Новости Ислама
Версия для печати

Совершенствуются правовые основы оперативно-розыскной деятельности


  12.08.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

Реализуемая в Узбекистане по инициативе Президента Ислама Каримова стратегия реформирования и обновления всех сфер жизни, получившая название «узбекская модель», направлена на поэтапное осуществление последовательных, системных преобразований с целью

Реализуемая в Узбекистане по инициативе Президента Ислама Каримова стратегия реформирования и обновления всех сфер жизни, получившая название «узбекская модель», направлена на поэтапное осуществление последовательных, системных преобразований с целью построения демократического правового государства и сильного гражданского общества. В частности, анализ реформ в судебно-правовой сфере свидетельствует о том, что она развивается на основе общепризнанных демократических принципов при обеспечении приоритета интересов, прав и свобод человека.

С учетом реалий времени Президент Ислам Каримов в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране определил ряд важных задач по совершенствованию национального законодательства в судебно-правовой сфере, в том числе урегулированию норм оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время оперативно-розыскная деятельность уполномоченных органов осуществляется на основе статьи 339 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, статьи 68 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан и статьи 4 Закона «О борьбе с терроризмом».

Так, в статье 339 Уголовно-процессуального кодекса на органы дознания возлагается принятие необходимых мер с использованием научно-технических средств в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с правилами УПК. Органы МВД, СНБ, департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его подразделения на местах в этих целях вправе принимать и оперативно-розыскные меры.

Кроме того, в статье 5 Закона «О государственной таможенной службе» предусматривается, что сотрудники таможенных органов осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Однако это не нашло отражения в Уголовно-процессуальном кодексе. В статье 68 Уголовно-исполнительного кодекса определено, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется сотрудниками оперативных служб учреждений по исполнению наказания, а также другими уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством. В статье 4 Закона «О борьбе с терроризмом» указано лишь сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом.

В вышеперечисленных законодательных актах определены только общие нормы, в них отсутствуют конкретный механизм и порядок проведения мероприятий оперативно-розыскного характера. Таким образом, как показал анализ существующих правовых основ оперативно-розыскной деятельности, требуется коренное совершенствование правовой базы в этой сфере. В связи с этим изложенная в концепции законодательная инициатива главы нашего государства о принятии Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором будут определены принципы, основания, формы и методы проведения оперативно-розыскной деятельности и система органов, ее осуществляющих, является очень актуальной.

Аналогичные законы существуют и в ряде других стран СНГ – в Азербайджане, Беларуси, Молдове, России и Украине. К примеру, в российском федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отражены такие нормы, как правовая основа оперативно-розыскной деятельности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, использование их результатов, обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и содействие им в этом граждан, социальная и правовая защита содействующих граждан, и другие.

Перед новым законом, который в настоящее время разрабатывается в нашей стране, стоит ряд задач. Во-первых, его целью должно быть регулирование отношений в области оперативно-розыскной деятельности, связанных с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, определение ее содержания, основные направления, регламентирование предоставления полномочий на ее проведение исходя из приоритета общечеловеческих ценностей при соблюдении конституционных прав и свобод личности, закрепление системы правовых гарантий.

Во-вторых, предстоит законодательно закрепить нормы, касающиеся: обеспечения прав и свобод личности, безопасности, интересов общества и государства; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, установления лиц, причастных к ним; осуществления розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания. Также должны быть определены такие принципы, как законность, гуманизм, справедливость, соблюдение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и негласных мер.

В-третьих, необходимо определить строго ограниченный перечень оперативно-розыскных действий, основания и условия их осуществления, элементы порядка производства материалов оперативной проверки, юридическую силу и порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности, указать виды, основания и условия проведения соответствующих мероприятий, а также обстоятельства, при которых запрещается их проведение.

В-четвертых, в законе следует установить, что органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должны быть Министерство внутренних дел, Служба национальной безопасности, департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре, а также Государственный таможенный комитет. Помимо этого, необходимо определить меры по правовой и социальной защите должностных лиц этих органов. Должен быть установлен законодательный запрет на проведение оперативно-розыскной деятельности другими государственными органами, а также организациями и физическими лицами.

В-пятых, в целях эффективной работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, нужно установить порядок информационного обеспечения, документирования и использования результатов оперативно-розыскной деятельности, пределы гласности и защиты сведений, закрепить порядок финансового и материально-технического обеспечения, а также порядок обжалования действий данных органов и должностных лиц.

В целом принятие Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», всесторонне обоснованное в разработанной главой нашего государства концепции, создаст реальные правовые гарантии соблюдения законности, обеспечения прав и свобод граждан при проведении мероприятий оперативно-розыскного характера. Его реализация будет способствовать эффективности мер по предупреждению, своевременному пресечению на ранних стадиях преступлений, а также повышению качества дознания и предварительного следствия, обеспечит дальнейшую либерализацию деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Эркин Хайитов,
главный научный сотрудник
Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан




Другие новости раздела:

В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ...
Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...
В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...

Популярное

В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ...