Новости Ислама
Версия для печати

Суфизм в Европейской России и Сибири


  25.08.2011    |   IslamRF.ru

25.08.2011 11:14 Международная исламская конференция "Место и роль суфизма в Исламе" 23 августа 2011 г. в Грозном. Выступление первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Мухетдинова: Изучение традиций суфизма на территории России одновременно
25.08.2011 11:14

международная исламская конференция "место и роль суфизма в исламе" 23 августа 2011 г. в грозном. выступление первого заместителя председателя думер дамира мухетдинова:

изучение традиций суфизма на территории россии одновременно показывает два важных феномена. во-первых, российские суфии весьма тесно контактировали с зарубежными шейхами, у которых получали иджазы (дипломы) и к которым возводили сильсили (линии суфийского наследия). во-вторых, получив иджазы и опыт суфийской практики, российские шейхи активно создавали суфийские общины, обучали учеников и рассылали их по огромным пределам евразийского пространства.

впервые суфизм проник в волжскую булгарию и западную сибирь из средней азии. вначале среди булгаро-татар получил распространение суфийский тарикат ахмада йасави (ум.1166). этот тарикат был привлекателен для булгаро-татар сельской местности своим аскетизмом, способным противостоять идеологическому давлению официальной религии. поэтому тарикат ясавийа получает особенное распространение среди татар на урале и в районах сибири. тарикат накшбандийа во многом явился духовным наследником ясавийа и школы хваджаган абдалхалика ал-гидждувани (ум.1220).

с конца xviii века среди мусульман европейской россии и сибири наибольшее распространение получил суфизм накшбандийского толка, разделившийся на две основные ветви – муджаддидийа и халидийа. его основным мотивом была идея раскрепощения личности, участия в общественной жизни, занятия ремеслом, земледелием, торговлей. немаловажным обстоятельством было то, что родиной накшбандизма была средняя азия, с которой татарское общество с древнейших времен было связано духовными узами родства.

классической для татар является здесь эпоха миллета мусульман оренбургского магометанского духовного собрания (1788–1917). до этого безусловно можно говорить об отдельных суфиях и практиках, но вряд ли о суфизме у татар как социальном институте. к моменту создания омдс татары обладали целым рядом медресе, где обучение велось по образцам, заимствованным в дагестане и средней азии. при этом татарские улемы зачастую заимствовали традиции суфийских тарикатов с их идей духовной автономии от официальных властей. сама система функционирования омдс не противоречила такой системе образования в случае отсутствия конфронтации ее представителей с российскими властями и самим собранием.

в поволжье и приуралье накшбандийское учение ветви муджаддидийа проникает от шейха фаизхана ал-кабули (ум.1802). его ученики и заложили основу для суфизма в регионе более, чем на столетие. эта эпоха славна массовым открытием мечетей и медресе. именно суфии внесли выдающийся вклад в возрождение основ мусульманской цивилизации и традиций на селе и особенно в городах, во многом утраченных после падения мусульманских государств европейской россии и сибири в xvi в. эти обычаи касались всего повседневного образа жизни: одежды, еды и питья, отношений между супругами. шейхи стали образцами мусульманского образа жизни для мусульман европейской россии и сибири, живущих бок-о-бок с христианами.

суфии-ишаны выступали в качестве неоспоримых духовных авторитетов для низших слоев населения. особое распространение ишанизм занял среди мишарского населения и в районах, граничащих с казахскими степями. корни этого явления были связаны со среднеазиатским влиянием. это видно и на примере мюрида фаизхана ал-кабули шейха хабибуллы бине хусаина аль-уруви. хабибулла-ишан фактически стал основным суфийским лидером мишарей на нижегородчине. основатель медресе в стерлибаше (ныне башкортостан) нигматулла стерлибаши получил сан ишана от шейха ниязкула ат-туркмани в бухаре. нигматулла превратил свое медресе в крупнейший суфийский центр региона и имел, по некоторым данным, десятки тысяч мюридов. потомки нигматуллы – род тукаевых – продолжали контролировать медресе в стерлибаше вплоть до советского периода.

