Новости Ислама
Версия для печати

Нодар Мосаки: Идентичность "курдов-езидов" и "езидов" постсоветского пространства


  31.08.2011    |   ИА REGNUM

При анализе идентичности т.н. "курдов-езидов" или "езидов" постсоветского пространства (до распада СССР преимущественно сконцентрированных на территории Армении и Грузии) возникает непреодолимая сложность их коллективного обозначения. Термины При анализе идентичности т.н. "курдов-езидов" или "езидов" постсоветского пространства (до распада СССР преимущественно сконцентрированных на территории Армении и Грузии) возникает непреодолимая сложность их коллективного обозначения. Термины "курд-езид", а также "курд" и "езид" для коллективного обозначения людей, проживающих на территории Грузии и Армении или эмигрировавших оттуда, чьи предки ранее принадлежали к езидской религии, являются весьма условными. Это обстоятельство указывает на многовариантность идентичности т.н. "езидской общности". При этом некоторые виды этой идентичность формируются в настоящее время.

Многовековые преследования и дискриминация езидов со стороны их собратьев - курдов-мусульман (нередко в значительно большей степени, чем от других народов), а также особенности езидской религии (как то эндогамия) способствовали изоляции езидов от остальной части курдов. Уничтожение езидов со стороны курдов-мусульман (и не только курдов) по религиозному признаку способствовали у езидов усилению именно конфессиональной идентичности и в определённой степени её "этнизации".

Поэтому, несмотря на единство языка с большей частью курдов, у езидов сформировалось отличное от остальной части курдов самосознание [1]. Значительная часть т.н. "курдов-езидов" не считает себя по национальности (в этническом смысле) курдами, и утверждает, что они являются [по национальности] езидами. По нашим грубым оценкам, их доля, как минимум, превышает половину (в Армении и среди выходцев из Армении доля "этнических езидов" существенно выше [2], более "прокурдски" настроены "езиды" из Грузии) т.н. "курдов-езидов". При этом причисление их к курдам вызывает у них агрессивный протест и заявления, что курды[-мусульмане] всегда враждовали с езидами, притесняли и уничтожали их. Подобное поведение и заявления лиц, причисляющих себя к "езидской национальности" неудивительно, поскольку утверждение "езидской" этнонационациональной идентичности возможно лишь через отрицание курдскости [3]. Не случайно подавляющее большинство тех людей, которые по состоянию на начало 80-х годов ХХ в. являлись езидами по вероисповеданию, или их потомков (речь идёт о жителях Грузии и Армении), называет свой язык не курдским (kurdî) или курманджи (kurmancî), а "эздики" (êzdîkî) (ещё и adabi) [4], хотя востоковедение и филология не знают такого языка, а себя почти всегда - "эзди" (êzdî). В этом смысле причислять к курдам (как к национальности) тех людей, которые не считают себя курдами и, более того, агрессивно протестуют против этого, даже если в строго научно-историческом смысле они являются курдами, мы считаем необоснованным.

Очевидно, что каждый человек сам выбирает себе национальную идентичность и грузин или удмурт может стать русским, а армянин - грузином и т.д. Точно так же курды становились и становятся турками (мы имеем в виду здесь добровольную смену идентичности), арабами, персами и т.д. Проблема здесь возникает в том, что курды считают возможным смену курдской идентичности на турецкую, арабскую или грузинскую (происходила и курдизация некурдов), но невозможным на "езидскую".

Для курдов непонятно и неприемлемо формирование другой (в случае с "езидами" - в первую очередь антикурдской) этнонациональной идентичности, родным языком которых является курманджи (т.н. "êzdîkî"). Курдам тяжело смириться с притязанием с их точки зрения одной из курдских этноконфессиональных групп на создание собственной нации. Но в этом контексте трудно пройти мимо мнения Э.Геллнера, утверждавшего, что на "земле существует огромное количество потенциальных наций" [5]. И, возможно, в какой-то степени это относится и к определённым группам, которые ныне зачастую относят к курдам.

