Новости Ислама
Версия для печати

Узбекистан. Рожденная независимостью


  02.05.2012  

Наше независимое государство стремительно идет по пути прогресса. И одна из первых побед – рождение совершенно новой для нашей экономики отрасли – автомобилестроения.Ислам КаримовОснова достижения высоких рубежейВ нашей стране осуществляется

Наше независимое государство стремительно идет по пути прогресса. И одна из первых побед – рождение совершенно новой для нашей экономики отрасли – автомобилестроения.
Ислам Каримов

Основа достижения высоких рубежей

В нашей стране осуществляется широкомасштабная подготовка к достойной встрече двадцатилетия независимости Родины. Независимость открыла возможности для роста самосознания нашего народа, реализации его огромного созидательного и интеллектуального потенциала, использования несметных богатств нашей щедрой земли во имя процветания Родины, воплощения благородных и великих идей и устремлений, построения ни в чем и никому не уступающей жизни. Достигнутые нами за исторически короткий период колоссальные успехи на пути строительства правового демократического государства, сильного гражданского общества, развития экономики на основе рыночных отношений и обретения достойного места среди развитых государств мира вызывают огромный интерес и чувство восхищения у мировой общественности.

Благодаря независимости пятнадцать лет назад был пущен в строй Асакинский автомобильный завод, являющийся ярким свидетельством потенциала нашей Родины, нашего народа, где и был произведен первый узбекский легковой автомобиль. Значение этого успеха мы еще глубже осмысливаем сегодня, на двадцатом году независимого развития страны. Возведение крупного современного предприятия, внедрение отвечающих передовым международным стандартам сложнейших технологий, их освоение отечественными специалистами – не каждому государству такое по плечу.

Фундамент строительства автомобильного завода в Узбекистане был заложен в ходе визита Президента Ислама Каримова в июне 1992 года в Республику Корея, во время ознакомления с деятельностью корпорации «Daewoo Motors». Спустя некоторое время был подписан документ о создании совместного предприятия в сфере автомобилестроения. В марте 1993 года было образовано узбекско-южнокорейское совместное предприятие «УзДЭУавто» и в городе Асаке началось строительство автомобильного завода.

Все участвующие в его возведении работали с большим энтузиазмом. Однако в то время кое-кто сомневался в потенциале нашего народа. В трудных условиях переходного периода, в том числе в плане финансов, сложных проблем становления государств, которые наряду с нашей страной стали объявлять о своей независимости, разумно ли было браться за столь грандиозный проект? Однако благодаря решительности, мужеству, дальновидности главы нашего государства строительство предприятия было завершено даже раньше намеченного срока – всего за два с половиной года.

19 июля 1996 года в городе Асаке состоялась торжественная церемония открытия совместного предприятия «УзДЭУавто».

Президент Ислам Каримов, в частности, отметил на церемонии: «Не будет никаким преувеличением сказать о том, что ввод в строй этого совместного предприятия – совершенно нового завода не только для Узбекистана и Центральноазиатского региона, но и в масштабе бывшего Союза, начавшееся впервые в нашей истории производство современных автомобилей – это реальное воплощение проводимой нами политики».

Начиная с этой исторической даты на единственном в Центральной Азии автомобильном заводе в Асаке производятся легковые автомобили, отвечающие самым современным стандартам, способные конкурировать с зарубежными аналогами по таким параметрам, как комфортность, надежность и экономичность. Сегодня отечественные машины стали неотъемлемой частью нашей жизни, символом нашей национальной гордости.

Годы становления, поиска и развития

Прошедший период был для Асакинского автомобильного завода поистине временем испытания и роста. В 1996 году коллектив завода, состоящий из хорошо слаженной и профессиональной команды, уверенно сделал первый важный шаг, запустив линии по производству сразу трех видов автомобилей – «Damas», «Nexia», «Tico». Таким образом, потребителю сразу был предоставлен достойный выбор. В 2001 году модельный ряд пополнила новая марка – «Matiz».

Если в первый год работы на предприятии было произведено 25,3 тысячи легковых автомобилей, то в следующем – уже 64,3 тысячи. А в 2011 году здесь было выпущено 232 тысячи машин.

Узбекские автомобили сумели быстро пробиться на внешний рынок, завоевали популярность и доверие не только у отечественных покупателей, но и у жителей ближнего зарубежья. Из года в год автомобильная отрасль нашей страны увеличивает экспорт своей продукции, приумножая объемы валютных поступлений. Благодаря экспорту автомобилей Узбекистан заявил о себе как о государстве с огромным индустриальным потенциалом.

Между тем специалисты автомобилестроения в Узбекистане добивались новых успехов. В жизни узбекского автопрома 2008 год был ознаменован важным событием: 21 февраля 2008 года на базе Асакинского автомобильного завода было создано новое совместное предприятие – «GM Узбекистан». Учредителями совместного предприятия выступили АК «Узавтосаноат» и корпорация «Дженерал Моторс». Работа закипела с удвоенной силой. Модельный ряд узбекских автомобилей стал пополняться новыми современными и качественными автомобилями. Было начато производство моделей марки «Chevrolet»: седана представительского класса «Epica» и внедорожника «Captiva». А в ноябре с конвейера автомобильного завода в Асаке сошел миллионный автомобиль. Им стала модель «Lacetti» – синтез стильного, просторного интерьера и динамичного спортивного экстерьера. Пуск производства модели «Lacetti» стал не только знаменательным событием в истории завода, но и началом нового этапа производства. Специально для выпуска «Lacetti» была налажена штамповка кузовных панелей, создан сварочный участок и реконструирован сборочный конвейер. Сам автомобиль, сочетая в себе высокие технические характеристики, итальянский дизайн и отличное качество, стал пользоваться популярностью среди самых взыскательных автомобилистов.

Вдохновленные успехом, специалисты отечественного автопрома достигли нового рубежа, и в августе 2010 года на «GM Узбекистан» было освоено производство первой глобальной модели – «Chevrolet Spark». С первых дней продажи автомобиль сразу же полюбился узбекским автолюбителям.

Эта машина привлекает внимание своей комфортностью и дизайном, а благодаря наличию подушек безопасности и использованию передовых разработок при производстве он получил высокую оценку (4 звезды) по европейской классификации безопасности. Освоенные на Асакинском заводе новые мощности позволяют производить 50 тысяч автомобилей «Spark» в год.

Результаты локализации

Локализация – одно из приоритетных направлений развития автомобилестроения и повышения его производственного потенциала. Она позволяет последовательно и стабильно развивать экономику страны, создавать новые рабочие места, обеспечивать ускоренное внедрение в производство новых, эффективных технологий. Самое главное – способствует более широкому использованию местных сырьевых и производственных ресурсов, выпуску современной, конкурентоспособной продукции и экономии валютных средств за счет сокращения импорта комплектующих.

Комплексное развитие всех технологических процессов производства автомобилей стимулирует развитие в стране машиностроения, металлургии, радиоэлектроники, нефтеперерабатывающей, химической и текстильной промышленности, сфер малого бизнеса и частного предпринимательства. Как показывает мировой опыт, каждое новое рабочее место в автомобилестроении позволяет создать в смежных отраслях не менее семи рабочих мест.

В настоящее время в отрасли заняты более 18 тысяч человек. На предприятиях компании «Узавтосаноат» только в нынешнем году было создано более 1,4 тысячи новых рабочих мест. В рамках выполнения Инвестиционной программы отечественные машиностроители осваивают производство многих необходимых деталей для автомобилей. За прошедшие годы в данном направлении достигнуты весомые результаты. Действуют предприятия по производству бамперов, автоэмалей, герметиков, промышленных красок, выхлопных систем, бензобаков, топливных насосов, автомобильных стекол и сидений, аккумуляторов, электрожгутов, деталей внутренней отделки, фар и ламп, топливного масла и воздушных фильтров, капсулированного стекла, генераторов и компрессоров, дисков колес и узлов шасси.

16 декабря 2008 года совместно с корпорацией «Дженерал Моторс» было создано новое совместное предприятие по производству силовых агрегатов – «Дженерал Моторс Пауэртрейн – Узбекистан». Сегодня в мире всего в 18 странах производятся двигатели для легковых автомобилей. С запуском этого завода, строящегося в Ташкентской области, Узбекистан также войдет в ряд этих государств. Сегодня предприятия акционерной компании «Узавтосаноат» наладили кооперационные связи со 194 местными производителями, из которых 174 являются субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства. На сегодняшний день предприятиями малого бизнеса и частного предпринимательства локализовано производство более 1,4 тысячи наименований комплектующих деталей. С целью углубления и расширения процесса локализации акционерной компанией «Узавтосаноат» реализуется более 70 инвестиционных проектов общей стоимостью более 1,5 миллиарда долларов, из них в 2008-2010 годах было осуществлено более 40 проектов стоимостью около 365 миллионов долларов.

В результате соответствующей работы уровень локализации легковых автомобилей «GM Узбекистан» превысил 60 процентов, а осваиваемые в настоящее время проекты позволят довести этот показатель до 80 процентов.

С началом производства легковых автомобилей в стране была создана целая инфраструктура по их обслуживанию. В частности, на сегодняшний день в стране функционируют 65 предприятий по сервисному и техническому обслуживанию автомобилей, полностью соответствующие международным стандартам и оснащенные передовыми технологиями. На сегодня купить компрессор кондиционера, любые запчасти двигателя (ГБЦ) к выпускаемым нами автомобилям перестало быть проблемой. Обеспеченность сервисных центров запчастями приближается к 100%.

Молодежь – наша опора

За прошедшие годы на заводе сформировался трудовой коллектив, состоящий в основном из молодежи, которая хорошо знает современные технологические процессы и обладает высокой квалификацией. Сегодня здесь трудится более 6,5 тысячи рабочих и служащих. Большинство из них прошли обучение и повысили квалификацию за рубежом. Одновременно готовится достойная смена. На предприятии проходят практику студенты филиала Туринского политехнического университета в Ташкенте, созданного в соответствии с постановлением Президента страны от 27 апреля 2009 года, Андижанского инженерно-экономического института, Ферганского политехнического института, а также учащиеся специализированных Асакинского, Самаркандского автомобилестроительных и многих других профессиональных колледжей.

Как отмечает начальник сварочного цеха «GM Узбекистан» Обиджон Собиров, 70 процентов работающей под его началом молодежи составляют выпускники профессиональных колледжей, которые в свое время проходили здесь производственную практику. Прикрепление молодежи к опытным бригадирам и мастерам по принципу «Мастер-ученик» дает хорошие результаты.

– Я учусь в Асакинском автомобилестроительном колледже по направлению сборки автомобилей и теперь прохожу производственную практику на этом предприятии, – говорит Исломиддин Ортикватов. – Учусь применять на деле полученные в колледже теоретические знания. Здесь установлены роботы-манипуляторы из Германии. Работа налажена по конвейерному методу, для полной сборки кузова требуется выполнение 80 операций.

К нашей беседе присоединяются друзья Исломиддина Саиджан Камбаров и Музаффар Юнусов. Ребята толково и подробно рассказали о производственном процессе. Радует, что они уже определились с планами на будущее – решили работать на этом предприятии, внести свой вклад в процветание страны.

Все это свидетельствует о том, что в отрасли уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров, ведь будущее отечественного автомобилестроения зависит именно от таких молодых специалистов. В связи с этим их подготовка, повышение знаний и квалификации является приоритетным направлением.

