Новости Ислама
Версия для печати

Ислам и "продвинутые"


  23.06.2011    |   Islam-news

Бизнесмен и политик - о перспективах Ислама в России23 июня 2011, 12:13Камиль БиберсовДа, процесс пошёл. Россия из страны "воинствующего атеизма", которой была всего 20 лет назад, трансформируется в многоконфессиональное государство. В этих условиях

Бизнесмен и политик - о перспективах Ислама в России

23 июня 2011, 12:13

Камиль Биберсов

Да, процесс пошёл. Россия из страны "воинствующего атеизма", которой была всего 20 лет назад, трансформируется в многоконфессиональное государство.

В этих условиях Ислам должен присутствовать не только на конфессиональной площадке, но и на площадках интеллектуальной, культурологической и социальной. Ограничиваться территорией мечети и только богословскими вопросами нерационально. Самоизоляция губительна. Не ждать, когда придут люди. А идти к ним. Академик Сахаров говорил: "Жизнь – это экспансия". И это понималось не как агрессия, а развитие и продвижение. (И, безусловно, только позитивное). А если о нашей теме – это расширение круга единомышленников и вначале просто любопытных. Абсолютно нельзя игнорировать неверующих, которые ещё только "на дальних подступах" к Исламу. Нужен диалог. Открытый и искренний. Многосторонний. И в итоге – огромный потенциал продвижения Ислама во всех слоях общества. Вначале это обсуждение широкого круга проблем обыденной жизни. Поиск достойного их решения. Обсуждение проблем, казалось бы далёких от Ислама. И тогда, правда обыденного (гуманитарная составляющая) постепенно перейдёт в конфессиональное начало. Но тут придётся работать с очень разными людьми. И в этих условиях повышаются требования к религиозным деятелям. Они должны знать в совершенстве не только Коран, но в своём интеллекте, в своём видении мира, должны быть хотя бы на пол головы выше тех, кто приходит в мечеть.

Есть руководитель крупного предприятия. Кандидат наук. Деловые партнёры – в Москве, в Германии. Финансово помогает нескольким мечетям. Он сказал: "Мне не интересно говорить с муллами. Как мне он может быть интересен как проповедник, если он мне не интересен как человек. И когда я обращаюсь к Аллаху в своих молитвах, мне не нужны эти посредники – муллы. Я самодостаточен". И этот диалог – не упрёк мулле, а вопрос: "Как сделать, чтобы этот человек не ограничивался материальными пожертвованиями, а приходил в мечеть и смог бы там сыграть свою неординарную роль?" И мулла должен быть для него не "массовик-затейник", а личность, которая вызывает непререкаемое уважение. Я спросил: "Тебе интересны темы: бизнес и мораль, приоритет интересов рядового человека, солидарная ответственность классов (а мы живём при капитализме и, к сожалению, в диком)?" Ответ: "Да, тут есть о чём поговорить. И главное – делать. Я готов к диалогу. Но никто из мулл не проявил инициативу".

И эту ситуацию нужно рассматривать жёстко и реалистично. Мало в мечетях врачей, учителей, инженеров, учёных, представителей среднего и крупного бизнеса, управленцев-бюрократов всех уровней. Лидеров в своих коллективах, от которых зависят решения серьёзных вопросов и которые имеют вес в обществе, влияя на события в своём регионе. Но у них пока нет прочной, духовной связи с Исламом. Нет истинного понимания Ислама. А контакты со "служителями культа" и появление в мечети – эпизодические (в основном по религиозным праздникам) и часто, к сожалению, всего лишь, формально-показушные. А необходимо погружение в религию. И праведное понимание религии. И тут подразумевается не религиозный фанатизм.

