Новости Ислама
Версия для печати

Руслан Гиреев: Молодежь Дагестана ориентируется на развитые султанаты


  11.10.2011    |   ИА REGNUM

Руслан Маликович Гереев - руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа.ИА REGNUM: Сейчас много говорят о радикализации Дагестана. Каково Руслан Маликович Гереев - руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа.

ИА REGNUM: Сейчас много говорят о радикализации Дагестана. Каково Ваше видение как эксперта в сфере религиозных взаимоотношений Северокавказской молодежи? Насколько соответствует правде укрепление в регионе исламского радикализма?

Современный ислам политизирован, и он доминирует в отношениях России на Северном Кавказе, а Дагестан стал эпицентром этих процессов. Мониторинг молодежной среды Дагестана показывает, что более 42% респондентов хотят применение шариата в отдельной республике по модели развитых султанатов.

Эксперты говорят, что многое в протесте молодежи от неверных, я даже сказал бы поспешных шагов местной власти, которая пытается вернуть оступившихся, по их мнению, часть дагестанцев в правовое поле. При этом Дагестан - единственная республика, где борьба с терроризмом вызвала мощный всплеск подросткового волнения, и в то же время интерес именно к салафитскому исламу. Виной всему также называется коррупция, подпитывающая экстремизм.

Разногласия между последователями тарикатских (суфийских) шейхов осложняют религиозную ситуацию, а раскол мусульманской общины Дагестана на традиционные и нетрадиционные джамааты дает почву для терроризма в регионе (суфизм является доктриной Духовного Управления мусульман Дагестана - ИА REGNUM).

От всего происходящего в первую очередь страдает экономика республики и всего Северного Кавказа, о чем говорят социально-экономические показатели региона.

Молодежь в Дагестане находится перед сложным выбором, многие из молодых специалистов, не находя себя в официальных сферах, уходят в "неформальный" сектор. Укрепилась и идеологическая база джамаатов, призывающих молодежь в вооруженное подполье. Самые высокие чины твердят, что экстремизм в Дагестане стал угрозой государству, хотя в республике многократно увеличено силовое присутствие.

ИА REGNUM: Что является причиной роста религиозного экстремизма среди молодежи и каков их средний возраст адептов экстремизма?

Причин много, от высокого показателя безработицы до отсутствия системных подходов в решении молодежных вопросов. Этому способствует расслоение общества. Ситуацию может стабилизоровать организация производства: надо обеспечить людей работой и культивировать исторические традиции, адаты и религиозные устои.

Мусульмане Дагестана стремятся к исламскому пространству, и это превалирует в регионе. Развиваются вакфы (имущество, находящееся в ведении мечети - ИА REGNUM), исламский банкинг, исламская медицина, хиджаб-мода и т.д. Но при всем этом главная проблема республики - в отсутствии кадров, способных решать вопросы конфессиональной сферы.

Нет смысла отрицать то, что молодежь увлечена радикальным исламом, а средний возраст "радикалов" ниже 14 лет. Специалисты отмечают, что в Дагестане отсутствует молодежная пропаганда традиционного ислама. Кроме того, республика испытывает серьезные межконфессиональные трудности, на фоне чего происходит гиперусиление религиозной экспансии салафизма.

Духовенство, в том числе и несуфийская часть, уверена, что сплоченность и развитие исламского образования по мировым критериям улучшит положение.

ИА REGNUM: Куда в основном движется поток молодежи Дагестана, выезжающей за рубеж для обучения исламу?

Учеба в религиозных вузах исламских государств актуальна особенно. Много молодежи из Дагестана и всего Северного Кавказа выезжают на учебу в зарубежные страны. Точное их количество подсчитать невозможно, так как процесс учета в Дагестане запущен, поэтому информация об этом может быть лишь приблизительная, от религиозных организаций и самих студентов.

Парадоксально, но факт: имея лидерство по числу исламских вузов в России и СНГ, республика оказалось не в состоянии предложить молодежи мусульманское образование, не связанное с суфизмом как традиционной доктриной Духовного управления. Это является основной причиной массового выезда студентов за рубеж. Почему я говорю "массового"? Потому что каждая сотня грамотных студентов, уезжающих в исламские страны - это много для такого насыщенного исламом региона, как Дагестан. Вопрос еще в том, что, приезжая обратно, эти люди станут лидерами и сформируют свои общины.