Говорит руководитель учебного отдела компании «GM Узбекистан» Дилшодбек Каюмов: «Отбор выпускников вузов и колледжей для работы на предприятии осуществляется на конкурсной основе. В настоящее время в наших цехах трудятся 463 учащихся пяти колледжей, сотрудничающих с предприятием, которые овладевают профессиональными навыками по методу «Мастер-ученик». На работу уже приняты сотни молодых людей, которые прошли практику в прошлые годы».

Открытие в Ташкенте филиала Туринского политехнического университета стало новым этапом в совершенствовании подготовки кадров для автомобилестроительной отрасли. Здесь готовят специалистов по машиностроению и автомобилестроению, информационно-коммуникационным технологиям, энергетике, архитектуре и строительству.

В лабораториях университета студенты изучают конструкции и технологии двигателей, технологические процессы производства автомобилей, а также знакомятся с другими областями знаний, касающихся этого производства.

Следует также отметить, что университетские спецлаборатории и технопарк оснащены новейшим оборудованием ведущих зарубежных производителей. Они позволяют студентам практиковаться в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте оборудования.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что работающая на предприятии молодежь овладела всеми тонкостями своей профессии и трудится на самых ответственных участках производства. Например – в покрасочном цехе, где даже невидимая глазу соринка может отрицательно повлиять на качество цвета автомобиля. Перед покраской все сварочные швы кузова обрабатываются герметиком, кузов и детали – специальным средством от коррозии, после чего наносится несколько слоев краски. Молодые также трудятся на самом ответственном участке – в сборочном цехе. Именно отсюда выезжают уже готовые сверкающие автомобили. Ежедневно более 800 машин направляется из цеха на испытательную площадку.

Кроме того, молодежь часто вносит рационализаторские предложения, направленные на дальнейшее совершенствование производственного процесса. На предприятии создана система материального и морального стимулирования работников с целью поддержки их творческих поисков, инициатив, стремления к повышению знаний.

Новая линия сборки автомобилей «Damas» – результат таких усилий. Если раньше длина сборочного конвейера составляла 180 метров, то теперь за счет его оптимизации сборка осуществляется на более компактной и удобной специализированной линии длиной 63 метра. Только в прошлом году на предприятии было выдвинуто 11172 рационализаторских предложения, способствовавших повышению экономической эффективности производства.

Уткурбек Узакжанов работает на заводе с 1996 года. На его счету –
120 подобных предложений по улучшению качества продукции, сокращению производственных расходов.

– Работа на заводе расширила мои возможности и знания, я проходил обучение в нескольких зарубежных странах, – говорит У.Узакжанов. – Я горжусь тем, что работаю на таком предприятии, настоящем промышленном гиганте. Накопленные знания и опыт передаю молодым ребятам. Меня радуют их стремления и изыскания, быстрое освоение новых технологических процессов.

Символ гордости

Асакинский автомобильный завод играет важную роль в дальнейшем развитии экономики страны, повышении благосостояния народа.

– Только из нашей махалли на заводе работают 226 человек, – говорит председатель схода граждан асакинской махалли имени Мукими Одинахон Даминова. – Благодаря заводу наш город прославился на весь мир, люди трудоустроены, повышается их благосостояние. Наряду с этим предприятие вносит большой вклад в повышение духовности наших граждан, расширение их мировоззрения, дети изучают иностранные языки, имеют возможность обучаться в лучших вузах Узбекистана и других стран. Если раньше в нашей махалле было лишь 2-3 автомобиля, то теперь каждая вторая семья имеет современную легковую машину. Все это свидетельствует о том, что под руководством Президента Ислама Каримова наша страна уверенно идет по пути прогресса, постоянно растет благосостояние народа.

Двадцать лет для истории – лишь мгновенье. Но за этот короткий период в ходе реализации задач, определенных Президентом Исламом Каримовым в первые дни независимости, мы добились огромных успехов, которые восхищают весь мир. По построенным нами современным дорогам мы гордо движемся вперед – к великим целям – на автомобилях собственного производства.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...