Новости Ислама
Версия для печати

Медресе «Хусаиния»: татарская дорога из Европы в Центральную Азию и наоборот


  02.09.2011    |   IslamRF.ru

02.09.2011 09:59 5 октября в Оренбурге должна пройти конференция, посвященная юбилею медресе «Хусаиния»: 120?летию создания и 20?летию возрождения. Историческая «Хусаиния» одновременно фактически и юридически стала первым
02.09.2011 09:59

5 октября в оренбурге должна пройти конференция, посвященная юбилею медресе «хусаиния»: 120?летию создания и 20?летию возрождения. историческая «хусаиния» одновременно фактически и юридически стала первым татарским университетом: в 1910 году был утвержден ее устав по образцу московского городского народного университета им. а. л. шанявского. по нему медресе управлялось педагогическим и попечительским советом. фактически все финансирование медресе взяли на себя братья хусаиновы: ахмет-бай, махмут-бай и гани-бай. у них не было ни нефтяных скважин, ни казенных подрядов, но финансирование медресе не прекратилось даже после их смерти благодаря фондам, выделенным в вакф.

по завещанию ахмеда хусаинова (ум. 10.12.1906) на нужды национального образования было ассигновано почти полмиллиона рублей. основные средства были выделены в распоряжение попечительского совета (из 12 человек) вакфа медресе «хусаиния» в соответствии с законодательством. однако департамент духовных дел иностранных исповеданий (ддии) мвд в своем предложении от 1 октября 1908 года (подписанном министром п. а. столыпиным) разрешил оренбургскому магометанскому духовному собранию (омдс) «принять в свое ведение недвижимое имущество и капиталы, завещанные умершим казанским купцом ахмедом галеевичем хусаиновым на различного рода дела просвещения и благотворительности среди мусульман». при этом отвергалось предложенное в завещании создание попечительского совета. управление имуществом было передано родственникам а. хусаинова. мвд утвердило устав попечительского совета только 27 апреля 1914 года, поставив его под контроль дддии мвд и оренбургского губернатора. в досоветский период медресе в него входили представители педколлектива (ректор габдулгалим давлетшин и др.), общественные деятели, включая депутатов госдумы (мухаммад-закира рамиева (дэрдменда), гайсу еникеева, ахуна хайруллу усманова), баев хусаиновых.

смертный приговор «хусаинии», как и другим медресе, вынес советский режим, при этом использовав его кадры для упрочения российского советского контроля над мусульманскими регионами бывшей российской империи, ханств бухары и хивы.

в 1889/90 учебном году братья-миллионеры хусаиновы создали джадидское медресе в каргале близ оренбурга. но атмосфера былого центра схоластики мало соответствовала идеям нового времени. «хусаиния» переносится в оренбург, где официально открывается с 1 января 1891 году как медресе при 6?й соборной мечети. курс обучения вначале составлял 10 лет и был приближен к программе русских реальных училищ, своеобразных технических колледжей того времени. татарской буржуазии нового времени требовались образованные работники бизнеса, способные одновременно работать в условиях европейской, российской и мусульманской экономической систем. оренбургско-ташкентская железная дорога определила место города на урале как ключевой транспортной связки между европой и средней азией. ахмет-бай на своем опыте понял, как важно устанавливать связи между центральноазиатским и европейским рынками, найти свое место в этом разделении труда.

однако поскольку медресе могло быть только частным религиозным учебным заведением, в нем с 1906/07 учебного года создается богословское отделение, а курс увеличивается до 14 лет. в медресе преподавались такие религиозные дисциплины, как фикх (право), ысул фикх (основы права), фараиз (раздел имущества), тафсир, хадисы, сира, акида (догматика), ахлак (нравственность), история ислама, вааз ва хитбат (искусство проповеди). одновременно преподавались и дисциплины естественно-научного цикла — физика, химия, геометрия и тригонометрия, право (немусульманское), гигиена и медицинские знания, политэкономия и торговое дело, бухгалтерия.

«хусаиния» прежде всего славилась своим гуманитарным циклом. ученики медресе изучали русский, арабский, фарси, французский, немецкий языки, педагогику, психологию, логику, социологию. шакирдам преподавались татарская, русская, арабская, персидская литература. в медресе изучались всемирная и российская история, история татар. крайне важно понять, что преподавание дисциплин, особенно гуманитарных, шло по оригинальным учебникам, как правило, созданным самими преподавателями медресе.

в «хусаинии» одновременно насчитывалось до 300 учащихся и 35 мугаллимов. шакирды медресе продолжали обучение в медресе «гирфания» (медина), каирском «аль-азхаре», стамбульском и бейрутском университетах. по специально выделенным ахмет-баем стипендиям ряд шакирдов продолжили обучение и в российских вузах: петербургском, казанском, саратовском университетах, томском технологическом институте. для получения признанных государством дипломов педагогов шакирды учились в казанской татарской учительской школе.

