прямого действия. так как религиозные объединения являются субъектами права, а религия, как «особая форма осознания мира» не может быть таковой, законодатель применил формулу «отделения религиозных объединений от государства». согласно конституционному праву россии, субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляются права. очевидно, что на «особую форму осознания мира, обусловленной верой в сверхъестественное», не могут быть возложены какие-то обязанности.

поэтому, при упоминании конституционных положений, как мне представляется, все-таки надо употреблять формулировки, соответствующие конституции рф. это очень важно как для тех, кто не является специалистом в области права, так и для властных структур различных уровней. хотя они (властные структуры) по определению, должны быть специалистами в области конституционного права. не секрет, что иные чиновники, говорят об отделении религиозных объединений от государства в значении отделения государства от религии, как особой формы осознания мира, обусловленной верой в сверхъестественное. нередки их суждения, что власть не мешает людям верить и поэтому говорят: «молитесь, как хотите и где хотите, а государству до вас нет дела». но при этом эти чиновники забывают (или хотят забыть?), что носителем этой особой формы осознания мира есть народ, который является источником власти и который вручил государству властные полномочия, поручив ему при этом заботу о народе. забота не только о его материальном благополучии, но и о его духовном состоянии.

надо четко уяснить, что отделение религиозных объединений от государства означает только одно, что государство не вмешивается во внутренние установления объединений, при условии соблюдения ими российского законодательства. тысячу раз прав равиль гайнутдин, который говорит в той же статье: «…но верующие же не отделены от общества!..». также некоторые чиновники, и не только, ссылаясь на статью конституции о светском характере государства, пытаются опять же отделить религию от государства и народа и тем самым оправдать свою бездеятельность в вопросах духовного воспитания народа. но ведь известно, что светскость государства означает только то, что ни одна из религий не может стать государственной.

я ни в коем случае не хочу переложить ответственность за духовное воспитание народа только на государство. оно понимает, что именно государство отвечает за стабильность и принимает, казалось бы, все меры воспитательного характера. но, как показывает практика, и это подтверждает в своем выступлении на встрече с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций премьер-министр владимир путин, который сказал, что «воспитание наших граждан в духе уважения друг к другу невозможно, опираясь только на силу и мощь государства. для этого надо использовать силу и мощь (но уже моральную силу) национальных объединений и конфессий». публично не признавая ранее факт моральной силы национальных объединений и конфессий, владимир путин, будучи президентом страны, проявил инициативу в деле создания благотворительного фонда «фонд содействия развитию исламской культуры, науки и образования». а теперь глава правительства публично признал важность использования силы и мощи конфессий.

такое признание - не проявление слабости власти, а это показатель ее силы. только мудрые руководители способны признавать свои некоторые упущения. а упущение заключается в том, по нашему мнению, что уже с 1993 года основной закон страны позволял использовать силу и мощь конфессий, перейдя на партнерские взаимоотношения с ними. как же мы не экономим время. ведь 18 лет необходимо было для осознания руководителями страны этого очевидного факта. теперь надо наверстывать упущенное. ведь сколько людей воспитано за это время бездуховными.

после публичного признания важности использования силы и мощи конфессий, государство не должно ждать, как говорит в своем интервью для исламского информационного портала islam.ru валиулла-хазрат якупов: «…государство нам не отказывает. оно ждет…», а выступать заказчиком проектов по возрождению религиозной духовности, объявлять конкурс на исполнение этих проектов и выдавать, так сказать, «государственный заказ». вот здесь то и должны выступать централизованные религиозные структуры исполнителями этого «госзаказа».

тендер на получение государственного заказа на проведение воспитательной работы среди единоверцев должны получить те структуры, которые доказали свою состоятельность. выдавая «госзаказ», государство, естественно, оставляет за собой право контроля качества его исполнения. а качество - это стабильность и мир в конкретном регионе. вот только в этом случае сразу же отсеются те централизованные структуры–пустышки, которые созданы для противопоставления уже существующим или же из желания встать к «бюджетному корыту», не имея при этом никакого интеллектуального и материального ресурса. «когда речь идет о спасении нации от вымирания, о борьбе с наркоманией и алкоголизмом, другими мирскими пороками», - как говорил в своем интервью муфтий талгат таджутдин, необходима государственная воля, быстрое принятие решения. если будем медлить, то опять упустим шанс на построение цивилизованного, многонационального и многоконфесионального государства социальной справедливости с процветающей экономикой. механизм взаимодействия государства и религиозных объединений в деле воспитания народа может быть разным, главное понимание в необходимости этого взаимодействия на благо нашего народа.

член общественной палаты вологодской области, юрист, имам г.вологды и вологодской области

равиль-хазрат мустафин




Другие новости раздела:

Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...
В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...
В СМИ появилась информация, что День знаний в нескольких московских школах планируется перенести на более позднюю дату из-за совпадения с празднованием мусульманами Курбан-байрама, который в 2017 году выпадает на 1 сентября. Речь шла о школах Мещанского ...

Популярное

В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...