Новости Ислама
Версия для печати

Шейх Вахба аз-Зухейли: Никто не имеет права объявлять о неверии мусульманина


  27.02.2012    |   IslamRF.ru

27.02.2012 11:37 Известный знаток мусульманского права и учёный энциклопедист шейх Вахба аз-Зухейли просветит нас в вопросах, связанных с исламом мусульманами и взаимоотношениями с другими конфессиями. - Время от времени появляются проблемы, связанные с
27.02.2012 11:37

известный знаток мусульманского права и учёный энциклопедист шейх вахба аз-зухейли просветит нас в вопросах, связанных с исламом мусульманами и взаимоотношениями с другими конфессиями.

- время от времени появляются проблемы, связанные с обвинением в неверии одних мусульман другими. однако на сегодняшний день отсутствуют правила обвинения в неверии с точки зрения шариата. скажите, какие правила и причины существуют для такого рода обвинений, и кто обладает правом объявлять такфир кому-либо?

- обвинять в неверии мусульманина, засвидетельствовавшего, что нет бога достойного поклонения, кроме аллаха и что мухаммад его раб и посланник, ни при каких обстоятельствах не позволительно до тех пор, пока он не станет дозволять запретного, не запрещать разрешенного или же отрицать то, что известно в исламе как обязательное. к этому относится, например, обязательность молитвы, выплаты закята, соблюдения поста в месяц рамадан, паломничества в мекку, или запрет на употребление спиртных напитков, совершение прелюбодеяния, ростовщичества, воровства и других греховных деяний. не обвиняется мусульманин в неверии или вероотступничестве, кроме как после перехода в другую религию. к неверию приводит отрицание существования всевышнего аллаха, неверие в его послания, в пророчество и посланников, обвинение посланника во лжи, дозволение запретного, будь то: прелюбодеяние, гомосексуализм, употребление любых спиртных напитков, несправедливость; запрет дозволенного: торговля, женитьба; отрицание обязанности того в чем мусульмане единогласны; убеждение в обязанности того, что не является обязательным по единогласному мнению, обязать себя постом в любой другой месяц кроме месяца рамадан и другое.

не позволительно обвинять в неверии государство. не обвиняется в этом правитель, пока его неверие не станет явным. как сообщил пророк (мир ему): «…если только увидите явное неверие, на которое вы имеете ясный довод от аллаха». то есть неверие должно быть явным, очевидным и открытым.

никто не имеет права объявлять о неверии мусульманина, пока не увидит в его поступках явное безбожие. поэтому мы не принимаем мнение того, кто говорит, поистине такой-то неверный, еретик или вероотступник, пока на это не будет явного доказательства. а то, что касается противоречий человека с общепризнанными положениями мусульманской уммы, то это не приводит его к неверию. и если неверие было сомнительным, то лучше оставить это аллаху, знающему сокровенное. хорошо известно, что вероотступник приводится к покаянию и судебному разбирательству перед правителем или судьей, потому не допустимы обвинения в неверии, пока не произойдет суд, где разберут его высказывания, выражения в его книгах, письменные заявления. всё это делается для сохранения мира и отдаления мусульманина от смуты.

- демократия (власть народа) на сегодняшний день один из самых распространенных политических режимов в мире. но мнения учёных и мусульманской интеллигенции по поводу нее разделились. какова ваша позиция по отношению к демократии и есть ли ей альтернатива?

- демократия – это древнегреческий термин, подразумевающий власть народа. политика в исламе находит общие основы с демократией в таких инструментах, как принцип совещательности, справедливости и равенства между людьми в правах и обязанностях – это, можно сказать, и есть основы исламской демократии. ислам отличается от демократии тем, что в последнем законодательной властью обладают представители народа в парламенте. когда парламент принимает закон, противоречащий шариату, тут и появляются расхождения между исламом и демократией. но преобладающая часть нормативных и административных актов и законов, издаваемых действующим парламентом, такие как планы по социальному, экономическому и образовательному развитию не противоречат исламу и считаются дозволительными, например: социальное страхование для рабочих и служащих, законы о пенсии, военной службе, развитию промышленности, торговли, сельского хозяйства и другие.