наиболее важной для науки была роль медресе в изучении татарского языка и литературы. сагит рамеев, джамал валиди, фатих карими, наджип гасри, габдрахман сагди во многом заложили здесь основы татарского литературоведения. здесь преподавал шариф камал, учились классики татарской литературы джаудат файзи, тухфатулла ченекей, хади такташ, муса джалиль, писатель и государственный деятель башкирской асср афзал тагиров.

основной слабостью медресе считалось отсутствие авторитетного улема-мударриса, так как выпускник медресе кышкар габдулгалим давлетшин принадлежал к числу традиционалистов. поэтому во многом учебный процесс и состав преподавателей определялся вначале братьями хусаиновыми, а затем попечительским советом. габдулгалим давлетшин не обладал таким влиянием на весь образ жизни медресе, как ректоры даже других джадидских медресе. например, тот же галимджан баруди в «мухаммадии». в результате преподаватели и шакирды были крайне общественно активны и притом принадлежали зачастую к разным направлениям политического спектра. в «хусаинии» изучали новейшие европейские социологические теории и политические доктрины и применяли их на практике.

в медресе преподавали улемы риза фахретдин (муфтий центрального духовного управления мусульман россии в 1921–1936 гг.), муса биги (недолго), тахир ильяси, габдулла шнаси, закир кадыри. впрочем, несмотря на звездный состав, медресе не стало крупным центром богословия.

в досоветский период медресе и его попечительский совет были центрами общественной активности мусульманских либералов оренбурга, включая депутатов государственной думы мухаммад-закира рамиева (дэрдменда), гайсу еникеева, лидера оренбургского мусульманского губернского бюро фатиха карими. в марте 1917 года ф. карими на страницах «вакыт» мобилизовал своих былых учеников в приуралье, на нижней волге, в казахских степях и средней азии на создание мусульманских общественных структур. в годы гражданской войны шакирды медресе составили основу мусульманских советских органов на южном урале. нигматулла еникеев, тагир имаков, шамиль усманов, шахит худайбердин, бахитгарей шафиев были видными лидерами среди мусульманских военных структур и, как правило, противниками башкирской автономии заки валиди. целью деятелей «хусаинии» было единство тюркского мира россии, а затем ссср.

в отличие от казани и уфы, где медресе были ликвидированы и не стали центрами подготовки советской элиты, медресе «хусаиния» в 1917 году было переименовано в учительский институт им. ахмета хусаинова. его кадры сыграли ключевую роль в распространении революционных идей на пространствах советского мусульманского востока. в 1920 году, когда русско-татарский оренбург стал столицей казахской автономии (до 1924 года), институт был поделен на 4 института народного образования (ино): татарский (ликвидирован в 1925 году), башкирский, киргизский (казахский) и восточный. в 1925 году преподавателей тино разослали по центрам мусульманских советских республик. мало кто из них пережил 1937?й год.

идея татарского гуманитарного университета периодически поднимается и так же затухает. только кого из деятелей прошедшего двадцатилетия мы можем поставить в ряд с деятелями попечительского совета, преподавателями и шакирдами «хусаинии»? может, поэтому все чаще в наших городах слышится азиатская речь и юг продвигается на север, а не наоборот. когда-то русские и татары превратили оренбург и каргалу в «восточный петербург», форпост российской империи и европы, продвигающейся на восток. «хусаиния» была одним из важнейших опорных пунктов на этом пути. «шарыктан гаребке» («от востока к западу») — так озаглавил свою статью ее преподаватель джамал валиди в 1916 году. а каково же наше место на этом пути?

айдар хабутдинов,
доктор исторических наук




Другие новости раздела:

В последнее время все больше людей используют ssd накопители для своего компьютера. При необходимости их можно использовать с hdd или вместо них. Т ...
Об истинных и мнимых ценностях шла речь на встрече президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с представителями духовенства страны. ...
В египетской провинции Северный Синай боевики взорвали здание исламского института, сообщает ТАСС со ссылкой на местные СМИ. Террористы обложили здание, находящееся в городе Эль-Ариш, взрывчаткой по периметру, а затем привели ее в действие. Обрушилось ...
Город Анапа, расположенный в Краснодарском крае на берегу Черного моря, привлекает не только туристов. Зачем тратить каждый год деньги на путевку, проживание и еду, если можно здесь приобрести себе жилую недвижимость? ...

Популярное

Об истинных и мнимых ценностях шла речь на встрече президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с представителями духовенства страны. ...
В последнее время все больше людей используют ssd накопители для своего компьютера. При необходимости их можно использовать с hdd или вместо них. Т ...