Новости Ислама
Версия для печати

Роман Силантьев. Новые джадиды


  22.09.2011    |   Интерефакс-Религия

С начала 2011 года Совет муфтиев России взял курс на решительную модернизацию. Помимо кадровых назначений и создания новых структур, данная модернизация выразилась также в поиске новой идеологии, в качестве которой был выбран дореволюционный джадидизм.

С начала 2011 года Совет муфтиев России взял курс на решительную модернизацию. Помимо кадровых назначений и создания новых структур, данная модернизация выразилась также в поиске новой идеологии, в качестве которой был выбран дореволюционный джадидизм. Во всяком случае, именно это течение в последнее время часто ставит в пример главный идеолог Совета муфтиев Дамир Мухетдинов.

Нельзя сказать, что джадидизм является "хорошо забытым старым". Забывать о нем не дают сотни статей и монографий современных исследователей, которые в целом дают положительную оценку этому явлению. Действительно, возникший в конце XIX века "новый метод" (от араб. "усуль аль-джадид"), именуемый также мусульманским обновленчеством, на первый взгляд выглядит мирным просветительским течением, который приобщил российских мусульман - в первую очередь, тюркоязычных, к достижениям цивилизации.

Новометодники-джадиды, чья история началась с попытки оптимизировать изучение арабского языка в медресе, на словах стремились к прогрессу и хотели мусульманам только добра. Верили в их благие намерения, правда, не все. Оппонентами джадидов выступали старометодники-кадимисты, которые без энтузиазма восприняли новые веяния. Кадимисты указывали на то, что под видом реформы образования религиозные предметы в медресе стали массово заменяться светскими, а ревнители "нового метода" сплошь и рядом оказывались туркофилами и носителями революционных настроений.

Как указывает историк ислама А.Хабутдинов в своей книге "Российские муфтии", основатель известного новометодного медресе "Мухаммадия" и будущий муфтий Галимжан Баруди получал угрозы физической расправы от студентов своего медресе, возмущенных его проправительственной и проправославной позицией во время революции 1905 года. Об этом же писали в письме министру внутренних дел и 12 анонимных имамов, называвших выпускников "Мухаммадии" "революционерами, которые под вывеской служения Богу и вере исламской посланы для сбивания с пути татар".

В 2011 году первый заместитель Равиля Гайнутдина по Московскому муфтияту Дамир Мухетдинов не раз сокрушался о печальной судьбе дореволюционного флагмана новометодных духовных школ - медресе "Буби" в селе Ижбобья Вятской губернии, которое было в 1911 году закрыто нехорошими полицейскими по доносу еще более нехороших кадимистов. Нижегородская исследовательница ислама Ольга Сенюткина в своем труде "Тюркизм как историческое явление" (кстати, изданного в курируемом Мухетдиновым ИД "Медина") подробно освещает эту историю.

По приводимым О.Сенюткиной фактам, данное медресе было главным очагом пропаганды панисламизма (ныне именующегося ваххабизмом). "Русское правительство взяло у нас Казань, уничтожило наше ханство, насильно крестило татар, уничтожило наши права, а потому это правительство является самым злейшим врагом нашим. Никакой человек не должен идти помогать Российскому правительству, а, в особенности, мусульманин, напротив, каждый должен разрушить его могущество", - прямо писал в своей книге "Истина" один из братьев Бобинских, основателей и руководителей медресе "Буби".

Сенюткина отмечает, что имамам и чиновникам, требовавшим прекратить антироссийскую пропаганду в медресе "Буби", поступали угрозы физической расправы, предлагались крупные взятки. В 1911 году по ориентировке верноподданного кадимистского муллы деревни Тюнтерей Малмыжского уезда Вятской губернии Дин-Мухаммедова (Ишми-ишана Тунтари) был проведен обыск в медресе "Буби". Увиденное в его стенах шокировало полицейских чинов. "Как Бобинские (руководители медресе), так и названные выше учителя, вели антирусскую и антиправительственную пропаганду и распространяли идеи панисламизма среди местного населения и учеников путем религиозных бесед, а также с помощью брошюр, газет и журналов константинопольского издания. Воспитанники Ижбобинской семинарии были настолько распропагандированы, что открыто пели на улицах Ижбобья татарские и турецкие песни преступного содержания, в коих оскорбляли священную особу Государя императора и восхваляли Турцию и турецкого султана, а висевший в семинарии портрет Государя императора обезобразили, выколов на нем глаза и вырвав рот. Всякая попытка благонадежной части населения к протестам по поводу подобных безобразий встречала сильный отпор со стороны Бобинских и учеников, объявивших бойкот протестантам и грозивших даже насилиями", - отмечал к докладной записке министру внутренних дел глава Департамента духовных дел иностранных исповеданий С.Белецкий. Несмотря на кампанию в татарских газетах, развернутую в защиту Бобинских, оба они были осуждены, а медресе закрыто.