существуют отличия между исламом и демократией, которые не позволяют нам её признавать:
• цель демократии чисто мирская и слишком материалистическая. она призвана служить для обогащения того или иного народа лишь только с экономической точки зрения. а ислам сопровождает двоякую цель – духовную и мирскую, которая объединяет основополагающие ценности.
• власть народа при демократии абсолютна и суверенна, решения представителей парламента становится законом обязательным для исполнения, до тех пор, пока он не противоречит нравственности и общим гуманным принципам. что же касается ислама, то власть народа ограничена выбором политического строя. и это самое серьёзные различия, которые дают нам право говорить, что современные или же старые концепции западной демократии не соответствует исламской доктрине.

- некоторые богословы видят необходимость обновления исламской мысли. согласны ли вы с этим утверждением и каковы, по-вашему мнению, границы обновления?

- исламские мыслители высказываются по многим аспектам нашей жизни, будь то политическая, военная, экономическая, социальная и культурная сферы. основы этих сфер не нуждаются в нововведениях и исправлениях.

если целью обновления является лишение общества религиозных, моральных и гуманных основ, такое обновление будет отвергаемым. если же оно не заходит за рамки шариата и делается для устранения пороков общества или применения лучшей системы порядка, тогда такое явление не будет, является запретным, с условием того, что оно не заходит за рамки общих законодательных целей. данное явление позволяет избавиться от таких недугов как отсталость и раздельность. а идея, целью которой является разрушение, уничтожение и отступление от религиозных и шариатских канонов является ложной, потому что приносит с собой только разруху. я приведу в пример обновление турции руками ататюрка, когда разрушались основы ислама и навязывались секуляризм, атеизм и вражда ко всему. это было явным неверием и абсолютным подрывом всех основ ислама.

- одним из важнейших вопросов стоящих перед мусульманскими движениями - это вопрос мусульманского единства и сближения мазхабов. видите ли вы реальную возможность такого объединения и какие препятствия встают перед ним?

- мусульманские движения требуют осуществления трёх основных положений:
1) сознательная приверженность законам ислама.
2) верное понимание ислама и требований современной эпохи.
3) единение исламского мира.

мусульманское движение не будет иметь успеха в том случае, если оно будет основано лишь на симпатии и любви к исламу без знания всех шариатских положений, не будет учитывать реалий нового времени и если не будет единения в спорных вопросах.

события последних пятидесяти лет подтвердили то обстоятельство, что без вышеуказанных трех основных положений не будут иметь успеха. исламское движение не должно противостоять агрессорам и настроенным против них силам без тщательного планирования своих действий, и нахождения верного решения конкретной проблемы.

агрессоров, как внутренних, так и внешних достаточно много, поэтому вражда к мусульманами к исламу в целом, а также попытки противостоять применению шариатских законов среди людей появляются в различных частях нашего мира.

преодолеть это можно только проявляя терпение, имея широкий кругозор, оказывая взаимную помощь любому, кто борется на благо ислама и мусульман.

к глубокому сожалению, объединение мусульман сегодня является трудно осуществимым по причине обособленности и закрытости исламских организаций, а также отсутствии свзяи между ними.

- какова ваша позиция в отношении диалога между религиями, и каковы границы данного диалога?

- я принимал участие в диалогах разного характера, как между суннитами и шиитами, так и мусульманами и христианами, православными, католиками или протестантами. диалог проходил по некоторым религиозно-политическим аспектам, связанным с неверием, секуляризмом, или сионизмом. мы приходили к согласию с собеседниками в вопросе опасности неверия и иудоизации арабских районов в палестине.

участвуя в дискуссиях, я всегда выступаю против неверия, угроз интересам и правам нашей уммы и других стран, подвергающихся нападкам.

я не принимаю участие в дискуссиях, подразумевающих религиозные объединения, идущим в разрез основам истинной божественной религии, основывающейся на единобожии, справедливости, любви, равенства, установлении истины и уничтожении лжи.

- что вы посоветуете молодёжи и мусульманским проповедникам во всём мире?

- мой искренний совет, всем кто трудится на пути исламского призыва – сторонитесь разногласий в мазхабах, а также в других вопросах; идите единым строем на пути величайшего исламского призыва, в разъяснении достоинств ислама и его гуманизма. объясняйте людям, что ислам характеризуется миролюбием ко всем народам земли. разъясняйте благие устремления ислама – братство, соблюдение религиозных предписаний, а также отстранение от запретных деяний.

islamweb.net




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...