Новости Ислама
Версия для печати

К чему приведет «новый порядок» для мусульман Тюмени?


  13.09.2011    |   Islam-news

13 сентября 2011, 11:12Духовные лидеры Тюменской области за одним столомКонтекст Новый муфтий Тюмени отказался от пожизненного муфтийстваОтношение между двумя ключевыми духовными управлениями Тюменской области, возглавляемыми Галимжаном Бикмулиным и

13 сентября 2011, 11:12

духовные лидеры тюменской области за одним столом


контекст

отношение между двумя ключевыми духовными управлениями тюменской области, возглавляемыми галимжаном бикмулиным и фатыхом гарифуллиным, сегодня вновь переживают не лучшие времена. в минувший четверг в тобольск из тюмени приехали председатель областного комитета по делам национальностей евгений воробьев и глава дум тюменской области галимжан бикмуллин. на встречу с ними созвали имамов мечетей тобольского района, глав сельских администрации с компактным проживанием татарского населения. беседа была посвящена необходимости выхода мусульманских общин из состава регионального отделения думачр и вхождения их в духовное управление мусульман тюменской области (думто) под руководством галимжана бикмуллина. со слов очевидцев, гости из тюмени пообещали финансовую помощь тем, кто решит зарегистрироваться в составе думто. евгений воробьев говорил о надобности наведения порядка в мусульманских делах. порядок, по его мнению, станет возможным, когда все мусульманские организации вольются в думто. галимжан бикмуллин в свою очередь сообщал о финансовой помощи его духовному управлению из бюджета, и обещал поделиться капиталом с теми, кто войдет в структуру под его руководством, дабы общины могли без проблем пройти регистрацию и содержать мечети.

в тот же четверг во второй половине дня в нескольких километрах от тобольска в мечети села сабанаки проходило совещание имамов и председателей местного муфтията думачр. встреча изначально была посвящена вопросам проведения 27-28 октября сего года юбилейного торжества в честь 10-летия реорганизованного в муфтият тюменского казыята думачр, научно-практической конференции «тюмень – колыбель ислама в сибири», мусульманского молодежного форума (18 сентября). имамы и председатели, приехавшие в сабанаки из разных районов области, мягко говоря, были удивлены, узнав от тобольских коллег о цели визита в тобольск евгения воробьева и галимжана бикмуллина. стало известно, что днем раньше глава думто приезжал с той же целью в вагайский район, а перед этим был в ишиме, где имел аудиенцию с местными чиновниками, уже ознакомленными с новой генеральной линией объединить и сплотить всех мусульман под руководством галимжан-хазрата.

в тобольске, надо полагать, понадобилась «тяжелая артиллерия» в лице главы облкомнаца, поскольку непросто убедить харизматичного тобольского имама ибрагима сухова в возможности наступления порядка в результате слияния двух думов под наставничеством муфтия бикмуллина. кроме того, только 3 из 13 мечетей тобольского района входят в думто. это мечети в деревнях ачиры, тоболтура и пос. сумкино. мечети же населенных пунктов байгора, епанчино, лайтамак, надцы, нижние аремзяны, сабанаки, турбинская, чебурга, иртышатское и города тобольска состоят в думачр.

среди собравшихся в мечети сабанаки «думачээровцев» зазвучали голоса об обращении в прокуратуру, составлении открытого письма президенту и т.д. сценарий юбилейного торжества и разговоры о программе научно-практической конференции само собой отошли на задний план. о чем тут говорить, если чиновники на местах рьяно возьмутся исполнять генеральную линию! все это участники совещания уже проходили в бытность губернатором сергея собянина, нынешнего московского мэра, когда вопреки законам логики после выборов новый глава региона собянин осыпал милостями не тех, кто помогал ему стать губернатором, а тех, кто работал против него на выборах, подтвердив тем самым, что политика дело не совсем чистое.

