Новости Ислама
Версия для печати

Демократизация государственной власти и управления


  03.06.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)» стал одним из основополагающих законодательных актов, одобренных на пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики

Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)» стал одним из основополагающих законодательных актов, одобренных на пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 25-26 апреля 2011 года. Он направлен на реализацию важнейших законодательных инициатив Президента нашей страны Ислама Каримова, изложенных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан внесены в целях расширения осуществляемых масштабных преобразований, дальнейшей демократизации государственной власти и управления, обеспечения более сбалансированного распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом – главой государства, законодательной и исполнительной властью; а также усиления роли и влияния политических партий в проводимых общественно-политических и экономических реформах, обновлении и модернизации страны.

Необходимо отметить, что в Узбекистане по мере реализации принципа разделения властей, формирования и развития рыночной экономики, институтов гражданского общества последовательно модернизируются система, функции и полномочия органов государственной власти. Сформирован и эффективно работает двухпалатный парламент – Олий Мажлис Республики Узбекистан. Большое значение в решении вопросов, связанных с расширением прав и полномочий парламента и обеспечением сбалансированности полномочий между законодательной и исполнительной властью, имела передача части полномочий Президента страны Сенату, а также усиление роли и расширение полномочий Премьер-министра.

Важным шагом в последовательной демократизации системы государственной власти стало исключение в 2007 году из Конституции Республики Узбекистан норм, устанавливающих, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. В настоящее время в соответствии с Основным Законом Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ответственность за организацию деятельности Кабинета Министров несет Премьер-министр, наделенный для этого всеми необходимыми полномочиями. Он председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его документы, принимает решения по вопросам государственного и хозяйственного управления.

Решающее значение в углублении демократических реформ сыграло принятие Закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны». Значительно выросла роль политических партий в повышении политической и общественной активности граждан, выражении воли и мнения населения, в первую очередь в ходе выборных процессов, формировании органов государственной власти в центре и на местах.

Новым важным этапом в последовательной демократизации государственного и общественного строительства стали законодательные инициативы Президента Ислама Каримова, обоснованные в докладе на совместном заседании палат парламента 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране». Значительно повысившийся уровень политической культуры и общественного сознания граждан, динамично развивающиеся процессы демократизации и либерализации общества, укрепление многопартийной системы создают сегодня необходимые предпосылки для того, чтобы обеспечить более сбалансированное распределение полномочий между Президентом – главой государства, законодательной и исполнительной властью.

Исходя из этого в статьи 78, 80, 93, 96 и 98 Основного Закона Республики Узбекистан был внесен ряд концептуальных изменений и дополнений.

Так, согласно внесенным поправкам в статью 98 Конституции кандидатура Премьер-министра предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест.

Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Кандидатура Премьер-министра считается утвержденной, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой Олий Мажлиса по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Вотум недоверия Премьер-министру считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.

Данные положения, внесенные в Конституцию нашей страны, отвечают самым высоким демократическим требованиям и международной практике демократического развития. В частности, зарубежный опыт показывает, что возрастание роли партий в развитии политической системы напрямую связано с усилением их влияния на формирование и функционирование органов государственной власти. Поэтому в Великобритании, Канаде, Германии, Португалии, Франции, США, Японии и других странах правительство полностью или в значительной части формируется политическими партиями с учетом особенностей формы правления, установленной в той или иной стране.

В большинстве развитых стран одним из ключевых инструментов воздействия парламента на правительство выступает институт вотума недоверия, в котором выражается неодобрение деятельности правительства. При этом вотум недоверия, выраженный главе правительства, как правило, влечет отставку всего правительства.

Следует отметить, что в Узбекистане при выражении парламентом вотума недоверия одновременно не стоит, как это имеет место в некоторых зарубежных государствах, вопрос о возможности роспуска парламента. Это обеспечивает парламенту решительность в своих действиях. Кроме того, согласно внесенным изменениям в статью 98 Конституции Республики Узбекистан в случае принятия вотума недоверия новая кандидатура Премьер-министра для представления на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в нижней палате парламента. Этот механизм, с одной стороны, служит гарантией соблюдения прав и интересов всех фракций, с другой – исключает вероятность возникновения различных злоупотреблений, связанных с использованием вотума недоверия для продвижения узкокорыстных целей отдельных политических сил.

Внесенные дополнения в статью 78 Конституции предоставляют Олий Мажлису право заслушивания отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Это значительно расширит возможности парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти и станет важным фактором повышения эффективности деятельности депутатов и фракций в отстаивании интересов своих избирателей в решении актуальных социально-экономических проблем.

Согласно внесенным дополнениям в статью 80 Основного Закона Сенату Олий Мажлиса предоставляется право утверждать указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты, что позволит расширить полномочия Сената и совершенствовать механизм парламентского контроля в сфере реализации бюджета страны.

В целях усиления самостоятельности и ответственности правительства и Премьер-министра в статью 93 Конституции внесена норма о назначении и освобождении от должности хокимов областей и города Ташкента Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан.

Таким образом, изменения и дополнения, внесенные новым законом в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан, имеют большую практическую значимость и актуальность. Все демократические нововведения послужат дальнейшему обеспечению более сбалансированного распределения полномочий между Президентом – главой государства, законодательной и исполнительной властью, усилению роли и воздействия законодательной власти, политических партий и всего гражданского общества на происходящие в стране демократические процессы.

Рахимжон Хакимов, руководитель группы Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, кандидат юридических наук.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...