Новости Ислама | ![]() |
В последние месяцы информации о новых внутриисламских дискуссионных мероприятиях в Дагестане не появляется. Почему?
Действительно, в первом полугодии впервые удалось посадить за стол переговоров представителей различных религиозных течений ислама в Дагестане - представителей суфизма и салафизма. Это последнее течение в качестве своей идеологии используют в том числе и экстремисты. Собрались также общественные деятели, представители власти, и пошел позитивный процесс. Главным было сначала наладить диалог между этими разными течениями ислама. Общество восприняло это с пониманием и поддержкой. И как иначе? Ведь гибнет много людей - и правые, и неправые, и рядовые, и генералы. Понимаете, просто не было альтернативы. Государство не может одной лишь силой выиграть у терроризма, тем более если он связывает себя с одним из течений ислама. Власти сами пришли к этой мысли. Невозможно друг друга долго уничтожать.
Поэтому, хотя сама инициатива была снизу, мы получили поддержку федерального центра - к нам приезжали представители администрации президента РФ, генералы из Национального антитеррористического комитета, было также и понимание со стороны президента Дагестана и его администрации. Но после того, как диалог состоялся, постепенно мы стали терять ощущение поддержки со стороны некоторых представителей дагестанской власти. Конечно, мы понимали, что в команде президента Дагестана Магомедсалама Магомедова есть разные люди. Думаю, там предложили президенту другие варианты решения проблемы, может быть, чисто силовыми методами.
Мы ощутили, что, когда начался диалоговый процесс, взрывы в Дагестане участились. Власти решили на это ответить силой. С одной стороны это понятно, гибнут люди... Но я не уверен, что так можно решить проблему. Потому что "с той стороны" в основе все-таки идеология. Нужен путь диалога, необходимо вести разъяснительную идеологическую работу, необходимы согласительные процедуры с представителями разных религиозных течений. Ведь мы же видели, что этот путь нашел отклик и понимание среди сторонников и суфизма, и салафизма.
После взрывов в Махачкале в ночь на 22 сентября у меня, правда, появилась надежда, что путь диалога вновь может получить поддержку на высшем уровне. В Махачкалу прилетели представители федеральных структур, они провели серию встреч, также они обсуждал план работы с молодежью, направленной на профилактику экстремизма, радикализма.
У нас была стратегия, план решения проблемы радикализации общества. Это был реальный проект. Но, видимо, кому-то нужен этот постоянный очаг нестабильности в республике.
Какие выводы можно сделать из тех согласительных процедур, которые проводились в первом полугодии в Дагестане?
Самое главное - чтобы добиться восстановления мира не насильственным путем, а путем согласительных процедур, в том числе, объясняя сущность ислама, который не является религией войны, нужно понимание и поддержка со стороны государства - федерального центра и региональной власти. Еще один вывод - мы ничего не сможем сделать, если республиканская власть не обеспечит доступ к СМИ, в первую очередь, к телевидению. Огромная часть населения Дагестана живет в горных районах, где нет Интернета. А те люди, которые будут заниматься организацией этого диалога, должны доносить до народа, что они делают, какие цели преследуют и на что рассчитывают.
Я думаю, что общественный диалог, даже если он идет между представителями разных религиозных течений, не может ограничиться только религиозной тематикой. Основные вопросы, которые должны обсуждаться в рамках согласительных процедур, - это и взяточничество, и клановость сегодняшней власти. На мой взгляд, это те коренные проблемы, которые встают перед нами, когда мы ищем причины ухода людей в лес. Та клановость, которая существует в Дагестане, - совсем не та, как, например, кланы в Шотландии или Ирландии. Дагестанские кланы - не цивилизованные, фактически бандитские. Пока они не будут демонтированы, проблема экстремизма не будет решена.
Какие организации, на ваш взгляд, могут в будущем выступить организаторами диалогового процесса в Дагестане?
Среди таких организаций - и Духовное управление мусульман Дагестана, и "Ахль-Сунна". Свой вклад по-прежнему готовы внести и общественные организации, такие, как "Территория мира и развития".
По указу президента Дагестана в 2010 году была создана Комиссия по помощи в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. Как вы оцениваете результаты ее работы?
Сам факт создания комиссии, безусловно, позитивный, этого нельзя отрицать. Сама идея понятна. Но, с другой стороны, по ее статусу, по ее целям невозможно ожидать, что с помощью этой комиссии можно будет покончить с терроризмом. И, надо признать, никто из леса с автоматом не вышел.
Вообще, надо учитывать, что, когда власть что-то делает, общество относится к этому с недоверием, воспринимает это, как мероприятия "для галочки". Нет доверия к власти.
![]() В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ... |
Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ... |
![]() Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ... |
![]() В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ... |