мусульман в тюменской области более 20 процентов. их голоса востребованы участниками выборов. религиозным организациям запрещено участвовать в выборах, но избирательные штабы кандидатов на высокие кресла активно привлекают муфтиев и имамов, во всяком случае, в тюменской области, подтверждая народную мудрость о том, что закон как стол - его нельзя перешагнуть, но можно обойти.

сергей собянин в статусе кандидата в губернаторы участвовал в ишимском курбан-байраме, проведенном думачр. активисты казыятского управления ездили по татарским деревням агитировать за него. понятно, что не из-за большой любви к собянину. следом, буквально по пятам, ехала другая команда мусульман под руководством муфтия г.бикмуллина и призывала голосовать за леонида рокецкого, тогдашнего действующего губернатора. избирательный штаб рокецкого возглавлял его зам, нынешний вице-губернатор сергей сарычев. противники собянина активно использовали черный-пиар, по-геббельсовски через подконтрольные тогда еще рокецкому областные сми обвиняли собянина в желании легализовать наркотики.

все это после победы сергея семеновича забылось. вопреки ожиданиям, казыятское управление думачр вновь впало в немилость власти, как и при рокецком. новая власть сделала ставку на муфтия галимжана бикмуллина. зам рокецкого сарычев вновь встал у руля власти. вскоре не замедлил и этап склонения общин думачр к выходу из состава данного духовного управления и вхождения в думто. на местах чиновники ринулись исполнять генеральную линию, в результате чего полным составом «поменяли хозяина» мусульманские организации ярковского района, прежде входившие в ачр. ушел ялуторовск, ушли несколько мечетей вагайского района. в тюменском районе верной фатых гарифуллину осталась лишь одна община – в поселке юрты андреевские. все другие ушли по настоятельной просьбе чиновников районной администрации и глав сельсоветов. выстояли тобольск и ишим. только около десяти общин из тридцати устояли от соблазна влиться в щедро опекаемое духовное управление галимжан-хазрата. однако с переводом сергея собянина в москву практика переманивания общин из одного дум в другой прекратилась. оказалось, что ненадолго.

в наши дни идея объединить и спаять мусульман тюменской области под руководством бикмуллина вновь стала предметом обсуждения в администрациях различных уровней. автором идеи, по мнению участников сабанакского совещания, скорее всего, является вице-губернатор сергей сарычев, курирующий в регионе религиозные и национальные дела, а евгений воробьев всего лишь исполнитель воли сверху о продвижении протеже вице-губернатора, ставшего к тому же недавно пожизненным муфтием. участники сабанакского совещания возмутились действиями галимжан-хазрата, который тверд, когда речь идет о защите коллег-имамов, преследуемых спецслужбами узбекистана, и покладист, когда чиновники хотят объединить правоверный народ под его руководством. в таком случае он забывает об обещании муфтию думачр о разграничении юрисдикции «епархий».

возглавляемый фатыхом-хазратом тюменский муфтият сегодня объединяет около 30 общин - 11 зарегистрированных организации и порядка 20 религиозных групп. уйдет ли часть их под крышу думто в связи с новой генеральной линией, известно одному всевышнему! повального ухода, скорее всего, не будет. позиции бикмуллина в последние годы по ряду причин значительно пошатнулись в глазах держащегося за традиции старшего поколения мусульман, в первую очередь жителей тюменского района, которые в отличие от пенсионеров отдаленного вагайского района чаще видят и слышат галимжан-хазрата. старикам, которые образуют руководство мечетей пригородных татарских деревень, не по душе тот вариант вероустава, который продвигает глава думто. ну ладно мавлид ан-наби, галимжан-хазрат может не признавать мавлид, объявлять ширком-многобожием традицию посещения «астана», это его право, однако он покусился на «святая святых» - стал отрицать 3,7,40 дневные поминальные собрания «хатымы». с этим аксакалы уже никак не могут смириться. пенсионеров в этом плане поддерживают руководители областных татарских объединений – глава нка татар тюменской области ришат зиганшин, лидер конгресса татар региона ринат насыров, а также председатель нка татар тюмени динар абукин, его коллега глава нка татар тюменского района хамза биктимиров, которым ближе «традиционное» вероубеждение имамов фатых-хазрата, проводящих мавлиды и хатымы.