Спокойный до сей поры юг Дагестана в сводках проявляет себя все более агрессивным. Вспомнить хотя бы нашумевшее событие в селе Советское, где в мае был конфликт полиции с группой молодежи, посещающей мечеть. Насколько серьезна обстановка именно в этой части региона и что действительно происходит на юге республики?

Судя по СМИ, все уже определились в виновности радикальных мусульман в самых громких преступлениях на юге Дагестана, хотя итогов расследования еще нет. Подобные заявления, я считаю, должны делаться после суда, когда вину обвиняемых людей докажут. Иначе будет беззаконие. Это приведет к дестабилизации обстановки в некогда самом спокойном регионе республики.

Странно и то, что все происходящее на юге республики, становится достоянием западных медиаресурсов, усиливающих накал страстей в регионе своим необъективным освещением. Анализ ситуации показывает, что их интерес к региону неслучаен. Любая негативная информация с юга Дагестана мгновенно получает огласку и обсуждается в зарубежной прессе. Ситуация усугубляется и тем, что самые громкие акции "юга" участники радикального подполья берут на себя, публикуя информацию об очередных убийствах "безбожников" на своих сайтах. Поводом для расправы в западных СМИ называется позиция относительно религиозной политики, проводимой в республике. Следовательно, ислам для мировой общественности становится регулятором этих взаимоотношений.

Я вынужден отметить, что дискуссии на конфессиональные темы и темы религиозной политики государства в вузах и учреждениях республики не проводятся, или проводятся исключительно для отчетности, едва касаясь проблематики. И здесь республике нужно наверстать упущение и восстановить дисбаланс. В Дагестане нет пропаганды конституции и закона, и это является корнем всех проблем.

Много спорят о том, когда в Дагестан пришел салафизм. Традиционалисты говорят, что это случилось в 1990-х на волне безвластия в республике. Но сами салафиты указывают на мечеть 19 века в Кази-Кумухе (ныне село Кумух - райцентр Лакского района Дагестана), где имамом был ученый-арабист и шариатский судья Али Каяев (Замир Али; 1873-1943), известный своими рассуждениями о хадисах Пророка в салафитском духе. Историческое присутствие здесь салафитов подтверждают и могильные камни, примечетские книги, рукописи и т.д. Кроме того, доподлинно известно, что самый яркий в истории проповедник салафизма Салих аль Ямани из Йемена основал школу в Дагестане в 15 веке, которая получила широкую известность на Кавказе и Средней Азии.

ИА REGNUM: Как вы считаете, если вести диалог с радикалами, в чем его предмет, и кто из сторон первым уступит?

Диалог нужен, иного способа остановить гибель молодых ребят, нет. Это касается обеих сторон. Надо учитывать, что растет недовольство граждан, а родственники убитых становятся врагами власти и при возможности возьмутся за оружие.




Другие новости раздела:

Верховный муфтий Иерусалима шейх Мухаммад Хусейн и исламский совет города ВАКФ заявили об урегулировании ситуации вокруг Храмовой горы и разрешили верующим там молиться. ...
Давно закрытую по суду. Администрация Екатеринбурга собирается изъять для строительства трамвайной ветки "Екатеринбург-Верхняя Пышма" крупный кусок промзоны и частного сектора в границах улицы Чуцкаева и проспекта Космонавтов. Строения, расположенные на ...
По итогам референдума в Квебеке мусульманской общине отказано в праве на открытие собственного кладбища. Стрельба в местной мечети, в ходе которой погибло шесть мусульман, не стала аргументом для участников голосования – в итоге пять жертв пришлось ...
Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...

Популярное

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Давно закрытую по суду. Администрация Екатеринбурга собирается изъять для строительства трамвайной ветки "Екатеринбург-Верхняя Пышма" крупный кусок промзоны и частного сектора в границах улицы Чуцкаева и проспекта Космонавтов. Строения, расположенные на ...