Новости Ислама
Версия для печати

Национальный вопрос в России: как нам жить вместе?


  31.01.2012    |   IslamRF.ru

30.01.2012 19:01 Вторая неделя подряд для российского общества начинается с изучения статей Председателя правительства России В.В.Путина. 23 января 2012 г. в «Независимой газете» вышла публикация: «Владимир Путин. Россия: национальный
30.01.2012 19:01

вторая неделя подряд для российского общества начинается с изучения статей председателя правительства россии в.в.путина. 23 января 2012 г. в «независимой газете» вышла публикация: «владимир путин. россия: национальный вопрос» с подзаголовком "самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром". 30 января 2012 г. в «ведомостях» вышла в свет статья: владимир путин: «нам нужна новая экономика».

тем самым анализу подверглись две важнейших составляющих бытия россиян: национальный вопрос и экономика. в своей статье мы сосредоточимся прежде всего на первой проблеме. однако нельзя забывать, что без экономического роста невозможно обеспечение достойных жизненных стандартов и хорошо оплачиваемой работы невозможен гражданский и межнациональный мир. в обеих статьях подчеркивается, что эффективно не работают ни экономическая модель, ни модель межнациональных отношений ни в советском варианте, ни в варианте, заложенном в россии в 1990-х гг.


при этом российское общество и наши партнеры по евразэс обладают уникальным опытом решения сотрудничества и решения проблем. и здесь крайне важен учет опыта миллионов простых граждан, а также «всемирная отзывчивость» русской души и культуры. сегодня модно называть россию мононациональным государством русского православного этноса. однако, как напоминает председатель правительства россии, уже в «повести временных лет» (xi-начало xii вв.) описан многонациональный характер древнерусского государства, где «другие народы… говорят на своих языках…». в.в. путин указывает, что «историческая россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство… освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю россии, было совместным делом многих народов. достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от карпат до камчатки. как и этнические татары, евреи, белорусы…» действительно, города золотой орды были разбросаны от днестра до урала, а само название татарского пролива напоминает нам о том, как огромные пространства евразии назывались «tartaria magna” («великая татария»). по словам в.в. путина, консервативный философ первой половины прошлого века иван ильин писал о цели русской государственности: «не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».


такое признание национального и религиозного многообразия давало возможность объединять территории и инкорпорировать элиты нерусских народов, как прекрасно показал австрийский исследователь а. капеллер. далее в.в. путин подчеркивает: «мы многонациональное общество, но мы единый народ».


очень важно, что в качестве основы единства председатель правительства россии называет не право завоевания и не концентрирует внимание на международно-признанных границах россии. председатель правительства россии указывает: «русский народ является государствообразующим – по факту существования россии. великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению федора достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности». следует отметить, что наименование «русские татары» подверглось критике представителей татарского национального движения, которые предпочитают называть себя «россиянами татарами». но здесь важнее то, что они признают себя россиянами, как в известном стихотворении михаила львова.


председатель правительства россии вновь напоминает о роли культурной доминанты в определении российской гражданской нации: «в некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку… наша нация всегда была читающей нацией. давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы».


однако культурный герой никогда не бывает абстрактным винтиком государственной машины. у него есть свое «я». поэтому, по словам в.в. путина, нужна культурная политика, которая на всех уровнях – от школьных пособий до исторической документалистики – формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса… видел бы свое место. ощущал бы себя наследником «одной для всех» – противоречивой, трагической, но великой истории россии.


нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. но он должен прежде всего быть гражданином россии и гордиться этим. никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». последние слова стоит переадресовать ретивым чиновникам, прежде всего, от образования, которые ратуют за закрытие школ с обучением на родном языке, не дают развиваться учебным заведениям с этнокультурным компонентом. утрата национальных и религиозных корней выгодна только тоталитарному государству, которое превращает человека в свое орудие, когда «сын за отца не отвечает». в отсутствие же тоталитаризма, как показывает практика, такие люди без корней все чаще становятся игрушками в руках экстремистов и «революционеров» всех мастей.


поэтому председатель правительства россии напоминает, что в деле разработки национальная политики «конечно, мы рассчитываем на активное участие в таком диалоге традиционных религий россии. в основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укреплять».


более четкая политика должна проводиться по отношению к тем, «кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. к обычаям русского и всех других народов россии. всякое другое – неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное – поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют». такое нарушение законов затрагивает прежде всего самих мигрантов в общей массе. поэтому «нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия». и в первую очередь нарушаются права самих мигрантов – как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти».


важнейшим инструментом интеграции должна выступить система образования, так как «привлекательность образования и его ценность – мощный рычаг, мотиватор интеграционного поведения для мигрантов в плане интеграции в общество. тогда как низкое качество образования всегда провоцирует еще большую изоляцию и закрытость миграционных сообществ, только теперь уже долгосрочную, на уровне поколений». для преодоления культурных барьеров «со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории россии и русской литературе, по основам нашего государства и права. наше государство, как и другие цивилизованные страны, готово сформировать и предоставить мигрантам соответствующие образовательные программы». здесь стоит напомнить, что культурные и образовательные центры при мечетях, мусульманские учебные заведения также могли бы облегчить адаптацию для самых различных групп мигрантов. не секрет, что в тех же медресе и мектебах мигранты (особенно дети и молодежь) совершенствуют знание русского языка, законов рф, российских реалий. здесь государство и духовные управления мусульман, могли бы совместно потрудиться на общее благо. демографический кризис в россии должен стать здесь важным стимулом.


необходимо, чтобы была «четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной. что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости».


важнейшим шагом в контроле над миграцией и при решении национальных проблем, по словам в.в. путина является «тесная интеграция на постсоветском пространстве как реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам».


поэтому «одна из важнейших задач евразийской интеграции – создать для народов, миллионов людей на этом пространстве возможность достойно жить и развиваться». председатель правительства россии указывает: «мы понимаем, что не от хорошей жизни люди уезжают за тридевять земель и зачастую далеко не в цивилизованных условиях зарабатывают себе и своей семье возможность человеческого существования».


однако все не так хорошо и в нашем отечестве. так в статье в.в. путина «нам нужна новая экономика» указывается, что для бизнеса «главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. при этом положительный опыт можно найти у соседей по снг. поэтому указывается: «показателен пример соседнего казахстана, с которым мы с 1 января этого года находимся в режиме единого экономического пространства. сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как россия — 120-е. предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса».


итак, мы все – россияне и все находимся в одной лодке. с соседних с нашей лодок – из стран снг прибыли и будут прибывать миллионы людей. наша задача: плыть быстрее вперед и не дать утонуть соседним лодкам. остается только действовать, а не заниматься разными ухищрениями…

подробнее: независимая газета

дамир мухетдинов, первый заместитель председателя думер




Другие новости раздела:

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...
Президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с послами и руководителями дипломатических представительств мусульманских стран, передает телеканал «МИР 24». ...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с руководством духовного управления мусульман Кыргызстана и верховным муфтием Максатом ажы Токтомушевым, передает телеканал «МИР 24» В ходе разговора патриарх подчеркнул: мусульманское духовенство ...

Популярное

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям. ...
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина за его высказывания об израильтянах и предложил ему отправиться на экскурсию в Иерусалим. ...