к концу xix в. среди мусульман поволжья, приуралья, казахских степей начинается распространение накшбандийского учение ветви халидийа, популярное тогда в османской империи. его крупнейшим лидером, называемым «королем татар», был шейх зайнулла расули, чьи медресе и ханака размещались в городе троицк (ныне челябинской области). ему удалось создать образцовый мусульманский район города, названный «магмурия». расули и его соратники были сторонниками джадидизм, то есть модернизации, направленной на создание единой уммы российских мусульман.

наиболее известным мюридом расули стал галимджан баруди из казани. он намечался на пост общероссийского шейх-уль-ислама еще в 1906 г. по личной рекомендации гаспринского. особое внимание расули уделял медресе г. баруди «мухаммадия». в 1891 г. он заложил первый камень в его основание. основатель джадидизма исмаил гаспринский писал, что «зайнулла хазрет и галимджан баруди... поистине радеют и служат интересам народной жизни и его религиозно-нравственному облагораживанию». шейх и мударрис галимджан баруди из казани стал первым муфтием, избранным на i всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 г. в москве.

огромный авторитет расули, его личные отношения с мюридами позволяли ему в определенной степени контролировать жизнь мусульман на огромных территориях. к нему стекались ученики из сибири, с китайской границы, из туркестана, казахстана, дагестана и казани. свой авторитет ишана он использовал для внедрения нового метода своими шакирдами. по словам автора «ибадат исламия» хади максуди: «одно из больших свершений, сделанных хазретом для нации, состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий шариату».

особую роль расули сыграл в просвещении и окультуривании кочевников, в первую очередь казахов. в июне 1914 г. участники iv всероссийского мусульманского съезда получили от казахской общественности телеграмму следующего содержания: «мы хотим быть подчинены оренбургскому духовному собранию». мухаммад-наджиб тюнтяри утверждал, что «одной из наиболее важных реформ и значительных трудов было распространение среди казахов знаний, приведение их к исламскому образу жизни». в эти годы начала прошлого века развернулось сотрудничество и между суфиями волго-уральского региона и северного кавказа, прежде всего в лице зайнуллы расули и сайпуллы-кади башларова. советская эпоха прервала эти традиции.

изучение суфизма у татар только в последнее время стало рассматриваться как важнейшая научная задача. работы, посвященные суфизму в постсоветском пространстве, обходят волго-уральский регион. но кто-то должен начинать этот путь, рассказывать современникам о славных традициях предков. поэтому в 2007 г. в рамках инновационной образовательной программы нижегородского государственного университета вышло в свет первое учебное пособие: «суфизм как социальная система в российской умме». здесь анализируется развитие суфизма не только в волго-уральском регионе, но и чечне, ингушетии, дагестане. в 2007 г. мы были одними из организаторов прошедшей в казани всероссийской научно-практической конференции «суфизм как социальная система в российской умме». большое значение суфийская проблематика занимает в изданиях ид «медина», особенно в томах энциклопедического словаря «ислам в российской федерации». и здесь мы надеемся на наше общее сотрудничество. ведь тарикат – это путь, а его осилит идущий. аминь!

первый заместитель председателя думер

дамир мухетдинов




Другие новости раздела:

Город Анапа, расположенный в Краснодарском крае на берегу Черного моря, привлекает не только туристов. Зачем тратить каждый год деньги на путевку, проживание и еду, если можно здесь приобрести себе жилую недвижимость? ...
Навруз байрам, который празднуют многие мусульманские народы, - праздник прихода весны, день весеннего равноденствия. ...
В Казахстане более тысячи человек вернули в традиционный ислам из радикальных религиозных течений. Чтобы ужесточить ответственность за пропаганду экстремизма, в стране изменили пять кодексов и 20 законов, увеличили тюремные сроки за терроризм и усилили ...
Не допустить распространения идей радикальных исламистов среди мусульман Северной Осетии - такие задачи стоят перед духовенством республики. По данным спецслужб, десятки человек планируют выехать за пределы России, чтобы примкнуть к боевикам в Сирии. ...

Популярное

Если вам необходима аренда юридического адреса в Москве, стоит зайти на сайт https://www.uradresuzao.ru/29-ifns.html и рассмотреть предложенные варианты. ...
Для того чтобы заниматься определенной деятельностью, каждому предприятию необходимо получать какие-то разрешения или предписания ...