Таким образом, медресе "Буби" являлось полным дореволюционным аналогом печально известных современных медресе "Йолдыз" и "Аль-Фуркан", а также учебного центра "Кавказ" в масхадовской Чечне. Через сто лет история повторяется с точностью до мелочей - законопослушные мусульманские лидеры призывают власти пресечь деятельность ваххабитских центров, а ваххабиты активно шельмуют их в своих СМИ или просто убивают.

В этой связи показательна история бдительного кадимистского муллы Ишми-ишана. "Не случайно в 1917 году бывшие ученики медресе Буби пополнят ряды революционеров. В 1919 году они казнят Ишми-ишана, выполняя свою юношескую клятву", - пишет А.Хабутдинов. Выходит, кадимист-доносчик от ислама не отрекся и был убит предавшими свою веру джадидами. Уж не шахидами ли такие "мракобесы" и "доносчики" называются в исламе?

Помимо революционных настроений, джадидизм вызвал у мусульманских народов всплеск национализма, идей превосходства одного народа над другим. Джадидов-панисламистов царские власти начали открыто обвинять в провоцировании межнациональной вражды и организации погромов. После революции значительная часть джадидов отреклась от ислама и пополнила разного рода союзы воинствующих безбожников. Именно они сносили и реконструировали мечети под нужды новой власти. Третий муфтий ДУМ Северного Кавказа Абдулхафиз Омаров в своем труде "Джаваб ас-Сахих" вообще считал джадидизм значительно более вредным течением, чем ваххабизм, и резко отрицательно отзывался о его проповедниках в Дагестане. Нужно заметить, что ваххабитов и джадидов роднит как минимум отношение к историческим памятникам - никто не сумел разрушить столько мечетей, могил и иных почитаемых мусульманами мест, сколько сделали последователи этих двух течений в пределах Аравийского полуострова и территории бывшей Российской империи.

Можно спорить о том, насколько полезны были джадиды для мусульманской общины, однако для государства ничего, кроме вреда, они не принесли. Да, многие джадиды были патриотами своей страны и хотели "как лучше", однако само их движение оказалось откровенно деструктивным.

Взятый Советом муфтиев России курс на джадидизм быстро принес свои плоды. Демонстративный снос исторического здания Московской соборной мечети породил редкой силы скандал. Оппонентов Совета муфтиев возмутил не только сам факт разрушения мечети, но и сопутствовавшие ему обстоятельства - тайный снос под надуманным предлогом, без разрешения властей и в день 11 сентября. Они припомнили, что Равиль Гайнутдин многократно обещал старую мечеть не трогать и даже временно не закрывать, а Дамир Мухетдинов в ноябре 2009 года даже разместил на сайте "Ислам в Нижнем Новгороде" специальное воззвание в ее защиту, где повторил большую часть аргументов противников сноса.

"Все-таки не думаю, что из-за нескольких миллиметров отклонения молитвы мусульман и уважаемого муфтия шейха Равиля Гайнутдина не будут приняты Всевышним Аллахом. Считаю, что разрушения мечети ни в коем случае нельзя допустить", - писал тогда Мухетдинов, видимо, еще не до конца осознавший себя джадидом. Зато теперь в статье "Облегченный ислам или политика двойных стандартов" он именует защитников мечети кадимистами и издевается над погибшим за свою веру Ишми-ишаном.

В результате скандал вокруг мечети дошел до такфира - отлучения от ислама. "Новые джадиды" сильно возмущались фетвой Всероссийского муфтията, называвшей инициаторов сноса отступниками от ислама, однако сами в 2003 году "отлучили от ислама" лидера ЦДУМ верховного муфтия Талгата Таджуддина только на том основании, что он объявил джихад странам-агрессорам, по надуманному поводу атаковавшим Ирак. Так что такфир оказался оружием обоюдоострым.

Переход на джадидский вектор развития и снос мечети уже стоил Совету муфтиев серьезных потерь. Только за последние месяцы эта организация потеряла все общины Татарстана, муфтият которого заявил о своей независимости, все общины в Оренбургской области и половину общин в Пензенской. От Гайнутдина со своими общинами ушли его бывшие муфтии Центрального и Южного федеральных округов Арслан Садриев и Марат Алимов, а на пресс-конференции по итогам сноса мечети о переходе в ЦДУМ заявили лидеры мусульманской общины подмосковного Пушкино.

Ассоциируя себя с революционно настроенными джадидами, многие из которых были не просто идейными пантюркистами и панисламистами, но и находились на содержании враждебных России держав, лидеры Совета муфтиев посылают властям предельно ясный сигнал. Другое дело, что власти могут интерпретировать его по-своему и на всякий случай превратить модернизацию Совета муфтиев в его глубокую реконструкцию, тем более, что исторической ценности эта созданная в 1996 году организация не представляет.




Другие новости раздела:

Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...
В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...
В СМИ появилась информация, что День знаний в нескольких московских школах планируется перенести на более позднюю дату из-за совпадения с празднованием мусульманами Курбан-байрама, который в 2017 году выпадает на 1 сентября. Речь шла о школах Мещанского ...

Популярное

В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...