Новости Ислама
Версия для печати

Архиепископ Казанский и Татарстанский невзлюбил русские народные праздники?


  03.08.2011    |   ИА REGNUM

На Ильин день в девяти храмах Казанской епархии, чьи престолы освящены в честь этого крайне почитаемого Православной церковью ветхозаветного пророка, прошли праздничные службы. Это не вызвало нареканий со стороны местного правящего архиерея, поскольку в На Ильин день в девяти храмах Казанской епархии, чьи престолы освящены в честь этого крайне почитаемого Православной церковью ветхозаветного пророка, прошли праздничные службы. Это не вызвало нареканий со стороны местного правящего архиерея, поскольку в свое время Русская православная церковь сумела породнить древний славянский языческий обычай почитания громовержца Перуна с библейской традицией. Чего не скажешь о других русских и славянских праздниках, таких как "Иван Купала" или даже проводимый в Татарстане фольклорный праздник "Каравон".

Православная церковь на протяжении многовековой истории старалась не бороться с народными праздниками, а интегрировать их, благодаря чему, например, в русской традиции сохранились празднование Масленицы перед Великим постом и обычай украшать лентами молодую березку на Троицу. В этом свете позиция архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, публично высказанная им 24 мая во время концерта в честь Дня славянской письменности и культуры, организованного Казанской епархией, выглядит, мягко говоря, странно.

Выступая перед собравшимися, владыка заявил, что учрежденный в память Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия День славянской письменности и культуры - это и есть праздник, который следует отмечать православным. А вот славянские праздники "Каравон" (восстановленный благодаря усилиям Общества русской культуры Татарстана фольклорно-хоровой праздник села Русское Никольское, со временем получивший статус Всероссийского фестиваля и поддержку со стороны руководства республики) и "Иван Купала" как нечто чуждое христианскому духу праздновать не стоит. Чем вызвал, мягко говоря, недоумение у присутствовавших на мероприятии представителей русского, белорусского и украинского национально-культурных сообществ.

Еще большую реакцию присутствующих вызвало отсутствие на празднике русских фольклорных коллективов на фоне приглашенного грузинского танцевального ансамбля, который, несмотря на то, что грузины не имеют непосредственного отношения к славянской письменности и культуре, исполнил три номера подряд.

Подобная практика противопоставления церковной и народной традиций, ранее прекрасно уживавшихся друг с другом, приносит свои негативные плоды. Следует признать, что в Татарстане выросло поколение русской молодежи, которое, наблюдая абсолютную лояльность руководства Казанской епархии по отношению к политике, проводившейся в Татарстане все 20 лет "суверенных инициатив", возрождения ислама и татарского национального самосознания, все чаще уходит в неоязычество, "родноверие". И для этой молодежи славянские праздники, которые они отмечают массово и с большим энтузиазмом, давно заслонили православные.

"На государственном уровне русским, белорусам и украинцам то и дело говорят о том, что мы должны быть едины, но эти слова, к сожалению, до сих пор остаются словами, - поделился своим мнением с ИА REGNUM председатель Общественной организации белорусов Казани "Спадычна" ("Наследие") Сергей Маруденко. - В то же время на народном уровне существует событие, которое вновь делает всех нас братьями. Причем, насколько я понимаю, оно гораздо более древнее, чем все имеющие хождение на территории нашей страны религии. Как можно не оценить подобный народный порыв? РПЦ сейчас осуждает советский период, когда закрывались и разрушались храмы, почему же ее представители в Татарстане прибегают к аналогичным методам в отношении древних славянских праздников?".

"Если взять, положим, современное празднование дня Ивана Купалы, то становится понятно, что это отнюдь не возрождение языческих традиций, - полагает председатель Местной национально-культурной автономии украинцев Казани Владимир Любченко. - Теперь в христианском сознании этот праздник ассоциируется с Иоанном Крестителем. В таком виде его празднуют и в России, и в Белоруссии, и на Украине, и в Европе. Поэтому, неверно объявлять его вне закона, считать чуждым церкви и христианскому сознанию".

"Мне как православному человеку подобная позиция церковного иерарха кажется странной, - признается руководитель Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов. - В наше время никто не наполняет древние обряды неким сакральным смыслом, чего так опасаются некоторые малообразованные представители духовенства. Наоборот, на волне тяги современного человека к своим корням подобные мероприятия становятся этапом к возвращению в лоно матери-церкви. Я понял это благодаря тому, что мне посчастливилось принять участие в праздниках различных, ныне православных народов России: русских, марийцев, удмуртов, мордвы, чувашей, кряшен. Поверьте, ни лично я, ни другие участники не почувствовали, что это как-то может навредить их православному самосознанию. Думаю, церкви нужно с большим пониманием и снисхождением относиться к подобным вещам, поскольку они составляют земную составляющую человека, которая как и небесная - духовная, изначально заложена в каждом из нас промыслом Божиим".

Складывается впечатление, что борьбой с народными праздниками руководство Казанской епархии пытается прикрыть несостоятельность собственной управленческой и духовно-миссионерской политики, а точнее отсутствие оной. Так, на сегодняшний день на примерно 1,5 млн русского православного "по умолчанию" населения республики приходится всего 221 храм. В то время как на 2 млн татар (далеко не все из них - мусульмане) - более 1300 мечетей.

Остаются без внимания церковного начальства и такие явно недружественные православию явления как Музей истории государственности татарского народа и Татарстана, размещенный в здании Дворцовой (Духосошественской) церкви Казанского кремля, нежелание восстанавливать колокольню Благовещенского собора в том же Кремле, установка музейных экспозиций в Успенской церкви Болгарского городища, отказ возвращать колокольню Богоявленского собора в центре Казани и т.д.




Другие новости раздела:

Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...
В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...
В СМИ появилась информация, что День знаний в нескольких московских школах планируется перенести на более позднюю дату из-за совпадения с празднованием мусульманами Курбан-байрама, который в 2017 году выпадает на 1 сентября. Речь шла о школах Мещанского ...