Новости Ислама
Версия для печати

Султанов: Власть должна прислушиваться к поступающим сигналам


  06.03.2012    |   Islam-news

06 марта 2012, 15:48Шамиль Султанов не видит "сенсационных" изменений в государственной политики в отношении исламаС победой Путина на президентских выборах кардинальных поворотов в ближневосточной политике России не произойдет, а вот во

06 марта 2012, 15:48

Шамиль Султанов не видит "сенсационных" изменений в государственной политики в отношении ислама



С победой Путина на президентских выборах кардинальных поворотов в ближневосточной политике России не произойдет, а вот во взаимоотношениях с внутренним исламом многое нужно менять, считает руководитель Центра стратегических исследований "Россия-Исламский мир" Шамиль Султанов.

Отвечая на вопрос ИА IslamNews о том, что может измениться во взаимоотношениях РФ с исламским миром, эксперт пояснил: "Я не думаю, что произойдут какие-то принципиальные изменения во внешнеполитическом курсе России. Этот курс формировался Путиным и в предшествующий период, когда он был президентом, да и как премьер он оказывал воздействие на его реализацию. Поэтому каких-то кардинальных сдвигов и сенсационных поворотов здесь не будет. Во-вторых, за последнее время стало ясно, что на Ближнем Востоке сформировались определенные предпочтения в отношении России. И об этом Путин, кстати, говорил в своей статье от 28 февраля, посвященной внешнеполитическим проблемам".


Эксперт напомнил: речь идет о том, что Россия будет противодействовать вмешательству Запада в свои интересы на Ближнем Востоке (это, прежде всего, касается сирийской ситуации). "Я думаю, что поддержка Россией Сирии, Дамаска будет продолжаться. Сохранится и курс на позитивные изменения в пользу налаживания и укрепления отношений между Россией и Ираном, которые наметились еще в конце 2010 года и постепенно набирали темп в течении 2011 года. Это связано с тем, что за последние 3-4 месяца де-факто сформировался стратегический альянс между Москвой и Пекином. Поскольку Китай является ключевым союзником Ирана на Ближнем Востоке, возникает два треугольника: Москва-Пекин-Дамаск (и не случайно, что Россия и Китай два раза голосовали соответствующим образом против западной позиции в Совете безопасности), и второй треугольник – это Тегеран-Пекин-Москва. Почти 25% импортируемой нефти Китай получает из Ирана. Китай инвестировал в нефтехимическую сферу Ирана порядка 60 млрд долларов. И, конечно, в этой связи поддержка такого союзника играет очень важную роль. Поэтому два этих треугольника будут действовать, но ключевым компонентом является вот эта стратегическая связка Москва-Пекин", – подчеркнул аналитик.

Это не означает, что Россия однозначно занимает позицию "шиитского Севера" и противопоставляет эту позицию арабскому Востоку, пояснил эксперт: "наша позиция по Сирии заключается в том, что мы не хотим никакой интервенции, никакого вмешательства в сирийские дела, призываем стороны, участвующие в силовом конфликте внутри страны, решать свои проблемы за столом переговоров".

Намеченная встреча Лаврова и министров иностранных дел Лиги арабских государств вряд ли закончится кардинальным поворотом: "думаю, никаких сенсаций здесь не будет, Лавров просто подтвердит нашу принципиальную позицию по поводу сирийского конфликта", – отметил Султанов.

Что касается внутренней ситуации и взаимоотношений власти с исламом, эксперт напомнил: отношение к исламу при Путине, начиная с 2000 года, прошло два этапа. "Первый этап – это, начиная с 2000 года, когда российская армия столкнулась с ваххабитами на Северном Кавказе, и до 2003 года. В промежутке было 11 сентября в США – в общем, в позиции Москвы преобладали исламофобские, жестко-антиисламские тенденции, в т.ч., в отношении нашего внутреннего ислама. Но после саммита стран ОИК-2003, в котором принял участие и Владимир Путин, наступил второй этап. Началась попытка сближения, изменения позиции России (Москвы, точнее говоря) к внутреннему исламу", – считает Шамиль Султанов.

По его словам, нынешняя, текущая ситуация характеризуется поиском Кремля неких новых подходов к этому вопросу. "Ситуация с внутренним положением ислама меняется, и многие вещи для Москвы не вполне понятны. Ситуация усложняется. Приведу один пример: Минюст России официально зафиксировал в своем реестре порядка 3,5 тысяч официальных джамаатов в России. Но помимо этого, по данным соответствующих правоохранительных органов, у нас в РФ функционирует еще около 2,5 тысяч незарегистрированных джамаатов. Конечно же, не все из них имеют экстремистский характер. Но что с ними делать? Как вести с ними работу – особенно в северокавказских республиках, в Карачаево-Черкессии, в Дагестане? Ни местные власти, ни соответствующие чиновники в Москве этого не знают. Сейчас наблюдаются попытки как-то определиться с этой новой ситуацией, с этими новыми трендами, и говорить о какой-то новой стратегии в этом смысле еще рано", – считает эксперт.

Но есть еще один немаловажный вопрос. "Проблема в том, что соответствующих специалистов-то у Кремля почти нет, если говорить откровенно. Когда разговариваешь с какими-то высокопоставленными чиновниками, которые занимаются этими вопросами, и они не знают разницы между салафитами и "Братьями-мусульманами", но при этом пытаются делать какие-то политические выкладки, это, конечно, показатель уровня. А если ты не знаешь, что происходит, как ты можешь строить свою политику? К сожалению, эта ситуация относитсяне только к исламу, а ко многим вопросам, с которыми мы сталкиваемся внутри России, в российской внешнеполитической деятельности. Это называется так: нет позиции. И какой должна быть эта позиция, никто не знает", – полагает руководитель Центра стратегических исследований "Россия-Исламский мир".

По его словам, не надо требовать полного понимания этого вопроса персонально от Путина: "есть большие стратегические вопросы, в которых он знает толк, разбирается, а по остальным вопросам должны быть специалисты, которых на сегодняшний день нет". "Нет информации у людей, нет соответствующих концептуальных схем. Отсюда – отсутствие каких-то свежих идей. Вот еще пример: одна из острых проблем для уммы, о которой говорится много лет, это создание целостной системы образования. Но она же до сих пор не создана, там существует масса проблем, и обо всем этом говорят уже лет 8 или 9. А это лишь одна из двух десятков проблем, с которыми сталкивается умма. Отсюда и делайте выводы", – подчеркнул Султанов.

Остается вопрос: как привлечь внимание власти к решению этих проблем? Так называемая либеральная общественность смогла настоять на диалоге с властью посредством Болотной площади, но у мусульман же есть и более миролюбивые альтернативы и механизмы. Шамиль Султанов полагает, что все "решаемо и преодолимо – власти нужно более внимательно прислушиваться к поступающим сигналам и реагировать на них должным образом".

"Смотрите, что происходит на Северном Кавказе – а там фактически происходит гражданская война. И это не просто столкновение между какими-то бандитами: "Лесное братство" имеет определенную идеологию, ценности. Это проблема, которая решается силовым способом. Другая проблема – как я уже говорил, это создание неофициальных, незарегистрированных джамаатов. Но почему на либеральный протест обращают внимание, а на проблемы в мусульманском сообществе – нет? Есть точка зрения, что последние можно решить силовым способом. Вроде бросать спецназ ГРУ против "болотников" нельзя, а в горах Северного Кавказа это все проходит… Но это недальновидная позиция: реальные проблемы чисто силовым путем не решить. Они, в стратегическом смысле, остаются. И то, что на Северном Кавказе ситуация остается взрывоопасной уже 15-20 лет, это показатель. Проблему нельзя игнорировать, загонять в угол. Проблему надо изучать и вырабатывать соответствующие рецепты", – подытожил эксперт.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...