Новости Ислама
Версия для печати

Рецензия на книгу Р.Г. Ланды «Россия и мир российского ислама» (М-Н.Новгород: ИД «Медина», 2011)


  02.09.2011    |   IslamRF.ru

02.09.2011 10:03 В Издательском доме «Медина» под грифом Института востоковедения РАН вышла в свет монография одного из виднейших исламоведов нашей страны, профессора Института стран Востока и Московского педагогического государственного
02.09.2011 10:03

в издательском доме «медина» под грифом института востоковедения ран вышла в свет монография одного из виднейших исламоведов нашей страны, профессора института стран востока и московского педагогического государственного университета, д.и.н. роберта григорьевича ланды «россия и мир российского ислама». это объемное издание в 508 страниц посвящено взаимоотношениям россии с миром ислама, изучает проблематику внутрироссийского ислама и отличается строго профессиональным, деидеологизированным подходом автора.

книга состоит из введения, 4 глав, послесловия, примечаний и именного указателя. в четырех главах раскрываются исторические перипетии существования ислама на землях, составивших российское государство, с эпохи раннего средневековья до настоящего времени. именно такой хронологический подход обеспечивает наибольшую объективность в изучении предложенной тематики, ведь ислам появился на этой территории еще до зарождения российского и даже древнерусского государства.

сразу следует отметить, что р.г. ланда, по большому счету, является первым из российских исламоведов, который и предложил такой подход в изучении взаимоотношений россии и ее мусульманского сообщества. сделал он это еще в далеком 1995 году, когда в свет вышла его книга «ислам в истории россии». я хорошо помню это издание, ставшее настольным для меня и многих других студентов и аспирантов, писавших свои дипломы и диссертации в те годы. в той книге была впервые четко систематизирована хронологическая последовательность по теме ислама в россии. сегодня эта методика является аксиомой, ее придерживаются абсолютно все ученые, так или иначе описывающие эту проблематику. но в то время никто до р.г. ланды почему-то не смог свести богатую палитру российско-исламских взаимоотношений к четкой картинке: ислам и киевская русь, ислам и владимиро-суздальская русь, ислам в золотой орде и русские княжества, ислам в постордынских государствах и московская русь – и т.д. вплоть до современности. казалось бы, эта схема лежит на виду, ничего гениального не придумано – но в том-то и раскрылся талант р.г. ланды как ученого, что он смог систематизировать, выстроить ясную схему в хронологической последовательности, и сделал это первым. до него, еще раз подчеркну, подобного рода исследований практически не было. ученые, пытавшиеся описать российский ислам, считали своим долгом посвятить большую часть своих исследований мусульманскому сообществу средней азии, казахстана, закавказья и крыма – действительно, огромному по численности и важному со всех точек зрения, только вот уже не имевшему прямого отношения к мусульманам российской федерации в тех границах, которые образовались между нашими странами в 1991 году. другие исследователи «вырывали» часть мозаики, описывали то или иное событие или явление по теме российского ислама, но целостного видения картины по их статьям и книгам не возникало. конечно, ничего необычного в этом нет: ведь и собственно российское исламоведение практически отсутствовало до 1990-х годов в нашей стране. исламоведы специализировались на зарубежном исламе, а максимум, что они могли изучать – это, действительно, мусульмане средней азии и закавказья. на тот факт, что в границах самой российской федерации проживает многомиллионное мусульманское сообщество – активное, грамотное и имеющее богатую историю, до распада ссср мало кто мог обращать внимание. именно р.г. ланда создал тогда блестящее исследование, предопределившее весь ход дальнейших исламоведческих изысканий в нашей стране на эту тему.

новая книга р.г. ланды в целом повторяет эту хронологическую схему, но она построена на «другом материале» (стр. 4). действительно, поскольку работа 1995 года была, по сути, первой в длинном списке трудов, посвященных отношениям мусульман и российского государства, книга 2011 года просто обязана была учесть большую часть появившихся затем научных исследований. следовательно, значение новой монографии можно описать двояко. с одной стороны, это – своего рода итог, резюме всего корпуса исламоведческих трудов, в которых так или иначе освещалась проблематика ислама в россии. с другой стороны, она открывает новую страницу в этих исследованиях. несомненно, что последующие авторы будут обязаны опираться на книгу «россия и мир российского ислама» как на некую ступень, потому что она в концентрированном виде систематизирует все наработки последних лет и излагает множество нюансов, раскрывающих предложенную тему. для меня является однозначным и то, что любой автор будет в обязательном порядке использовать богатую библиографическую базу, описанную и изученную р.г. ландой (кстати, книги и периодические издания издательского дома «медина», в котором вышла монография, занимают в этом списке внушительное место).