Однако такова реальность: эти ("езиды") люди не считают себя курдами и даже враждебны им. Поэтому с конструктивистской точки зрения трудно отказать им в праве считать себя по национальности езидами.

Курдами называет себя, как правило, интеллигенция и часть людей, относящихся, как правило, к касте мирян. Происходящие из каст духовенства в основном (хотя и не всегда) считают, что езиды не являются курдами (при этом следует отметить, что высшее езидское духовенство в Лалеше регулярно заявляет о курдской этнонациональной идентичности езидов). Таким образом, термин "курды" ко всем тем людям, которые по состоянию на начало 80-х годов ХХ в. являлись езидами в Армении и Грузии или их потомков, неприменим. Для многомиллионного курдского народа (включая тех езидов, которые причисляют себя к курдам) "потеря" нескольких десятков тысяч людей, являющихся потомками людей, родным языком которых был курманджи, а конфессией - езидизм, не представляет особых проблем (так, в настоящее время в Турции происходит ассимиляция около 2-3 млн курдов, по большей части высокообразованных и достаточно зажиточных). По-видимому, больший урон наносит многолетняя дискуссия среди курдов о том, являются ли езиды курдами (и попытки доказать курдскость езидов), выставляющая курдов и езидов посмешищем среди других народов.

Наверное, участникам подобных дискуссий следует признать право людей самим выбирать себе этническую идентичность, в т.ч. и "странную" (или новую), и право называть себя по национальности хоть хоббитами или эльфами. При этом возможна также ситуация, когда близкие родственники будут идентифицировать в этническом отношении себя по-разному, либо идентификация будет меняться по поколениям (например, отец - "езид", сын - "курд" и/или наоборот).

В этом контексте трудно не процитировать Б.Андерсона, который в своём ставшем уже классикой труде по проблемам наций отмечал: "нацию, национальность... очень трудно определить, не говоря уже о том, что трудно анализировать" [6].

Очевидно, что насильно включать конкретного человека или общность людей в определённую коллективную идентичность против их воли совершенно неправомерно. Подобное включение не только не бывает продуктивным для интеграционалистов, но и вызывает сильное отторжение и протесты включаемых. Близость культуры вряд ли может сыграть тут определяющую роль. Мы не можем не согласиться с Э.Геллнером, что нация представляет собой именно то сообщество, представители которого не только имеют общую культуру, но и признают сам факт своей принадлежности к той или иной нации, и что "нация - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей" [7]. Нация является сообществом, которому присущи "определённая степень сплочённости между членами предполагаемой нации и коллективной идентичности, признание целого его членами и осознание себя индивидом в качестве части этого целого" [8]. Езиды [по национальности], говоря словами Б.Андерсона, не включают себя в "воображаемое политическое сообщество" курдов [9]. Езиды не принимают даже важнейший символ нации "коллективное самоназвание" (курды).

Дискуссия о том, являются ли езиды курдами, сама по себе бесплодна. Ссылка на зарубежных (для курдов и езидов) авторов (пусть и курдоведов и "езидоведов" [10]) в деле выяснения идентичности курдов (и "езидов"), точнее - отнесения езидов к курдам, сама по себе унизительна. Очевидно, что этническая идентичность не формируется сквозь призму взглядов зарубежных курдо- и "езидоведов".

Основной "деятельностью" "езидов по национальности" является "предотвращение курдизации" посредством споров с курдами (включая курдов-езидов). Их способностей, как правило, хватает лишь на споры с курдами, а в конкуренции с проповедниками-иеговистами, баптистами, православной церковью и др., они терпят поражение, и езиды массово принимают другие религии. "Убеждённые езиды" проигрывают борьбу в деле укрепления езидской веры, предотвращении ассимиляции (пока преимущественно культурно-лингвистической и конфессиональной, которая в ближайшие десятилетия превратится и этническую; особенно в России).

