Новости Ислама
Версия для печати

«Тема исламской экономики становится все более актуальной»


  13.01.2014    |   ИА Росбалт

Не так давно в Дубаи завершился Всемирный исламский экономический саммит. На нем обсуждались всевозможные вопросы, связанные с развитием исламской экономики. Быть может, кому-то это покажется «внешней новостью». Но это не так.

Не так давно в Дубаи завершился Всемирный исламский экономический саммит. На нем обсуждались всевозможные вопросы, связанные с развитием исламской экономики. Быть может, кому-то это покажется "внешней новостью". Но это не так. Ибо в России исламская экономика динамично набирает обороты. Так, в начале октября в Казани в рамках V Международного экономического саммита России и стран Организации исламского сотрудничества состоялся ежегодный форум "Казань саммит 2013". В Москве, в свою очередь, уже 4 раза проходила Международная выставка Халяль (Moscow Halal Expo). На лето 2014 года запланирована 5-я.


Что же такое "исламская экономика" и чем она отличается от "просто экономики"? Об этом рассказала кандидат экономических наук, директор департамента экономики Совета муфтиев России, директор Moscow Halal Expo Мадина Калимуллина.


— Правомерно ли вообще понятие "исламской экономики"? Нужно ли давать науке и хозяйственной практике определение, связанное с каким-то мировоззрением?


— Давайте вспомним Макса Вебера, который написал труд "Протестантская этика и дух капитализма", где достаточно четко увязывается протестантизм и экономическое поведение, что впоследствии повлияло на развитие капитализма. Догматика, в том числе религиозная, имеет влияние на экономическое поведение и отдельного человека, и даже целых государств. Об этом написаны многочисленные труды.


Сегодня в рамках экономической теории изучается большое число школ и учений, которые в разное время предлагали свой ответ на вопрос об оптимальных способах воспроизводства и перераспределения экономических благ. Исламская экономика дает свой ответ на данные вопросы.


Сейчас тема исламской экономики становится все более актуальной. Следует сказать, что некоторые ее основы есть также и в христианстве. Это вопросы, связанные с ролью человека на земле и ответственностью за сохранение ресурсов, вопросы собственности, а также запрет воровства, обмана, ростовщичества и др. Но именно в исламе ко всем этим пунктам подход наиболее жесткий. Мусульманин обязан следовать тем положениям, которые есть в его религии, а в ней, в свою очередь, нет разделения на светскую и духовную жизнь. Может быть, такое четкое разграничение запретного (харам) и дозволенного (халяль) и привело к тому, что мы говорим об исламской экономике именно как о доктрине. Так, в экономических отношениях есть четко обозначенные виды деятельности, являющиеся запретными. Среди них — любые виды деятельности и сделок с незаконными товарами. К таковым, помимо законодательно запрещенных, в исламе относятся свинина, алкоголь, табак и все, что прямо вредит здоровью человека и общества. В исламе, как и в христианстве, присутствует запрет на ростовщичество, под которым понимается какой-либо неравноценный обмен, штраф за просрочку выплаты долга, а применительно к банковским операциям — запрет на кредитование и прием вкладов под проценты. Применительно к торговле – запрет на контроль ценообразования, на спекулятивное завышение цен, когда товар скупается с целью образования дефицита и затем реализовывается по завышенным ценам.


Другой вопрос – почему исламская экономика начала так активно развиваться именно сейчас? Причины этого можно найти в истории. В начале XX века реальностью была колониальная экспансия европейских государств. Соответственно, практически все страны мусульманского мира экономически зависели от Запада. После Второй мировой войны, когда колониальная система распалась, и страны начали обретать независимость, экономическое влияние на мусульманские государства все еще продолжалось. Тем не менее, начала возрождаться и экономическая мысль ислама. Как раз в 40-е годы появились первые работы на эту тему. Первые успешные исламские банки возникли позже, только в 70-е годы. Способствовал этому еще один момент – в Персидском заливе была обнаружена нефть. То есть, появились финансовые ресурсы для того, чтобы развивать именно этот сектор. Хотя законодательный процесс, касающийся исламских банков, в некоторых странах движется достаточно медленно.


— А какие трудности здесь возникают? И как вообще может работать банк, если он не получает проценты за предоставление кредитов?


— Исламский банк — это фактически торгово-инвестиционная компания, которая также занимается расчетами и денежными переводами. Понятие "кредит" в такой компании может быть только в одном значении – беспроцентный кредит, который выдается в ограниченных объемах на благотворительные цели. Остальные операции исламских банков – это совместный бизнес, проектное финансирование, торговое финансирование, аренда, авансовое финансирование, подряд и др. То есть исламский банк непосредственно участвует в бизнесе, его доход связан с прибыльностью бизнеса, и он также несет риски, которые разделяют с ним его вкладчики – соинвесторы, открывшие в таком банке инвестиционные счета на основе принципа доверительного управления.