свою лепту в «демонизацию» муфтия думто внесла и самиздатовская брошюра лидера местных суфиев рафаэля валишина, в котором мюрид шейха саида афанди чиркейского, не стесняя себя в выражениях, объявляет главу думто «вахаббитом» и «врагом аллаха». брошюрку в мечетях области дважды распространили ученики валишина.

кроме того, мечети, перешедшие по просьбе собянинских чиновников из думачр в думто, так и не зажили обещанной счастливой жизнью. и это тоже плохой пример для тех, кого сегодня склоняют к «смене хозяина». некоторые ушедшие организации вовсе прекратили существование, не отчитавшись вовремя перед налоговыми органами. кстати, стоит сказать и о переходе некоторых мечетей (сел епанчино, новоаптулла, большие акияры) в обратном направлении – из думто в думачр. в данном случае переход состоялся без подсказки со стороны представителей администрации (которые, заметим, вообще-то не имеют по закону права вмешиваться в дела религиозных организаций). общины еще ряда мечетей в будущем намерены пойти по тому же пути.

что же стало катализатором зарождения новой идеи об объединении всех мусульман вокруг персоны галимжан-хазрата? на сей счет у участников сабанакского совещания несколько версий.

во-первых, скоро выборы. представитель «народного фронта» партии «единая россия», депутат алексей салмин уже имел встречу с руководством думто. активистов думачр не оставили без внимания коммунисты, пусть и не первого звена. как будет использован «исламский электорат» - покажет время. но наивно считать, что призывы с минбара голосовать за того или иного кандидата возымеют нужный для заказчика результат. это говорит о незнании ситуации. скорее, все будет наоборот. несколько лет тому назад после прозвучавшего на джума призыва галимжан-хазрата проголосовать за одного из кандидатов в президенты некоторые мусульмане перестали читать за ним намаз.

другой версией был назван «ход конем»: объединение мусульманских организаций под крышей думто задумано для последующей передачи духовного управления под юрисдикцию цдум, как старейшей и более легитимной в глазах чиновников централизованной структуры. такой план, по мнению наблюдателей, лелеяли еще подчиненные сергея собянина в первые годы его губернаторства, когда и была создана первая и единственная на сегодня организация цдум на юге тюменской области. и только что зародившейся организации была предоставлена земля на улице мельникайте под строительство крупнейшей в регионе соборной мечети, которая, по замыслу, должна была стать «главной мечетью» большой тюменской области с двумя северными округами. мечеть цдум на улице мельникайте сейчас единственная мечеть в центральной части тюмени. все другие городские мечети, в том числе и соборная мечеть думто, находятся в бывших татарских аулах, вошедших в черту города. в пользу версии «хода конем» говорит и тот факт, что тюменским представителям цдум не поступало предложения о выходе из центрального духовного управления в уфе и вхождения в дум тюменской области, и вряд ли подобное предложение поступит.

смысл третьей версии в предпочтении региональными властями думто, как «меньшего зла». слишком уж криклив народ в муфтияте ачр. то концерт в честь мавлида и международный автопробег затеет, то на научную конференцию и мусульманский молодежный форум замахнется, будто не хватает им молодежного лагеря, то мусульманскую ярмарку и «круглые столы» организует, книги издает, а теперь и на областную олимпиаду юных знатоков ислама замахнулся и мусульманский детсад! что будет если дать им еще и землю под мечеть?! завалят ведь идеями! то ли дело другое духовное управление! ремонтирует себе тихонько и ежегодно ембаевское медресе и соборную мечеть на бюджетные миллионы, а ведь деньги любят тишину. ну, проводит там занятие, говорят о необходимости отращивания бород, и пусть говорят себе, лишь бы не мелькали в виртуальном мире с какими-то акциями, не доставляли хлопот...

