Новости Ислама
Версия для печати

Исламский мир встретился с Россией в Махачкале


  10.03.2014    |   Islam-news

Так бывало в истории: не все чувствуют и ведут себя адекватно времени. И объясняют это тем, что, мол, «вот сказано было у предков, сказано в священных преданиях…» Верно! Но священные тексты ислама требуют включать свой разум, заново всё перемалывать – ...

Социализация российской уммы: трудный подъём в горы 21 века

10 марта 2014, 22:51

Секретарь Международного совета мусульманских ученых шейх Али аль-Карадаги (крайний справа) на конференции в Дагестане



Так бывало в истории: не все чувствуют и ведут себя адекватно времени. И объясняют это тем, что, мол, «вот сказано было у предков, сказано в священных преданиях…» Верно! Но священные тексты ислама требуют включать свой разум, заново всё перемалывать – Создатель дал нам жизнь в бурных переменах. Значит, Он дал нам задачу правильно принять Предание и правильно вписать его в современность. Вот этим и были заняты крупнейшие мусульманские учёные на двух важных мероприятиях, только что прошедших в Махачкале.

Ну, неужели мы ничего не понимаем – зачем ещё учёные встречи?!

Да, дорогие мои – значит, многого мы ещё не понимаем. Или понимаем с изъянами. Иначе наша мусульманская жизнь в России была бы сказкой. И это не шутка.

Скажите: когда-нибудь в Российской империи, потом в СССР были такие правовые фундаменты для мусульман? Когда-нибудь власти такого огромного государства давали «зелёный свет» в Конституции, а сам президент буквально призывал воссоздать собственную научно-правовую школу и, как он выразился, «социализировать ислам»? (Да – реплика в сторону – есть масса проблем и даже борьбы против мусульман у ряда чиновников на местах – но «вертикаль власти» держит перспективу именно в ту сторону, какой никогда ранее в нашей стране просто не было). Когда еще Глава Российского государства призывал муфтиев (!) создавать позитивный образ традиционного ислама?!

Но что значит «социализировать»? Разберём эту формулу. Если ты не социализирован, значит, живёшь формально, физически в нашем обществе – но реально в своем духе, в своих мечтах и желаниях – где-то очень далеко… Кто-то любит проживать в первые века ислама, в эпоху сахабов. Прекрасно! Кто-то любит времена расцвета Халифата и создания Бейт аль-хикма (Дома мудрости). Тоже прекрасно! Кто-то душою пребывает во временах Ибн Фадлана (ранний ислам у татар Поволжья), а иные обожают героическую эпоху имама Шамиля (пиковое время на Кавказе). И это тоже по-своему прекрасно. Но… из такого отношения ко времени – вытекают не просто нелепости, но даже неверное поведение, ошибки и преступления. Отчего же?

Оттого, что пребывать в иных эпохах – это мечтательность, несовместимая с реальным исламом. А ислам реален и требует реальности. Мы же с вами – члены одной из самых многочисленных общин (уммы) мира в 20 миллионов человек – никак не можем жить в едином ритме и реально «держаться за вервь Аллаха», как того требует Коран! Мы не пользуемся теми возможностями, о которых уже сказано. Почему же мы такие «мечтательные», «нереальные», не нашедшие точных формул взаимодействия с действительностью вокруг нас?

6 марта в Махачкале прошла Международная (!) богословская конференция с казалось бы обыденным названием «Российские мусульмане: права и обязанности». Её цель заключалась не только в разъяснении последователям ислама правил и норм их социального и индивидуального поведения в светском государстве, но и в преодолении внутримусульманских идеологических противоречий, приводящих не только к проблемам внутри самой уммы, но и к нестабильности в государстве.

Смотрите, как интересно: в столицу Дагестана приехали не только наши отечественные специалисты, но и авторитеты из-за рубежа, плюс были наблюдатели от государства. Почему такой трёхэтажный формат? А потому, что без иностранных братьев – мы не полная умма, оторванный кусок, не взаимодействующий с мировым исламом (что было бы неверно). А государство включено в это дело тоже неспроста: ему нужна «социализация уммы», нормальное и взаимополезное сотрудничество граждан, наконец, выход на мировой уровень политики и экономики через «своих сограждан-мусульман». Более того, по словам Президента страны, «сегодня в мире идёт активный, далеко не всегда позитивный процесс политизации религии, причём по разным направлениям... В этих условиях у власти и российского мусульманского сообщества возникают новые проблемы и новые задачи. Конечно… решить их можно только совместно».

(В скобках замечу: почему вот президент Казахстана Назарбаев поставил несколько лет назад задачу «довести банковский оборот по-исламски внутри Казахстана до 10 процентов» и добился этого с помощью своих сограждан, а мы в России это разве сможем?) Итак, у государственных деятелей есть свой резон и свой интерес к «исламскому фактору» и все понимают, что речь не только об «угрозах терроризма», но и о «выгодах сотрудничества». И – вот парадокс российской истории начала 21 века! – именно государство заинтересовано в единстве исламского мира, в «общем исламском знаменателе».

Так вот, процесс поиска общеисламского знаменателя был небезуспешно запущен ещё прошлым главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым. При нём в республике 17 ноября 2012 года прошли международная конференция «Дагестан – территория мира» и первый раунд диалога между основными исламскими направлениями Дагестана – ортодоксами-салафитами и последователями тарикатов. Основой диалога стали споры вокруг принятой в мае 2012 года в Москве исторической по сути и крайне важной для решения текущих наших задач «Богословской декларации» (получившей название «Московская»), осуждающей экстремизм и насилие на религиозной почве. В Дагестане с участием д-ра Али аль-Карадаги и алимов республики была принята Фетва о мире и о признании Дагестана территорией ислама, что исключает даже теоретические возможности для ведения в нем военного джихада. Вопросы к фетве подготовил тогда Директор НПЦ «Аль-Васатыя – умеренность» д-р Али Вячеслав Полосин, а конференцию прекрасно организовала дагестанская сторона. Фетва и итоговый документ конференции заложили прочный фундамент для дальнейшего созидания и поиска действенных решений актуальных для России проблем.

Итак, учёные два года назад собирались неспроста и по делу – их интеллектуально-духовная работа теперь востребована. Дело – за развитием!

От формул 2012 года – к прорыву 2014 года!

Основываясь на этом фундаменте и опыте своих предшественников, новое руководство Дагестана решило провести очередную международную богословскую конференцию, а также и дискуссию между последователями тариката и салафии, но на сей раз в формате диалога за круглым столом с участием представителей различных богословских направлений. В организации данного мероприятия приняли участие дагестанские власти и республиканское Духовное управление во главе с муфтием, что говорит и о широте, реализме подхода, и о нацеленности на практический результат.

Ещё важная концептуальная деталь! Во избежание споров относительно формы и значимости итогового документа, Духовным управлением Дагестана были приглашены к работе все муфтии Северного Кавказа и других мусульманских регионов, таких как Татарстан, Москва и т.д., а также авторитетные эксперты в области мусульманского права из исламских и академических кругов: доктора наук Али Вячеслав Полосин, Леонид Сюкияйнен и др.

Самим же предметом конференции стали наиболее чувствительные вопросы жизни мусульман в светском обществе. Пересказывать высказанное там нет смысла – все будет опубликовано и потребует неспешного чтения, продуманной и серьезной встречной реакции. Главные акценты: ответы д-ра Али аль-Карадаги на 14 вопросов мусульман, представителей умеренной салафитской общины, рекомендация систематизировать эти и подобные вопросы в качестве единого документа – социальной доктрины (фикха) российских мусульман, а также о рекомендация создать российскую академию фикха.

Сейчас же сразу следует отметить, что на сей раз подготовка к мероприятию была намного основательнее. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования с самого начала участвовал в подготовке не только финансово, но и идейно, определил концепцию мероприятий и повестку дня. Что же касается диалога между разными течениями в исламе, то тут произошло знаменательное событие, которое иначе как явное воздействие Божественного Предопределения. Судите сами.