Таким образом, прибыльность исламских банков может быть в разы выше обычных банков, но в то же время может быть и ниже, если ситуация в реальном секторе не самая позитивная. В этом заключается принцип справедливости, заложенный в исламской экономике.


Специфика договоров и определила основные трудности развития исламских банков. Ведь, согласно закону о банках и банковской деятельности (не только России, но и многих стран мира), банки не имеют права выдавать и принимать беспроцентные кредиты, заниматься торговой деятельностью, участвовать в уставном капитале компаний и т.д. То есть сегодня возможность существования полноценных исламских банков в России упирается в отсутствие законодательной базы для регулирования данной сферы.


Более того, развитие исламских финансовых договоров через небанковскую сферу также встречает сложности. Помимо того, что требуется разработка огромного количества документов, программного обеспечения, учетной политики и др., операции становятся более дорогими ввиду двойного налогообложения (НДС) в торговых операциях.


— Как могут быть конкурентоспособны исламские бизнесмены, если, помимо разных запретов на финансовые операции, они еще платят закят? Какие экономические принципы за этим кроются?


— Ни одно из ограничений, наложенных на ведение бизнеса для мусульман, не может быть причиной низкой конкурентоспособности. Да, предприниматель-мусульманин не берет кредитов в банке и не перекредитовывает свои долги, как делают многие на рынке. Однако чье состояние более стабильно – того, кто работает на основе собственных средств и средств партнеров или того, кто работает на чужих деньгах и имеет постоянно растущие долги? Закят – это отчисления с имущества (кроме оборудования и расходных материалов), составляющие 2,5% и подлежащие выплате ежегодно. Можно сказать, что выплата закята, обязательная для всех обладающих достатком определенной величины, в какой-то степени является стимулом для экономических субъектов заниматься предпринимательской деятельностью, "чтобы имущество не иссякло в результате выплаты закята".


— Как развивается, с Вашей точки зрения, исламская экономика в условиях России?


— Татарские мыслители, ученые исследовали вопросы из разных областей исламской экономики, к примеру, закята, финансовых транзакций еще до начала XX века. Однако плановая экономика Советского Союза, когда было запрещено даже говорить о своей религии, свела на нет не только частную собственность, но и уничтожила огромный пласт накопленного опыта, традиций и знаний. Сейчас они возрождаются. Сначала было необходимо возродить какие-то духовные потребности, связанные с "верю" — "не верю", потом разобраться с вопросами молитвы и, конечно, питания халяль. Теперь вопросы исламской экономики обсуждаются уже совсем на другом уровне.


— Чего именно удалось добиться за эти годы?


— Сначала, в 90-е годы, были хаотичные попытки что-то предпринять, у кого-то это получалось, у кого-то нет. В то время появлялось также много мошенников, которые, увидев, что мусульмане стали употреблять в пищу халяль, начали просто наклеивать специальную маркировку либо привлекающие надписи ("мусульманская") или изображения (мечети, полумесяца) на обычные продукты, выдавая их за халяль-продукцию. Это привело к тому, что в 2002 году Совет муфтиев России по личному распоряжению председателя муфтия шейха Равиля Гайнутдина приступил к разработке и впоследствии принял стандарт производства продукции "халяль", началось развитие системы добровольной сертификации "халяль". Уже после того, как был принят стандарт, это направление продолжило свое развитие в рабочем режиме. Если в 2003-2004 годы были только первые птицефабрики, на которых отрабатывался стандарт халяль, то сейчас их уже десятки. И они не просто производят в рамках внутреннего рынка, они готовы к экспорту в мусульманские страны, а часть уже вышла на экспорт своей продукции. Хотя и в настоящее время в некоторых регионах, где, преимущественно, мало мусульман, все еще есть нехватка мясной продукции халяль.


Активный рост рынка наблюдается также в сфере одежды для верующих женщин, причем, продукция мусульманских дизайнеров пользуется спросом и у христианской, и у иудейской общин. Практически каждую неделю можно услышать о каком-то новом начинании в области дизайна.


Следующим этапом развития исламской экономики на территории РФ можно назвать активное развитие сферы услуг. Это, к примеру, халяль-туризм. Он пока еще не пользуется массовым спросом, но количество его потребителей постепенно увеличивается.


Сегодня в России, в целом, если не брать уровень мини-предприятий, около 300 компаний, специализирующихся на халяльных товарах и услугах. С 2012 года в рамках созданного Евразийского союза стандартизации и сертификации "Халяль" было достигнуто соглашение о едином реестре сертифицированных предприятий, единой маркировке халяль и едином стандарте между Россией, Казахстаном и Белоруссией.