Так же не применим ко всем людям, являющимся потомками езидов, и декларирующим, что они не являются курдами, термин "езид". В религиозном смысле езидами являются последователи езидизма. Езид, принявший другую религию, перестаёт быть им. Между тем, значительное количество бывших езидов стало исповедовать другие религии. По нашим оценкам, доля бывших езидов, сменивших веру, вместе с их потомками, а также детьми от браков езидов с не езидами, составляет не менее трети [11]. По-видимому, езидам (конечно же, имеются в виду те, кто не перешёл в другие конфессии), необходимо вести какой-то внутренний учёт, и перестать считать езидами (по вере) тех людей, которые восприняли другие религии, соответственно, не считать езидами их потомков.

После перехода бывших езидов в другие конфессии стал наблюдаться такой феномен - трансформация религиозной самоидентичности в национальную при приобретении новой конфессиональной идентичности. Часть бывших езидов считает себя по национальности езидами, а по вероисповеданию, например, - православными [12]. Бывших езидов, сменивших религию, а также детей от езидов и не езидов продолжают называть езидами, хотя по канонам езидизма они не могут являться ими [13]. Однако этим людям безразличны каноны езидизма. Как и в случае с пониманием этнонациональной идентичности, этим людям безразлично мнение езидского духовенства (среди которых также имеются различные мнения). У них "свой езидизм". Интересно, если езид примет ислам, сможет ли он продолжать называть себя езидом, и, в частности, идентифицировать себя "езидом по национальности" и мусульманином по вере? Пока такие случаи неизвестны. Однако поскольку ставших христианами продолжают называть "езидами", то аналогично потенциально должно быть возможны "езиды-мусульмане". Хотя трансформация идентичности езидов является на первый взгляд жёсткой (поскольку "езиды" настроены антикурдски), однако не исключает дальнейших изменений этносамоидентификации. Так, нам известны различные случаи таких "трансформаций". Например, т.н. "этнический езид" крестился, спустя какое-то время стал "курдом", а также "вернулся" (хотя это противоречит действующим канонам езидской религии) к езидизму, отказавшись от христианства. Однако большей частью езиды всё-таки становятся христианами безвозвратно.

Таким образом, среди бывших [курдов-]езидов Грузии и Армении (а теперь уже и России) наблюдается целый спектр различных этно-конфессиональных идентичностей, ранее неизвестных и невозможных.

Кроме того, следует отметить такую особенность курдских наблюдателей или ряда "прокурдских езидов", как "возложение вины" за отрицание "езидами" курдскости на армянские власти [14]. Очевидно, что армянскими властями была проведена определённая работа по утверждению "езидской этнической идентичности" среди своих граждан "езидской общности". Однако армянские власти всё же не могли насильно формировать антикурдскую езидскую этническую идентичность. Представляется, что именно желание большей части "езидов" считать себя по национальности езидами, в т.ч. основанное на коллективной памяти резни езидов курдами[-мусульманами], сыграло основную роль в идентификации себя в этническом смысле езидами. Поэтому призывы авторов, обвиняющих армянские власти содействию отказу "частью курдской нации национальной идентичности", к правительству и властям Региона Курдистан/Ирак выступить против этого [15], бессмысленны. Просто курдское общество не желает принимать реальность, которая состоит именно в желании части езидов не идентифицировать себя с курдами и противопоставлять себя им. Для курдов удобнее видеть в этом прискорбной для них ситуации "заговор", "действия иных сил" и т.д.

Даже наименование имевшей большой резонанс среди курдов статьи Нехро Загроса [16] вводит читателя в заблуждение. Курдам должно быть безразлично, какова на сей счёт точка зрения официальной Армении, поскольку армянские власти при проводимых переписях предлагают гражданам самим определиться, к кому они себя причисляют, и не случайно более 1 тысячи человек отнесли себя к курдам. Очевидно, что большинство этих людей, если практически не все, являются езидами по религии. У курдов могли бы быть претензии к властям Армении, если бы последние на утверждение человека (езида по религии), что он является курдом, отказывались фиксировать это в соответствующих графах, заявляя, что этот человек является не курдом, а езидом. Кроме того, теоретически в Армении может появиться научный работник, который будет утверждать, что "езиды" являются, например, кхмерами, но это не значит, что "езиды" станут называть себя ими. Отрицание "езидами" своей курдскости имеет под собой определённые события коллективной памяти и именно поэтому позиция ряда армянских учёных, что езиды не являются курдами, а представляют собой отдельный этнос, получает широкую поддержку среди "езидов".

