Новости Ислама
Версия для печати

Послание Путина по «исламскому вопросу» пробуждает регионы


  28.10.2013    |   Islam-news

Выступления президента России на заседании Совета по межнациональным отношениям и на встрече с мусульманскими лидерами в Уфе вызвали живое обсуждение в российском обществе.

28 октября 2013, 11:09

На встрече с мусульманскими лидерами затрагивались актуальные вызовы современности


Контекст
Живые идеи из Уфы: зачем России ислам?

Выступления президента России на заседании Совета по межнациональным отношениям и на встрече с мусульманскими лидерами в Уфе вызвали живое обсуждение в российском обществе. В Пензенской области, которая пока еще далека от эталона в национально-конфессиональных отношениях, речь главы государства осмелились прокомментировать немногие.

Поскольку губернатор Василий Бочкарев находится в отпуске, с подобной просьбой ИА IslamNews обратилась к заместителю председателя регионального правительства Валерию Савину, но тот уполномочил подготовить ответ начальника управления внутренней политики Пензенской области Александра Елатонцева.

Александр Елатонцев – начальник управления внутренней политики Пензенской области

То, что озвучил президент, было очень кратко, емко и актуально. В первую очередь его речь нужно изучить руководителям органов власти всех уровней, включая муниципальный, потому что большинство конфликтов возникают на уровне сел, поселков и небольших городов.

Бурные события, произошедшие в нашей стране в конце XX – начале XXI века кардинальным образом изменили характер государственно- конфессиональных отношений. В течение последних лет в Российской Федерации и Пензенской области наблюдается рост зарегистрированных религиозных организаций. В 2011 году у нас их насчитывалось 264, а в настоящее время уже 465. К тому же в регионе проживает более 100 народов, исповедующих различные религии.

На территории нашего региона, к сожалению, имеются внутриконфессиональные конфликты в мусульманской среде. Причина их в том, что возраст большинства имамов превышает 50 и более лет. В целом же обстановка остается стабильной. Рано или поздно все войдет в нормальное русло. Это веление времени.

Рустям Агишев – депутат одномандатного округа от "Единой России" в Законодательном собрании Пензенской области

Я полностью поддерживаю нашего президента в том, что с народом надо работать и еще раз работать; проводить среди населения, особенно в сфере национальных отношений, грамотную разъяснительную работу. Поскольку у меня округ сельский, то в силу депутатских обязанностей, а также того, что я являюсь председателем землячества Городищенского района, мне приходится решать проблемы людей самых разных национальностей.

Вот недавно, вместе с главой района Г.А. Березиным и общественностью села Русский Ишим, провели мероприятие – открыли памятник посвященный 100-летию народной поэтессы Матрены Смирновой. Пообщались с людьми, обсудили проблемы сельских жителей, было сказано много теплых слов о том, что все нации должны жить дружно. Для меня нет разницы – русский ты, татарин или мордвин. Я ко всем подхожу одинаково, никого не выделяю.

Но есть и прямо противоположные примеры. На выезде из Пензы меня обогнала девятка", а на заднем стекле автомобиля написано: "Я русский!" А другой напишет: "Я татарин, я мордвин". И пошло-поехало. Зачем такие вещи писать? Вообще об этом нельзя говорить. Надо как-то реагировать на такие проявления национализма. Почему, те же гаишники, не остановят таких водителей и не скажут: "Ребята! Снимите, пожалуйста, надпись". Просто предупредить, для начала, а если не поймут, можно применить и административные меры воздействия.

Надо почаще встречаться с людьми, а не проводить такие мероприятия от случая к случаю. Национальный вопрос – это очень тонкая струна человеческих взаимоотношений и устраивать раздрай нам незачем. Гибкую политику в этом отношении проводит наш губернатор. Он постоянно реагирует на ситуацию и держит ее под контролем. Не жалуется, что люди отнимают у него время, с каждым посетителем общается, говорит правильные вещи, призывает к тому, чтобы все нации жили в мире и согласии.

Абдуррауф Забиров – муфтий Единого духовного управления мусульман Пензенской области.

В своем выступлении президент напомнил о культурном и национальном многообразии страны; о том, что делается конкретно, а не иллюзорно, для обеспечия мира и согласия на местах. Как говорят, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Самотеком к межнациональному миру не приходят. Его надо обеспечивать!