В любой татарской деревне есть мечеть. В городах РФ по 3-4 мечети. Имамы вхожи в органы власти. Печатается исламская литература. Есть исламское ТВ. Исламские сайты. Но регулярно посещают мечеть очень небольшое количество – в нашем случае татар. На религиозные праздники приходят больше. И тут речь всё-таки не о количестве посещений, а качественно ином отношении верующих к мечети и к религиозном деятелям. Да, люди 20-50 лет работают, заняты. Посещают мечеть редко. Кто приходит в мечеть в будние дни в среднестатистическом российском городе? Пенсионеры. Мигранты из Средней Азии. Приезжие из Кавказа. Люди ходят в мечеть. Это хорошо. Но эта благостная картинка не должна умилять. Уже есть первые звоночки начала системного кризиса. Существующее статус-кво, на первый взгляд, довольно приемлемое, должно настораживать. (Достигнут определённый уровень. Но количество прихожан не растёт). И надо говорить не только об увеличении посещаемости. Есть и другое. Можно редко посещать мечеть, но по образу жизни, по поступкам, быть больше мусульманином, чем тот, который 5 раз в сутки в мечети совершает намаз, но совершает неправедные поступки. Как тут быть?

Но я о начале системного кризиса. Пока что идёт механистическое продвижение Ислама. Считается, что увеличение количества мечетей, увеличение служителей культа, увеличение посещаемости мечетей – это единственный путь продвижения Ислама. Но это не главный и не основной критерий. Да, на первом этапе – это единственно результативный и оправданный метод. Но каждый процесс имеет начало и конец. Экстенсивный путь исчерпал себя. И в этом формате не более 1-2 % татар-прихожан. Нужно видеть опасные тенденции заранее. И работать на перспективу. Нельзя пассивно созерцать. Да, количество – хорошо. Но в Исламе должны быть не только "сирые и убогие", "простые и обыкновенные", но и сильные, состоявшиеся и влиятельные. И первые, и вторые – это люди. Они одинаково равны перед Аллахом. И это главное. Необходимо наладить взаимодействие между этими людьми. Это сверхзадача в продвижении Ислама.

Особая тема: Молодые и "продвинутые". Вот, например, студент – татарин. "Продвинутый". Отличник. Нацелен работать в Москве, Петербурге, а если по-максимуму – на ПМЖ за границей. Главное – карьера, максимальная самореализация. Реакция на Ислам: "Да, два раза был в мечети. Молятся на непонятном арабском. Мулла – "экзотический хаттабыч". Пытался с ним "про жизнь" – нет контакта. Может, ещё загляну как-нибудь. А пока – не до этого. До свидания. Я на курсы английского опаздываю. Был разговор и с группой татар-студентов. Тоже "продвинутые": "Мулла не знает, кто такой Шнитке, Кафка и т.д. Мулла не знает, что такое IPO. Отпад – он даже не знает, сколько жителей проживает в городе. Попросили муллу показать на карте Кот Де Вуар – тоже не знает. А он почти наш ровесник. Чуть постарше. Но главное – он обиделся на вопросы". И язвительный хохот. Тут две стороны ущербны. У муллы недостаточно общих знаний, а у "продвинутых" примитивное, вульгаризованное понимание религии и функций служителя культа, несмотря на кажущуюся эрудированность. И это одно. Но есть и второе.

Тогда я начал объяснять студентам, что Ислам – не только молитвы в мечети. Это и другое. Очень многообразное и необходимое. Ислам – это не конкретный мулла. Нет. Ислам – инстинкт самосохранения в непростой и жестокой жизни. Ислам – выбор оптимального пути в твоей реализации. Ислам – умение рационально выстраивать свою жизнь. Ислам – это умение выработать правильное отношение к жизни. Ислам – инструкции по выживанию. Ислам – это ориентир. Ислам – имеет сугубо прикладное значение в построении карьеры. Ислам – когда в итоге ты имеешь успех.

После этих слов я увидел: "продвинутых" зацепило. Что-то включилось в сознании. И один из них задал вопрос: "Где можно приобрести Коран на русском языке?"

Подобные люди проходят 3 стадии на пути к Исламу:

1.Ислам? Это мне не нужно.

2.Ислам? В этом что-то есть.

3.Ислам? Это главное в моей жизни.