таким образом, перед нами – своего рода основополагающий для российского исламоведения труд, и, следовательно, рецензировать его – непростая задача и огромная ответственность. меня, как начинающего медиевиста, поразило более всего следующее обстоятельство. автор начинает изучение заявленной тематики (повторюсь – «россия и мир российского ислама») не с того момента, когда первые мусульмане высадились в дербенте в середине vii века. собственно, первые страницы исследования касаются не россии и даже не киевской руси – а будущей руси, проторусских государственных образований, к которым р.г. ланда относит, к примеру, русский каганат viii-ix веков. но это – с одной стороны сюжета. соответственно, с другой стороны, вполне логично начать изучение темы не с собственно мусульман, а с тех предшествующих народов и племен, потомки которых и составили основу мусульманских этносов россии – аланов, касогов, хазар, печенегов, половцев. «вполне логичным» этот сюжет выглядит для меня сейчас, после прочтения книги р.г. ланды, а до того момента я всегда полагал, что данную тему надо начинать именно с дербента или булгара… таким образом, я еще раз акцентирую внимание читателя: подобно тому, как первое исследование р.г. ланды о российском исламе «выстроило» все последующие труды ученых на эту тему, книга 2011 года должна будет изменить представления авторов о самой методике построения подобных работ.

объемная монография р.г. ланды не свободна от некоторых фактологических неточностей, но они ничуть не умаляют масштабности труда. наиболее ценным здесь является сам факт систематики, четкой хронологической выверенности и последовательности в описании событий. кроме того, огромное значение имеет глубина охвата материала и, следовательно, те серьезные выводы, к которым приходит исследователь. если отношения руси с миром востока начались еще до того момента, когда появились собственно русь и ислам – не говорит ли это о «географической предопределенности» наполовину восточного характера нашей страны?! автор активно цитирует евразийцев – н.с. трубецкого, э.хара-давана, л.н. гумилева, г.в. вернадского и др., что не мешает ему дискутировать с ними и опровергать ряд их наивных рассуждений (например, стр. 40-41). однако р.г. ланда, хотя и не говорит об этом напрямую, прав в самом главном, ключевом пункте: философия евразийства – это реальный, адекватный (хотя, добавим от себя, во многом не понятый в нашей стране) ответ на вызовы а.тойнби, с.хантингтона и других сторонников теории столкновения цивилизаций.

безусловной заслугой р.г. ланды является его неоднократный призыв к коллегам-исламоведам: давать оценки событиям – хотя это и нелегко делать в «напряженной обстановке» – «спокойные, взвешенные и всесторонние». этому мешает «политизированное сознание, обычно крайне субъективное» (стр. 9). у меня на примете – целый ряд исламоведов и востоковедов, настоящих и псевдоспециалистов, которые грешат именно таким «политизированным сознанием». общество и было бы готово поверить их оценкам различных событий и явлений, происходящих в исламском мире, но специалисты понимают: эти оценки необъективны! в ответ приходится применять меры разоблачительного характера, это отнимает время и силы и приводит к информационным «стычкам». как было бы замечательно, если бы пишущие на тему ислама авторы прислушались к советам роберта григорьевича, умудренного возрастом и опытом, и прекратили «политизировать» свое и общественное сознание. впрочем, идеальное общество, как и идеальные книги – удел беллетристики или фантастики.

монография р.г. ланды, плод многолетних размышлений и объективного анализа автора, несомненно, должна стать учебным пособием как в мусульманских учебных заведениях, так и на исламоведческих кафедрах и факультетах светских вузов. если долг национальной интеллигенции – «просвещать народ, объяснять ему мир, в котором он живет» (стр. 419), то долг объективного ученого – «разложить по полочкам» все факты, мысли и исследования, с разных сторон объясняющие феномен российского ислама, максимально отстранившись от субъективных оценок. следует признать, что р.г. ланде удалось это сделать гораздо лучше, нежели многим авторам, изучавшим этот феномен на протяжении последних 15-20 лет. как пишет автор, «сфера межконфессиональных, межэтнических взаимоотношений… требует постоянной заботы, поддержки и обогащения ее содержания» (стр. 422). эти же слова по аналогии применимы и к сфере исламоведческих трудов – здесь тоже требуется постоянная забота о качестве и «обогащении содержания». книга «россия и мир российского ислама» в полной мере соответствует этим требованиям, поэтому ознакомление с ней является, безусловно, долгом всех ученых и публицистов, которые желают раскрыть тему российского ислама тщательно, грамотно и профессионально.

дамир хайретдинов, к.и.н., этнолог




Другие новости раздела:

Президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с послами и руководителями дипломатических представительств мусульманских стран, передает телеканал «МИР 24». ...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с руководством духовного управления мусульман Кыргызстана и верховным муфтием Максатом ажы Токтомушевым, передает телеканал «МИР 24» В ходе разговора патриарх подчеркнул: мусульманское духовенство ...
У мусульман начинается священный месяц Рамадан. Ближайшие 30 дней верующие должны соблюдать строгий пост, совершать милосердные поступки и ежедневно читать отрывок из Корана. Как правильно провести этот месяц правоверным, выяснил корреспондент телеканала ...
Услышала в новостях, что у мусульман начинается месяц Рамадан. А что это за месяц такой? ... ...

Популярное

Уже совсем немного осталось до наступления Рамазана — священного месяца мусульман. В преддверии столь важного для верующих события «Реальное время» начинает публиковать материалы, связанные с месяцем поста, с уразой и сопутствующими мероприятиями. ...
Председатель духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), верховный муфтий Ержан кажы Малгажыулы поздравил мусульман республики с началом священного месяца Рамадан (Рамазан), сообщает «Интерфакс». «Поздравляю Вас с наступлением благословенного ...