Новости Ислама
Версия для печати

Променяем мечети на стадионы?


  18.08.2011    |   IslamRF.ru

18.08.2011 18:16 В июле этого года со стороны ряда мусульман были озвучены предложения о проведении праздничных намазов в специально арендованных помещениях. В роли потенциального объекта был назван стадион «Лужники». Проблема, заключающаяся
18.08.2011 18:16

в июле этого года со стороны ряда мусульман были озвучены предложения о проведении праздничных намазов в специально арендованных помещениях. в роли потенциального объекта был назван стадион «лужники». проблема, заключающаяся в нехватке мечетей в москве и других крупных городах россии, является весьма актуальной. именно она и вызвала такое спорное предложение. и это предложение отнюдь не столь позитивно, как это пытаются нам представить. впрочем, обо всем по порядку…

прежде всего, обратимся к предыстории вопроса. предложение было как бы «впервые» озвучено представителями центрального духовного управления мусульман (цдум) в декабре 2010 г. на пленуме президиума цдум, состоявшемся в москве. многие, кто слышал об этом, полагают, что идея родилась в недрах цдум. более того, подана была эта мысль как неординарное решение новосозданного филиала цдум в москве. а в качестве места для праздничных молитв представители цдум предлагали использовать спорткомплекс «олимпийский».

идея действительно отличалась неординарностью – только вот новой ее назвать никак нельзя. дело в том, что буквально за месяц до того ее уже озвучил один из депутатов законодательного собрания санкт-петербурга, оформив ее в виде депутатского запроса губернатору. интересно, что запрос предполагал не просто предложить мусульманам арендовать специальные места (в роли которых, по мнению депутата, могут выступать концертные залы, стадионы или просто павильоны и палатки). запрос предлагал обязать (!) руководство мусульман проводить праздничные мероприятия в такого рода местах.

насколько же «полезными» могут оказаться подобные инициативы? сразу бросается в глаза, что мусульманам предлагают довольствоваться ролью гостей. это прямо вытекает из самого факта «аренды на один день». то есть мы, последователи ислама, коренные москвичи и петербуржцы – как бы приехавшие в столицу гости, которым за их же собственные деньги (впрочем, некие доброжелатели могут поначалу предложить и помощь) нужно снять помещение, чтобы исполнить свой религиозный долг. следует признать, что инициаторы и проводники данной идеи хорошо подготовились к ее озвучиванию – в качестве нужного примера были взяты передовые во многих отношениях мусульмане европы. только вот забыли проводники этой идеи из числа мусульман, что: во-первых, европейские мусульмане не являются коренными жителями своих государств; во-вторых, именно такой статус гостей и навязывают им представители националистических партий и движений европы. отличительной же чертой российских мусульман является тот факт, что они веками проживали на российской территории, в том числе в москве, санкт-петербурге, во многих областных и краевых столицах. и потому статус гостей для мусульман россии абсолютно неприемлем – так же как не приемлют такой статус, например, русскоязычные жители прибалтийских государств.

еще одной негативной чертой озвученной инициативы является, фактически, признание собственного поражения в деле возведения новых мечетей в москве и других мегаполисах. поскольку, однажды заключив подобную сделку, мы попадаем в ловушку: нам постоянно будут указывать на нее и в будущем. частично мусульмане уже загоняют себя в некие подобия гетто, когда вновь создаваемые организации объявляют те помещения, где они располагаются, мечетями – не думая при этом о последствиях. а они таковы:

– во-первых, принимая статус мечети, мы виртуально «увеличиваем» их число, тогда как в реальности количество мечетей не увеличится (именно в таком ключе подают свои измышления сотрудники рпц мп), поскольку помещения, где проводятся намазы, в основном не являются собственностью мусульман, и в добавление к этому не обладают теми функциями, которыми должны обладать мечети;

– во-вторых, не контролируя ситуацию в этой сфере, мы рискуем получить либо реальные, либо искусственно созданные джамааты полуподпольного, полусектантского вида; и любая провокация на этом фоне вполне может обернуться очередным всплеском исламофобии (очевидно, что контроль должен осуществляться со стороны самих мусульман, причем тех из них, кто разбирается в разного рода юридических и других тонкостях).