2 – 4 марта в колыбели ислама, в священном городе мусульманского мира Мекке проходила конференция Лиги исламского мира «Исламская солидарность – проблемы и решения», в которой принимала участие также и делегация Фонда в составе замдиректора д-ра Али Вячеслава Полосина, Руслана Волкова и Магомедбашира Албогачиева. Среди почетных гостей был Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых д-р Али Мухиддин аль-Карадаги. Выступая с трибуны конференции, глава Академии фикха Всемирной исламской лиги д-р Аисам Башир заявил, что суть великого джихада заключается в борьбе человека со страстями своей души. Он подчеркнул недопустимость приписывания джихаду только политической составляющей.

Другим видным участником мекканской конференции был Верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель-Азиз бен Абдалла аль Аш-Шейх, который незадолго до этого издал фетву, осуждающую акты самоподрывов мусульман. В России это событие, к сожалению, не получило широкой огласки, в отличие от западных СМИ, где оно попало в центральные новостные каналы и публикации. Примечательно, что, несмотря на позицию Саудовской Аравии в сирийском вопросе, собственных джихадистов, воюющих в горячих точках, власти королевства объявили вне закона, и по возвращении на родину «воинов священной войны» ждут суд и тюрьма. Видимо, памятуя о подвигах Усамы бин Ладена, вернувшегося на лаврах победоносной войны в Афганистане и раскрученного западной пропагандой, власти Аравии решили, что появление «новых героев» на своей территории крайне нежелательно.

Как стало известно автору этих строк, именно в Мекке состоялось обсуждение тематики предстоящего мероприятия в Дагестане на встречах делегации Фонда с представителями дагестанской общины «Ахлюс-сунна», а также консультации с д-ром аль-Карадаги. Там и был выработан формат диалога в Дагестане, результатом которого стало сенсационное подписание Договора между Муфтиятом РД и общиной «Ахлюс-сунна» при посреднической роли д-ра Али аль-Карадаги, по словам которого, «иначе здание мира, согласия и стабильности, которое мы возводим нашими совместными усилиями, окажется в итоге домом на песке».
Российская делегация на конференции в Мекке

По воле Всевышнего, данному замыслу суждено было воплотиться в Махачкале. Как уже говорилось выше, в обсуждении тем и положений прошедшей 6 марта в столице Дагестана Международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности» приняли участие муфтии не только Северного Кавказа, но и из других регионов России, например, новый муфтий Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин, а также ведущие российские эксперты в области мусульманского права.

Каков же продукт конференции? В Итоговом документе говорится, что ответы на 14 вопросов являются только первым шагом в систематизации и собрании всех норм и положений на тему отношения ислама к государству и обществу, а результатом такой систематизации должна быть социальная доктрина российских мусульман – «фикх мусульман России». Этот документ призван сформулировать права и обязанности последователей ислама перед обществом и государством на основании доказательств из Корана и Сунны. Аль-Карадаги напомнил собравшимся о своем предложении от 2012 года создать академию фикха, о чем местные чиновники, видимо, просто забыли.

Не менее плодотворным и значимым оказался второй день. Седьмого марта был проведён исторический диалог между ортодоксами и представителями тарикатов при посредничестве секретаря Международного совета мусульманских учёных шейха Али аль Карадаги и председателя Высшего консультативного комитета по утверждению шариатских норм в Кувейте шейха Халеда Мазкура аль Мазкура на животрепещущую тему – правила и нормы поведения мусульманина в светском государстве с точки зрения шариата. Диалог закончился обоюдным признанием необходимости отказаться от распространившейся порочной практики взаимного обвинения в лицемерии и вероотступничестве (такфира).

Итак, стали ключевыми словами и всем нам ориентирами на будущее такие понятия – «фикх мусульман России» как позитив, и «преодоление такфиризма» как отказ от негатива.

Важно при этом ещё раз отметить, что, несмотря на встречу шейха Карадаги с руководством республики в присутствии высокопоставленных лиц из Москвы, сами власти Дагестана в ход диалога по сути не вмешивались. Да, они выразили от лица государства «заказ на социализацию», на гармонизацию отношений как внутри уммы, так и уммы с обществом. Но «внутрь исламских проблем» они принципиально не входили. Как минимум, по двум причинам: во-первых, нет на это квалификации у госслужащих, во-вторых, это противоречит Конституции РФ с принципом невмешательства государства в дела религии.