четвертая версия подразумевает банальные личные интересы, спевшихся у бюджетного пирога людей.

допустим, что новый порядок, объявленный в тобольске, установлен. что даст он правоверным тюменской области? вне сомнения, с исчезновением акций мусульман из информационного пространства, процессы в умме не прекратятся, как не прекратится само по себе и противостояние между такфиристами и суфиями. мусульмане не будут молча сидеть, и смотреть в рот духовному лидеру, ибо в отличие от православия в исламе нет первосвященников. процессы будут идти (ибо такова специфика ислама), пусть не так заметно, как сегодня. к чему они могут привести без опоры на отвергаемый протеже вице-губернатора «традиционный» ислам?

боюсь, что еще к большему отчуждению мусульман, к увеличению количества тех, кто «совершает джихад», объявляя своих родителей кяфирами за то, что те не совершают намаз. «мама, спасибо за денежный перевод, но все равно ты кяфир», - приходилось слышать и такое на исламском журналистском поприще, разговаривая с родителями, которые хотят, чтобы их 18-20 летние дети были в исламе, но видели смысл ислама не в бороде и никабе. для этой публики вы все равно власть тагута, а значит нелегитимная по сути. поэтому, не лучше ли когда процессы будут течь открыто, в рамках правового пространства. дабы потом не сказать, что «хотели как лучше, получилось как всегда». такое мы уже слышали, когда шакирд медресе думто руслан абдуллин оказался в лагере джума намангани, был пленен в ферганской долине и приговорен киргизским судом к расстрелу.

на встрече в тобольске имам ибрагим сухов предложил свою версию решения вопроса. он сказал, что сначала нужно создать координационный совет мусульманских организаций, в который войдут представители всех трех исламских структур региона, затем выработать общую платформу по ключевым вопросам, и постепенно двигаться к объединению. ибрагим-хазрат не в первый раз выдвигает идею координационного совета, но не находит взаимопонимания.

очевидно, каждый должен чем-то пожертвовать для исполнения генеральной линии на преодоление противоречий, с которой, в общем-то, каждый согласен, но каждый, в том числе и автор этих строк, видит единение по-своему. год назад галимжан бикмуллин, комментируя идею объединения трех крупнейших дум россии, сказал, что процесс следует начать с чистого листа – с созыва всероссийского съезда мусульман, на котором должны быть представлены делегаты от всех думов и автономных мусульманских организаций россии. именно на всероссийском съезде мусульман, далеком от политических махинаций и коммерции, и должно быть создано единое дум россии и избран его муфтий, заявлял глава думто.

то же самое, на мой взгляд, несложно проделать и в рамках юга тюменской области, который за день можно пересечь из одного конца в другой несколько раз. вероятно, следует создать оргкомитет из представителей трех мусульманских структур и комитета по делам национальностей. исходя из количества общин, договориться по квотам на мандаты делегатов. каждому дум выдвинуть свою кандидатуру на должность муфтия, собрав определенное количество подписей, представив правоверному народу предвыборную программу каждого претендента на кресло муфтия. и провести съезд так, чтобы в едином духовном управлении были представлены все течения и группы, кроме, конечно, тех, чья деятельность запрещена судом. пусть в руководстве новой структуре будут и те, кто признает «традиционный» ислам, и те, кто не признает его; пусть там будут сторонники и цдум, и думачр, и думто, реставраторы ембаевского медресе и исламские публицисты, бородатые и безбородые...

самим духовным управлениям сложно сделать первый шаг к созданию оргкомитета. эту задачу мог бы взять на себя отдел по делам религии при комитете по делам национальностей. возможно, потребуется создание института сопредседателей, но это того стоит, чтобы, как говорит мухтасиб зиганшин, мусульмане тюменской области не тянули воз как лебедь, рак, да щука в разные стороны.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...