В свою очередь, количество потребителей халяль-продукции и услуг оценить сложно ввиду разнообразия продукции и активного роста секторов, хоть и разными темпами. По нашим оценкам, сегодня стабильный осознанный спрос на халяль-продукцию в сфере продовольствия предъявляют свыше 2 миллионов человек, в сфере мусульманской одежды — около 500 тысяч человек. В сфере исламских финансов – не более 100 тысяч человек.


-Есть ли разница в перспективах развития халяль-продуктов, одежды и прочих отраслей? Подъемы каких сфер можно прогнозировать в ближайшее время?


— Потенциальные потребители халяль – это минимум 25 миллионов коренных мусульман России, плюс около 10 миллионов трудовых мигрантов, а также большое число покупателей среди немусульман, посчитать которое пока сложно. По нашим оценкам, наибольший рост продолжится в сфере продуктов питания халяль, в частности, мясомолочной продукции и кондитерских изделий. Следует ожидать расширения географии производства, а также появления и расширения специализированных торговых сетей, где вся продаваемая продукция будет соответствовать требованиям "халяль".


— Как реагирует на рост исламской экономики российская власть? Создает трудности?


— Исламская экономика не представляет собой что-то, что не вписывается в рамки правового государства. Это дополнительные добровольные обязательства, которые берет на себя бизнес, с точки зрения соблюдения морально-нравственных норм. А потребители и вовсе не ограничены. В Москве магазины халяль пользуются большим спросом и среди чиновников и депутатов Государственной думы. Для мусульман халяль – это нечто дозволенное, а для немусульман – качественное, здоровое. Проводимую нами выставку Moscow Halal Expo ежегодно поддерживают федеральные министерства и правительство Москвы, представители которых принимают участие в церемонии открытия мероприятия и в рамках сессий деловой программы. Выпускаемые нами переводы стандартов исламских финансовых договоров (стандарты международной организации, принятые во всех исламских банках мира) изучаются и в Министерстве финансов Российской Федерации, и в других ведомствах.


Правда, Центральный банк России пока весьма недоверчиво относится к вопросу исламских банков в нашей стране. Об этом свидетельствуют и ответы (Алексея) Улюкаева (ныне министра экономического развития РФ, до 24 июня 2013 года — первого зампреда Банка России — ред.), который во время своей онлайн-конференции, проходившей пару лет назад, сказал, что в банковской системе России есть вопросы поважнее, и ответы ЦБ РФ на запросы отдельных финансовых организаций и физических лиц.


Существуют и сложности, связанные с самими мусульманами. Среди 25 миллионов коренных мусульман, которые проживают на территории России, очень небольшой процент (5-10) пользуется активно всеми сферами халяльной индустрии. Особенно низок спрос на финансовые услуги. Точнее, интерес есть, но он не подкреплен реальным пониманием сути исламских финансов. Многие пока смутно представляют даже, как правильно оформлять договора о займе, совместном бизнесе или доверительном управлении.


— Но могут ли мусульмане на территории России осуществлять какие-то финансовые операции, не нарушая границ дозволенного?


— Сегодня в России есть ряд успешно действующих исламских финансовых небанковских компаний. Они зарегистрированы в форме товарищества на вере, либо представляют собой торгово-инвестиционные компании. В части банковских операций некоторые из них работают с банками в рамках "исламского окна", то есть открытия отдельного корреспондентского счета, отдельного филиала и отдельных операций с тем, чтобы разграничить финансовые средства, которые осуществляются банком по запретным и дозволенным операциям, с точки зрения ислама. Но, согласно законодательству, такой банк может осуществлять только расчетно-кассовое обслуживание и обменные операции. Поэтому стоит вопрос о его окупаемости. Филиалы, работающие по таким принципам, являются партнерами инвестиционной компании, которая при них действует. Мне кажется, пройдет минимум 3-5 лет, прежде чем вопрос создания исламских банков в России будет активно стоять в повестке дня.


Кстати, вопрос о создании российско-арабского исламского банка уже несколько лет назад поднимался в рамках деятельности Российско-арабского делового совета, однако по сей день не получил реализации.


— А как может быть конкурента продукция халяль, если она дороже?


— Во-первых, если говорить о продуктах питания, то цена на "халяль" выше максимум на 10%, зато качество говорит само за себя. Относительно более высокая цена также обусловлена пока небольшими масштабами производства и оказания услуг. С ростом уровня продаж и расширением географии есть вероятность снижения цены по отдельным категориям услуг.


Если же исходить из позиции верующего человека, то продукцию, являющуюся харамом (то есть запретным), он купить не может априори, потому она для него не имеет ценности. Таким образом, халяльные услуги для мусульманина – вне конкуренции.


— В каких регионах РФ лучше всего развита халяль-индустрия и исламская экономика в целом?


— Выделяются Москва и Татарстан. Следом, наверное, идет Башкирия. Потом можно обозначить какие-то регионы Кавказа, но по определенным направлениям у них только начинается актуальная работа. Что касается Санкт-Петербурга, там тоже, в принципе, есть интересные направления, проекты. Неоднократно мы получали запрос о том, чтобы провести в Санкт-Петербурге выставку "Халяль". Но пока северный рынок еще дозревает…


— Можно ли говорить о какой-то стране, которая достигла наивысшего развития исламской экономики?


— Это Малайзия, ОАЭ, которые взяли активный курс на позиционирование себя в качестве некого международного халяльного хаба. Безусловно, можно выделить и Великобританию, которая учла в своем законодательстве все возможные договоры исламского финансирования путем внесения поправок в закон о финансах (Finance Act), начиная с 2003 года. Этой осенью в Лондоне прошел Всемирный исламский экономический форум. Лондон действительно очень нацелен на этот рынок, на его развитие.


— Какую роль сыграли (и играют) нефтяные деньги арабских режимов в работе исламской экономики?


— Во-первых, эти ресурсы позволяют развивать экономику данных государств в принципе. Во-вторых, благодаря этим ресурсам были созданы и по сей день успешно работают крупнейшие исламские банки Залива и мира – Al Rajhi Banking and Investment Corporation, Dubai Islamic Bank, Abu Dhabi Islamic Bank, Kuwait Finance House, AlBaraka Banking Group и др. В-третьих, часть из этих банков является крупным инвестором на международных рынках. Естественно, эти инвестиции осуществляются не на процентной основе, но на принципах участия в капитале и проектного финансирования. К слову сказать, в 2010 году первый исламский банк в Казахстане был открыт посредством инвестиций исламского банка эмирата Абу Даби – банка "аль-Хиляль". В Европе (особенно в Лондоне) сегодня крупнейшим инвестором многих инфраструктурных проектов выступают исламские банки и инвестиционные фонды.


— Развитие исламской экономики на территории России — это, в основном, дело рук самих мусульман?


— С 2010 года в России действует экспертное сообщество, которое называется "Российская ассоциация экспертов по исламскому финансированию". И среди экспертов достаточно много немусульман, которые интересуются данной темой. Здесь не важно, кто больше заинтересован в развитии исламской экономики — мусульмане или немусульмане. Многие кандидаты и доктора наук, не исповедующие ислам, пишут исследования на тему исламской экономики. Производители продукции халяль тоже далеко не всегда мусульмане. Чтобы работать в системе исламской экономики, необязательно быть мусульманином.


Для того чтобы человеку стать хорошим специалистом в исламских финансах, ему необходимо высшее образование (экономическое, юридическое), прохождение курсов повышения квалификации по исламским финансам. Кстати, один из таких курсов еще с 2009 года действует в Московской международной высшей школе бизнеса (МИРБИС). Обучение желательно дополнить стажировкой в каком-нибудь инвестиционном исламском банке. В Бахрейне или Малайзии. Или же в Лондоне. Всего этого будет достаточно при условии, что человек по мере своей рабочей практики будет развиваться в своей специализации. Тем более что каждая страна имеет свою специфику, свои регламенты деятельности организаций.


Беседовала Светлана Абросимова, студентка СПбГУ








Другие новости раздела:

Рабочая встреча главы администрации Автозаводского района Александра Нагина с полномочным представителем председателя Духовного управления мусульман РФ в Приволжском федеральном округе, управляющим делами Духовного управления мусульман Нижегородской ...
Верховный муфтий Иерусалима шейх Мухаммад Хусейн и исламский совет города ВАКФ заявили об урегулировании ситуации вокруг Храмовой горы и разрешили верующим там молиться. ...
Давно закрытую по суду. Администрация Екатеринбурга собирается изъять для строительства трамвайной ветки "Екатеринбург-Верхняя Пышма" крупный кусок промзоны и частного сектора в границах улицы Чуцкаева и проспекта Космонавтов. Строения, расположенные на ...
По итогам референдума в Квебеке мусульманской общине отказано в праве на открытие собственного кладбища. Стрельба в местной мечети, в ходе которой погибло шесть мусульман, не стала аргументом для участников голосования – в итоге пять жертв пришлось ...

Популярное

Давно закрытую по суду. Администрация Екатеринбурга собирается изъять для строительства трамвайной ветки "Екатеринбург-Верхняя Пышма" крупный кусок промзоны и частного сектора в границах улицы Чуцкаева и проспекта Космонавтов. Строения, расположенные на ...
По итогам референдума в Квебеке мусульманской общине отказано в праве на открытие собственного кладбища. Стрельба в местной мечети, в ходе которой погибло шесть мусульман, не стала аргументом для участников голосования – в итоге пять жертв пришлось ...