Можно также добавить, что, во-первых, езидам, всё же, по-видимому, удобнее проживать именно за пределами Курдистана. Во-вторых, вряд ли позиция властей Курдистана может повлиять на этническую идентичность "езидов".

* * *

[1] firbari, dimitri. komaxia, mamuka. saqartvelos qurtebi. [Пирбари Д.,Комахия М. Курды Грузии.] / BTKK - Policy Research Group. - Tbilisi, 2008. С. 9. [на груз.яз.]

[2] В этой связи см., например, сайт одного из наиболее известных и успешных езидов России заслуженного мастера спорта боксёра Михаила (Миши) Алояна: Биография // http://aloyan.ru/biografiya.html, Моя нация. // http://aloyan.ru/moya_naciya.html.

[3] В этой связи примечательна постоянная заставка на сайте руководителей организации ярославских езидов: "ЕЗИДЫ НЕ КУРДЫ" (http://polotv.clan.su/). Заглавие к разделу "О сайте" также "ЕЗИДЫ НЕ КУРДЫ" (http://polotv.clan.su/index/0-76)/ В Ярославской области по переписи 2002 г. свою национальность в качестве езидов определили 2/718 человек, курдов - 142 человека. Похожая сильная антикурдская направленность характерна и для других сайтов, созданных "езидами по национальности": www.ahrata.com, http://www.ezdixandi.com/.

См. также интервью с одним из наиболее известных езидов на постсоветстком пространстве - Асланом Усояном: Интервью вора в законе Деда Хасана (Усоян) Criminalnaya.Ru // http://www.youtube.com/watch?v=nmFXX8bNwiE. На утверждение корреспондента, что Шакро Калашов - "курд", А.Усоян отвечает: "Езид он... Езид он. Какой курд?! Они (курды. - Н.М.) наши враги были, мы против них воевали. Наши предки, конечно, не мы, это время уже прошло". Хотя в основном в СМИ и в электронных медиа А.Усояна называют курдом.

[4] Cм. сайты: http://polotv.clan.su/, www.ahrata.com, http://www.ezdixandi.com/.

[5] Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1990. С. 121.

[6] Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. С. 26.

[7] Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. С. 35.

[8] Калхун К. Национализм. М., 2006. С. 29.

[9] Об определении нации у Б.Андерсона см.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. С. 28.

[10] Так, Нехро Загрос в своей нашумевшей статье о езидах Армении приводит на этот счёт мнение проф. Ф.Крейенброка и других европейских "езидоведов" (êzîdinas), утверждающих, что езиды являются курдами (Nehro Zagros. Li gorsiyasetafermîya Ermenîstanê Êzdî ne Kurd in. [Согласно официальной политике Армении, езиды не являются курдами] // www.rudaw.net, 30.05.2011. [на курд. яз.])

[11] Как пишет К.Анкоси: "Переход представителей среднего и молодого поколения курдов-езидов Грузии в ряды прихожан разных христианских церквей и сект принял... массовый характер" (Анкоси К. Современные этнические и религиозные аспекты курдских проблем Грузии. // http://www.kurd.ge/2010/04/14/otkryvaem-diskussiyu-karame-ankosi/.) В Армении тоже имеется определённое количество людей, записанных езидами, но принявших другие религии.

[12] Мы слышали подобные утверждения в том числе и от лиц с высшим образованием.

[13] Так, мы неоднократно слышали от людей, в т.ч. претендующих на познания в области курдоведения и езидизма, что их дети, рождённые в браке с русскими, являются езидами, а законы езидизма, которым противоречит подобное мнение, им безразличны.




Другие новости раздела:

В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ...
Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...
В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...

Популярное

В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ...