Новости Ислама
Версия для печати

Для решения проблемы с ваххабизмом в Татарстане необходима политическая воля: мнение


  13.11.2012    |   ИА REGNUM

Обострение ситуации с религиозным экстремизмом и национал-сепаратизмом в Татарстане, все чаще привлекающее внимание федеральных экспертов, заставляет искать причины создавшегося положения местных наблюдателей, включая тех, кто ранее не особо
Обострение ситуации с религиозным экстремизмом и национал-сепаратизмом в Татарстане, все чаще привлекающее внимание федеральных экспертов, заставляет искать причины создавшегося положения местных наблюдателей, включая тех, кто ранее не особо интересовался подобной проблематикой. Свой взгляд ИА REGNUM предложил Айрат Шарипов, лидер популярного в начале 2000-х годов Общественного объединения "Созидание".

Как так могло случиться, что в самом сердце России, в Татарстане, исламистский радикализм и экстремизм чувствуют себя достаточно комфортно? Можно совершить покушение на исламских лидеров и убить одного из них (речь о терактах 19 июля в Казани - прим. ИА REGNUM), чьи взгляды и воля стали поперёк дороги планам ваххабитов, и об этом скоро все забудут; можно плюнуть на законы о митингах и провести своё несанкционированное местной властью мероприятие, на котором шлются проклятия в адрес российской власти, и это сойдёт с рук; можно даже группой покататься на авто с флагами-символами запрещённых "Аль Каиды" и "Хизб-ут-Тахрир", и тебя милиция остановит лишь только после звонков возмущенных горожан, и опять ничего не будет... Как такое возможно, кто и что за этим стоит? Давайте разбираться...

Сразу после убийства заместителя муфтия Республики Татарстан Валиуллы-хазрата и покушения на жизнь муфтия Ильдуса Фаизова, экс-президент Минтимер Шаймиев по центральным российским каналам произнёс интересную фразу: "Не надо устраивать охоту на ведьм!".

Можно только догадываться, чем были его слова - предупреждением силовикам или просто личным мнением? Примечательно то, что ситуацию комментировал не действующий президент республики, а бывший.

Осторожность в проявлении политической воли у обоих уровней власти - федеральной и местной - вызвана, скорее всего, ещё и их страхом спровоцировать своими действиями дестабилизирующие процессы внутриполитического характера. И эта осторожность небеспочвенна - исламисты уже заявляют, что "Россия развязала войну против ислама". Часть российских мусульман именно так это и воспримет. Может появиться легитимный повод для объявления джихада и его оправдания. Этого только и ждут в ряде арабских стран. Что за этим последует, гадать не приходится. Видимо, это одна из причин, почему в Татарстане заговорили о необходимости "вести переговоры с ваххабитами" и очень мягко отнеслись к недавним вызывающим акциям исламистских радикалов и экстремистов.

Но выход ли это? Не воспримут ли исламистские радикалы и экстремисты это как зелёный свет для своих дальнейших действий?

Существуют и другие важные вопросы, в частности, какой информацией, необходимой для принятия адекватных решений в борьбе с исламистским радикализмом и экстремизмом, располагает федеральный центр? Не получает ли он искажённую, отфильтрованную информацию от региональной власти? Складывается впечатление, что именно так и происходит.

Чего же боится региональная власть Татарстана, не желая показывать истинные масштабы проблем, связанные с исламистским радикализмом и экстремизмом в республике? Полагаю, развала пирамиды власти, выстроенной Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Возможно, в основе этого страха лежат не столько причины субъективного характера, сколько объективного - необходимость обеспечения стабильности. Ведь не секрет, что ваххабизм в Татарстане имел до недавнего времени своё мощное политическое и финансовое лобби. Возможно, это бюрократическое лобби сохраняется и по сей день. Иначе чем объяснить, вялую реакцию власти на выходки исламистских радикалов и экстремистов, и продолжающуюся активную пропагандистскую деятельность ваххабитских проповедников и групп прихожан в мечетях?

Открытая и бескомпромиссная борьба ведётся только с террористами. Но откуда они берутся, как не из числа экстремистов и радикалов? Как действенно решить проблему ваххабизации ислама в России, и ликвидировать очаг исламистского радикализма и экстремизма в Татарстане, а также в других регионах?

Мне кажется, что в самое ближайшее время должен быть решен самый важный вопрос - по каким канонам должны обучаться исламу россияне, и какой Ислам допустим для его проповедования в мечетях. Это не цензура, а выбор течения в исламе, который способен снять проблемы идеологической подпитки исламистского радикализма и экстремизма. Решить этот вопрос должны сами мусульмане на съезде муфтиев, казыев и мухтасибов.

Ваххабизм должен встретить серьёзный заслон, защищающий Россию от его проникновения и распространения, как чуждая и опасная идеология. С этой целью, возможно, должен быть наложен мораторий на право обучения россиян в тех зарубежных учебных заведениях, где преподаётся Ислам ваххабитского толка, а также любая публичная проповедническая и преподавательская деятельность, основанная на идеологии ваххабизма, исламистского радикализма и экстремизма.

Кто сегодня может грамотно, авторитетно и обоснованно возразить на тезисы, навязываемые обществу исламистскими радикалами и экстремистами, использующими в подтверждение своей правоты выдержки из Корана, при этом ещё попутно угрожающих имамам, если те начнут чем-то возражать им? Я убежден, что муфтият республики должен официально пригласить кого-то из популярных и известных среди российских мусульман исламских проповедников, способных дать идеологический отпор ваххабитам, так глубоко и масштабно проникших в уммы мусульман республики.

Но только ли силами исламского духовенства и его лидеров можно решить проблемы с исламистским радикализмом и экстремизмом? Конечно же, нет. Необходима политическая поддержка властей - от федеральной до местной.




Другие новости раздела:

Глава администрации Автозаводского района Александр Нагин примет участие в торжествах по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам в Соборной мечети «Тауба» 1 сентября. Об этом сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...
В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...
В СМИ появилась информация, что День знаний в нескольких московских школах планируется перенести на более позднюю дату из-за совпадения с празднованием мусульманами Курбан-байрама, который в 2017 году выпадает на 1 сентября. Речь шла о школах Мещанского ...

Популярное

В мечетях Казани праздничный намаз на Курбан-байрам начнется с проповеди в 4.30 утра. Общественный транспорт, останавливающийся возле мечетей, заработает в этот день с 3.30 утра. ...
Дата и время мероприятия: 29 августа, 11:00 ... ...