Поэтому глава государства назвал сохранение межнационального согласия и уникального исторического наследия гражданским долгом каждого россиянина. Он также говорил о грамотном и достойном ответе на новые вызовы современности. У нас, к сожалению, многие думают, что проблемы в сфере межнациональных отношений можно решать по старинке, но Владимир Владимирович предупредил, что национальные отношения это один из самых важных, сложных и чувстительных вопросов, требующий повышенного внимания со стороны всего гражданского общества. Не менее важный акцент был сделан на зонах ответственности конкретных руководителей за состояние дел в национально-конфессиональной политике

Эти проблемы приходится решать в сложных исторических условиях, с учетом всех объективных и субъективных современных факторов, как внутренних, так и внешних. Поэтому, как сказал президент, их нужно решать не шаблонными методами, проводить мероприятия или создавать Советы не ради галочки, а с учетом специфики и особенностей каждой отдельной территории. Речь В.В. Путина расставила все точки на и. Он обобщил всю информацию по национальному блоку и высказал объктивную точку зрения. Я бы назвал выступление главы государства конструктивной критикой отражающей новые веяния времени.

Равиль Салюков – председатель регионального общества татарской культуры Пензенской области "Якташлар".

Национальная политика сегодня является наиболее важным и приоритетным направлением. В своей речи президент обратил внимание на то, что в федеральных округах и региональных правительствах не хватает специалистов по национальным вопросам, но когда у государства нет не то, что министерства, а даже отдела по делам национальной политики, то о чем можно говорить?

Мне, например, слушать Гайнутдина или Таджуддина не интересно. Каждый год они говорят одно и то же, а ситуация в умме меняется только в худшую сторону. От случая к случаю религиозные и национальные вопросы не решаются. Их надо поднимать ежедневно и прорабатывать на перспективу, но для этого должны быть разработаны понятные правила игры, которых ни в Москве, ни в Пензе нет. Чиновники должны советоваться с людьми, интересоваться их мнениями, предложениями, планировать и координировать планы работы.

Спрашивается, для чего создавался мусульманский общественный Совет при губернаторе Пензенской области? Чтобы отчитаться перед Приволжским федеральным округом, что у нас мир и дружба? Два раза собрались и на том все закончилось, ну и кому нужны такие галочные мероприятия?

Нурулла Ахтямов – имам-хатыб мечети, директор мактаба (исламского центра) г. Каменки

Подобного рода диалоги мусульманских деятелей с главой государства – это большой прогресс, но мусульманские лидеры не должны обольщаться одними мечтами о встрече с президентом, чтобы просто послушать его, посидеть с ним, получить из его рук грамоту или орден, и, таким образом, отметиться.

Нужно признать, что российские ДУМы не контролируют ситуацию в умме, как это было при Екатерине II или в дореволюционных мусульманских управлениях. Идентичность и свое влияние они уже утеряли. На процессы формирования мусульманской молодежи, каких то мусульманских групп и общественных организаций, они не влияют. В современных условиях – это всего лишь конторы, которые зарабатывают деньги на ритуальных услугах. Одно только слово мулла в народе ассоциируется с человеком, который собирает на поминках деньги. Подобные формы работы с верующими себя давно изжили и стали антагонизмом.

В силу того, что ДУМы не могут между собой договорится, даже в рамках общих исламских ценностей, разногласия и раздробленность между мусульманами привели к материальной гонке и борьбе за влияние: кто из муфтиев лучше. Какие-либо инновационные идеи в исламском образовании они предложить не смогут. Поэтому разработку предложениий о введении единого стандарта исламского богословского образования, ни в коем случае, им на откуп отдавать нельзя.

У лиц, не проявляющих себя в социальном поле общественной деятельности или игнорирующих сотрудничество с представителями светской власти, доверие среди мусульманского населения очень низкое. Сегодня нужно рассматривать новые модели работы с молодежью.

И в этой нише общественные организации религиозного характера к народу гораздо ближе, чем муфтияты старой и так называемой обновленческой формации. В этом плане заслуживают внимания исламские культурные центры, национально-культурные автономии, школы начального исламского образования.

Исходя из реальной ситуации, нужно делать ставку на более активных людей, которые смогут привнести в ислам что-то новое. Российской умме нужны новые лидеры, нужны неординарные идеи и новации, существенно отличающиеся от тех, которые нам пытаются навязать религиозные ортодоксы и оппоненты традиционного ислама из радикального крыла. Между этими исламскими крайностями нужна золотая середина.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...