так не разумнее ли называть существующие места для совершения молитв мусаллями, т.е. молитвенными комнатами? такой термин присутствует в шариате и не является крамольным. тогда и вопрос о числе мечетей встает в совершенно другой плоскости. нам и так пытаются приписать мечети, которые по факту не являются таковыми для российских мусульман. одна из них расположена на территории, принадлежащей послу ирана, и вход туда, естественно, не свободен. можно ли назвать это здание еще одной российской мечетью? формально, как здание – да. но по факту, очевидно, что это вовсе не так.

да и разве лишь зданий для совершения намазов не хватает российским мусульманам? очевидно, что не хватает нам того религиозно-образовательного комплекса, который и называется в исламе мечетью.

мечеть как слово, собственно, и не означает здания. это слово по-арабски звучит как масджид, т.е. «место, где совершаются поклоны, или где молятся, – делают саджда». согласно вероубеждению мусульман, все, что есть на земле – растения, животные, неживая природа, все виды материи и энергии – включая и человека – восхваляют своего создателя, творца всего сущего в этом и иных мирах. следовательно, всякое пространство вселенной и есть «место для поклонения всевышнему».

мечеть же как религиозный термин несет в себе гораздо большее значение – она должна служить для мусульман не просто местом молитвы, но и культурным, и образовательным центром. мечети должны представлять собой общественные организации, в стенах которых решаются дела повседневной жизни. в мечетях проводятся занятия по исламу, корану, по арабскому и национальным языкам. из истории известно, что в мечетях собирались и общественные деятели. именно в мечетях верующие должны получать наставление, духовное, нравственное и патриотическое воспитание, правильные ориентиры на жизненном пути. и цель имамов – придать уверенность в сегодняшнем дне, убежденность и гордость за нашу страну, веру в ее завтрашний день, воспитывать эту веру в молодежи, прививая созидательные идеалы.

посещение мечети является для мусульман важным сакральным действием. в мировоззрении российского мусульманина в это действие вкладывается особое возвышенно-духовное чувство, связываемое с перипетиями истории ислама в нашей стране. разрушения мечетей воспринимались мусульманами не просто как святотатство, но как символ приближения «последних времен». верующие стремились сохранить даже фрагменты здания разрушенных мечетей, пряча отдельные кирпичики в чердачных помещениях своих домов. мечеть обладает определенной энергетикой, необычной и удивительно мощной. и, несмотря на запреты, мусульмане все равно считали своим долгом участие в праздничных намазах, рассматриваемых в шариате как ваджиб – обязательное действие.

в заключение нельзя не отметить и тот факт, что со стороны русской православной церкви был выдвинут план по строительству в москве еще двухсот православных храмов – известный также как проект по возведению храмов «шаговой доступности». и это – помимо уже существующих церквей. разумеется, это – право верующих из числа последователей православной церкви. но ведь такие же права (согласно самым разным законам: от конституционных до общечеловеческих) имеют и мусульмане. следовательно, и со стороны последователей ислама – тем более величающих себя «муфтиями», должны обнародоваться подобного рода программы. вместо этого нам предлагают спорткомплексы и концертные залы. вот такая «равноценная» замена… и отнюдь не является секретом, кто от этого выиграет. хочется надеяться, что проводники таких инициатив из числа мусульман просто не подумали о последствиях всего этого спектакля.

дамир хайретдинов,

главный редактор газеты «ислам минбаре»




Другие новости раздела:

Давно закрытую по суду. Администрация Екатеринбурга собирается изъять для строительства трамвайной ветки "Екатеринбург-Верхняя Пышма" крупный кусок промзоны и частного сектора в границах улицы Чуцкаева и проспекта Космонавтов. Строения, расположенные на ...
По итогам референдума в Квебеке мусульманской общине отказано в праве на открытие собственного кладбища. Стрельба в местной мечети, в ходе которой погибло шесть мусульман, не стала аргументом для участников голосования – в итоге пять жертв пришлось ...
Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...

Популярное

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...