Новости Ислама
Версия для печати

В целях углубления рыночных реформ


  14.07.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

С первых дней независимости в Узбекистане поэтапно и последовательно проводятся масштабные реформы во всех сферах жизни, в том числе по формированию и развитию социально ориентированной рыночной экономики. В основу этих позитивных преобразований положены

С первых дней независимости в Узбекистане поэтапно и последовательно проводятся масштабные реформы во всех сферах жизни, в том числе по формированию и развитию социально ориентированной рыночной экономики. В основу этих позитивных преобразований положены разработанные Президентом Исламом Каримовым пять принципов «узбекской модели» развития, высокая эффективность которой признана во всем мире. При этом, как неоднократно подчеркивал глава нашего государства, реформы в Узбекистане проводятся не ради реформ, а для человека, обеспечения его интересов, повышения благосостояния народа.

Прочным правовым фундаментом реализации таких стратегических задач стала Конституция Республики Узбекистан. В Основном Законе страны при равноправии всех форм собственности закреплен приоритет частной собственности, что является главным фактором формирования современных рыночных отношений.

Динамичному развитию национальной экономики способствовало принятие и реализация целого ряда нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой важнейшей сфере. Среди них – Гражданский, Земельный, Налоговый и Таможенный кодексы, законы «О разгосударствлении и приватизации», «О банках и банковской деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О частном предприятии», «О валютном регулировании», «О внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан», «О фермерском хозяйстве» и другие. Они стали не только правовой базой дальнейшей либерализации и модернизации экономики страны, но и гарантом необратимости проводимых рыночных реформ.

Принимаемые в соответствии с этими целями меры были направлены на обеспечение потребностей экономики и населения – в первую очередь в топливно-энергетических ресурсах, потребительских и продовольственных товарах, на создание институтов рыночной инфраструктуры и формирование конкурентной среды, приватизацию и полное разгосударствление отдельных отраслей, предприятий торговли, сферы услуг. В стране сформировалась многоукладная экономика. Была создана отвечающая новым условиям развития страны и международным критериям современная финансово-банковская система, позволяющая проводить нашей стране независимую денежно-кредитную политику. Следует также отметить, что еще на начальном, самом сложном переходном этапе реформирования экономики был разработан и успешно функционирует не имеющий аналогов действенный механизм проведения сильной социальной политики и социальной защиты населения.

Все это дало весомые результаты. В 2010 году по сравнению с 2000 годом ВВП страны вырос почти в 2 раза, по паритету покупательской способности – в 2,6 раза и в расчете на душу населения в – 1,7 раза. Темпы роста ВВП в 2009 году составили 8,1, а в 2010 году – 8,5 процента, что, по оценке мировых финансовых институтов, является одним из высоких показателей в мире. Это свидетельствует об устойчивых темпах роста экономики и огромных позитивных переменах, происходящих в Узбекистане. Проводится целенаправленная работа по диверсификации производства, укрепляются кооперационные связи между предприятиями, все шире в этот процесс вовлекаются хозяйствующие субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства, еще больше повышается устойчивость финансово-банковской системы страны, происходят качественные структурные изменения в аграрном секторе, в сфере услуг.

В разработанной Президентом Исламом Каримовым Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране определены конкретные меры в целях продолжения преобразований по либерализации экономики. Их реализация будет способствовать достижению долгосрочной цели – войти в число современных развитых демократических государств, обеспечить народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе.

Изложенные в концепции приоритетные направления реформ взаимосвязаны друг с другом и включают в себя дальнейшую либерализацию экономики, повышение экономической независимости предпринимательской деятельности, формирование многоукладной рыночной инфраструктуры, резкое уменьшение контрольных и управленческих полномочий государства, запрет на его вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, устранение препятствий на пути развития предпринимательства.

В связи с этим глава нашего государства выдвинул ряд важных законодательных инициатив. Закреплению основных гарантий государства по отношению к частной собственности, являющейся основой рыночной экономики, будет способствовать Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». Совершенствованию системы управления, устранению бюрократических барьеров – Закон «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», четко определяющий строго ограниченный перечень и виды разрешительных процедур, необходимых для ведения предпринимательской деятельности. Он позволит сократить излишние и установить запрет на введение новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законодательством. Важное значение имеет разработка в новой редакции Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». Для расширения сферы малого бизнеса и частного предпринимательства следует законодательно определить новую организационно-правовую форму – семейный бизнес, который является источником повышения благосостояния семьи и махалли. Принятие Закона «О семейном предпринимательстве» повысит правовые гарантии этой формы бизнеса, создаст условия для ее быстрого и широкого развития в различных отраслях экономики, а также создания новых рабочих мест.

Представляется необходимым пересмотреть с учетом правоприменительной практики и новых реалий рыночных отношений законодательную базу финансово-банковской системы. Новый этап развития национальной экономики требует также более четкого определения полномочий, прав и обязанностей органов корпоративного управления и контроля, повышения роли и значения наблюдательных советов акционерных обществ, которые играют ведущую роль в экономике страны. Новая редакция Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» послужит правовой основой в обеспечении стабильности роста экономики страны.

Обоснованные в концепции предложения о разработке и принятии законов «О конкуренции», «О деятельности кредитных бюро и обмене кредитной информацией», «О залоговом реестре», «О риэлторской деятельности», «Об инновациях и модернизации экономики», «Об инвестиционных и паевых фондах», а также в новой редакции Закона «О разгосударствлении и приватизации» и других законодательных актов отвечают требованиям динамично развивающей в Узбекистане рыночной экономики.

Таким образом, разработанная главой нашего государства концепция и содержащиеся в ней законодательные инициативы очень актуальны и имеют огромное значение для дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики в Узбекистане. В концепции не только проанализированы и объективно оценены результаты осуществленных экономических реформ, обоснованы их логичность и последовательность, необходимость дальнейшего совершенствования и либерализации системы рыночного управления в соответствии с требованиями современного рынка. Принципиально важно, что в этом программном документе определены приоритетные задачи в этой области, в том числе по формированию законодательной базы нового этапа реформ.

Подобные законы существуют также во многих развитых и развивающихся государствах мира. К примеру, Закон «Об обмене кредитной информацией» действует в Южной Корее, России, Украине, Швеции. Положения о разрешительных порядках в предпринимательской деятельности имеются в законодательстве Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, США, Франции, Финляндии и Швейцарии.

Выполнение поставленных главой нашего государства задач возлагает на каждого гражданина нашей страны огромную ответственность, требует твердой гражданской позиции, понимания того, что от его личного вклада в процесс углубления реформ зависят, в конечном итоге, их эффективность и результативность. Ведь осуществление намеченных мер является залогом достижения стоящих перед нами высоких целей по построению правового демократического государства с развитой рыночной экономикой.

Нуриддин НОРМАТОВ,
руководитель группы
Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан,
доктор юридических наук




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...