Все эти обстоятельства – сложный многоуровневый диалог между исламскими течениями между собой и ещё со светскими экспертами и с государством, в конечном итоге, дают дагестанцам надежду на достижение мира и стабильности в республике.

После Махачкалы – в Москву – на новом уровне!

По приезде в Москву, д-р Али аль-Карадаги дал прекрасное интервью телеканалу «Россия-24», а затем вся делегация мусульманских учёных посетила московский центр «Аль-Васатыя – умеренность», который наряду с Муфтиятом Дагестана и Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования стал соорганизатором махачкалинской конференции.

В ходе состоявшейся в центре умеренного ислама беседы были подведены итоги прошедшего мероприятия. Доктор Карадаги выразил удовлетворение тем, что ему удалось вывести дагестанских салафитов на диалог с официальным Духовным управлением мусульман с целью стабилизации обстановки в республике. Сам же шейх Карадаги, использовавший в ходе диспута большой арсенал доводов в пользу ключевых исламских принципов умеренности был предложен в качестве посредника в этом диалоге. Наиболее красноречиво эта позиция Карадаги получила отражение в проникновенной пятничной проповеди, которую секретарь МСМУ прочитал в центральной мечети г.Хасавюрта, где помимо большого количества молодёжи присутствовало руководство республики во главе с Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым.

В центре «Аль-Васатыя» авторитетные мусульманские богословы были ознакомлены с речью Президента России Владимира Путина, произнесённой в Уфе 22 октября 2013 года на встрече с российскими муфтиями. Тезисы главы российского государства нашли у наших уважаемых иностранных собратьев, улемов интерес и понимание.

По словам шейха Карадаги, речь Президента РФ и последовавшие за ней шаги по налаживанию диалога внутри уммы, а также между государством и мусульманским сообществом, которые предпринимаются в вашей стране, свидетельствуют, что Россия протянула руку всем конструктивным силам российской уммы, побуждая её к ответным шагам, которые должны быть не декларацией, а конкретным созидательным действием во благо всего российского общества и государства».

Этим позитивным призывом хочется завершить краткий обзор состоявшихся двух богословских встреч в Махачкале и в Москве – и пожелать, вслед за представителем совета мировых улемов, представлявшим у нас передовую мусульманскую элиту её головные, интеллектуальные организации – ОТВЕТНЫХ ШАГОВ.

НАСТАЛО ВРЕМЯ ОТВЕТНЫХ ШАГОВ. И пусть девизом для всех нас станут те слова Корана, которые мы так часто повторяем, но не научились реализовывать: «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!»

Инша Аллах!






Другие новости раздела:

2 мая мечеть «Хан-Чаир Джами» в 6-м микрорайоне Бахчисарая подверглась нападению вандалов. Неизвестные взломали дверь мечети, проникли в помещение, взяли с полок экземпляры Коранов, разорвали их и пытались поджечь. ...
В последнее время все больше людей используют ssd накопители для своего компьютера. При необходимости их можно использовать с hdd или вместо них. Т ...
Об истинных и мнимых ценностях шла речь на встрече президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с представителями духовенства страны. ...
В египетской провинции Северный Синай боевики взорвали здание исламского института, сообщает ТАСС со ссылкой на местные СМИ. Террористы обложили здание, находящееся в городе Эль-Ариш, взрывчаткой по периметру, а затем привели ее в действие. Обрушилось ...

Популярное

В последнее время все больше людей используют ssd накопители для своего компьютера. При необходимости их можно использовать с hdd или вместо них. Т ...
2 мая мечеть «Хан-Чаир Джами» в 6-м микрорайоне Бахчисарая подверглась нападению вандалов. Неизвестные взломали дверь мечети, проникли в помещение, взяли с полок экземпляры Коранов, разорвали их и пытались поджечь. ...