У "продвинутых" есть ярко выраженный инстинкт самосохранения и стремление развиваться в сложном и опасном мире. И в переполненном гормонами молодом, энергичном, циничном существе вдруг, рано или поздно, забрезжит понимание, что Ислам – это не что-то чуждое, ненужное, а необходимое и основное. Это инструмент рационального поведения. И суть "продвинутого" меняется. Он начинает понимать, иначе действительность. Надо с пониманием относится к "продвинутому". Его первоначальное конфронтационное отношение к Исламу – это не только присущий возрасту "пофигизм" и "ушибленность" "Домом 2". Тут всё намного сложнее. Он – жертва отголосков коммунистических времён, когда религия объяснялась как "страх дикаря перед природой" и "опиум для народа". Когда взрывали православные храмы, и топили иконами "буржуйки", 30% служителей всех конфессий или в лагеря, или расстреляны, в католических костёлах и протестантских кирках устраивали склады запчастей и маргарина, а в мечетях – прачечные. Это "засело" у граждан РФ на генетическом уровне. На несколько поколений вперёд. Такое пренебрежительно-отрицательное отношение у "продвинутых" не только по отношению к Исламу. Такое существует и в Православии. Это общая беда. Трудно восстанавливать Веру после 75 лет торжества вакханалии сатаны. Большевизм – это своего рода псевдорелигия. И преодолеть последствия большевизма одномоментно и безболезненно не получается. Это тяжёлый и неоднозначный процесс. Для всех конфессий.

Ислам – вооружает "продвинутого". Ислам – не уход от реальности, а умение полезно и результативно жить. Для себя и для других. Ислам – средство повышения коллективного IQ общества: тебя и того, кто рядом с тобой. Ислам – это знать больше других, понимать больше других, делать больше других. Ислам – это созидание. Ислам – это справедливое обустройство мира. И когда подлинно религиозных людей будет больше и в "верхах", и в "низах", их критическая масса будет превалировать и будет понято через эволюцию души созидательное начало Ислама, тогда "продвинутые молодые" не будут вынужденно рыскать в поисках лучшей жизни в Москве, Петербурге, в Зап. Европе и Сев. Америке. Они останутся там, где родились. "Продвинутые" молодые начнут кропотливо и упорно обустраивать Родину, сделают её привлекательнее дальних и чужих "сияющих вершин". Ислам – это патриотизм. И через глубинное понимание Ислама ты не станешь безродным беспризорником и бродягой-бомжем, что бросает Родину и уезжает туда, где без него и до него сделали жизнь достойной и богатой. Но ты там всегда пришелец. Несмотря на декларируемую политкорректность и толерантность – чужой. Иждивенец. Всегда – второй сорт. За очень редким исключением.

Сегодня очень непростое и противоречивое время. Предстоит преодолеть множество мерзостей. Кризисные звоночки слышны в России. Один из них – изощренное безбожие. Храмы в РФ возводятся невиданными темпами. Власть позволяет всем конфессиям влиять по максимуму на общество. Миллионы православных икон и мусульманской атрибутики в квартирах, в автомобилях, в офисах. Но Бога в РФ нет! В полном понимании этого слова. Общество с каждым днём всё больше деградирует и разлагается. И "наверху", и "внизу". Даже при коммунистах общество было по-своему более моральное, чем сегодня. Почему среди множества проблем в РФ я выделил именно эту? Если нет морали (религии) и Бога в стране, то нет и того человеческого материала, который способен модернизировать страну и вывести её из кризиса. И это основная проблема в РФ.

Приблизиться к Богу не означает сфотографироваться рядом с патриархом или муфтием. Приблизиться к Богу не означает, что вначале наворовать, а потом отвалить куш на строительство храма. Приблизиться к Богу не означает один раз в неделю ходить в храм, дать садака (если ты мусульманин) или поставить свечку (если ты православный) и примитивно умиляться, и на этом всё. Приблизиться к Богу – это совсем другое. И главное в приближении к Богу – личный праведный пример. А не блудливые слова. И не пакостные поступки.

______________________
Биберсов Камиль Аркадьевич, известный ульяновский политический и общественный деятель. В 1990-1993 - депутат ульяновского гор. и обл. советов. 1986-1990 - социолог ульяновского горисполкома. На ряде ульяновских заводов был зам. ген. директоров. В 1999-2001 - руководитель и спонсор регионального отделения социал-демократической партии М.С.Горбачева. В 1998-2002 - советник президента банка "Авангард" (Москва).




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...