Новости Ислама
Версия для печати

Сфера применения института «Хабеас корпус» расширяется


  26.07.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

Главной целью осуществляемых в нашей стране под руководством Президента Ислама Каримова реформ в судебно-правовой сфере является обеспечение эффективной защиты конституционных прав и свобод человека. Прежде всего – права на защиту от необоснованного

Главной целью осуществляемых в нашей стране под руководством Президента Ислама Каримова реформ в судебно-правовой сфере является обеспечение эффективной защиты конституционных прав и свобод человека. Прежде всего – права на защиту от необоснованного уголовного преследования и вмешательства в частную жизнь, на личную неприкосновенность, а также на справедливое судебное разбирательство.

В связи с этим в нашей стране проводится целенаправленная работа по укреплению гарантий защиты прав граждан посредством судов. В своем докладе на совместном заседании палат парламента страны 28 января 2005 года глава нашего государства отметил, что в Узбекистане, так же, как и в любом демократическом государстве, необходимо осуществить передачу судам прав выдачи санкций на задержание, арест, а также применение иных мер процессуального принуждения.

В целях реализации этой задачи 8 августа 2005 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу». В соответствии с данным указом 11 июля 2007 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу», вступивший в силу с 1 января 2008 года.

Решение о передаче права выдачи санкции на заключение под стражу от органов прокуратуры судам было очень своевременным и всесторонне обдуманным. Это в том числе подтверждается тем, что с января 2008 года в более чем 700 случаях судами было отказано органам предварительного следствия в применении данной меры пресечения, а также значительным сокращением количества удовлетворенных ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, к примеру, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – на 19,6 процента.

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране глава нашего государства определил приоритеты нового этапа продолжения преобразований в судебно-правовой сфере. В первую очередь они должны быть направлены на повышение авторитета судебной власти, эффективное обеспечение прав граждан на справедливое судебное рассмотрение. Одна из важных инициатив, изложенных в концепции, заключается в том, что применение на досудебной стадии процессуально-принудительных мер в виде отстранения от должности и помещения лица в медицинское учреждение может быть осуществлено только с санкции суда. После внесения соответствующих изменений в действующее законодательство эти меры будут применяться не на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора или определения суда, как было до сих пор, а именно на основании санкции судьи, и только он будет уполномочен ее выдавать.

Отстранение от должности – одна из процессуально-принудительных мер, используемых в уголовном процессе, – применяется в отношении обвиняемого и подсудимого, если имеются достаточные основания полагать, что эти лица, оставаясь на своем рабочем месте, будут препятствовать установлению истины, возмещению вреда, нанесенного вследствие преступления, или продолжать преступную деятельность. В этих случаях ряд таких прав отстраненного от должности лица, предусмотренных статьей 37 Конституции Республики Узбекистан, как право на труд и свободный выбор работы, ограничивается на основании закона. В частности, согласно статье 19 Основного закона права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются неприкосновенными, и никто без решения суда не вправе лишить или ограничить их. Именно поэтому целесообразно закрепить норму о том, что отстранение от должности осуществляется только с санкции суда.

В уголовно-процессуальном законодательстве многих зарубежных стран существуют схожие нормы. Так, во Франции мера, связанная с отстранением от должности, применяется судом по инициативе судьи, по предложению обвинителя или по ходатайству заинтересованных участников. По законодательству США и ФРГ обвиняемое лицо по решению судьи может быть временно отстранено от должности. В Беларуси временное отстранение от должности может быть применено дознавателем, следователем с санкции прокурора или его заместителя или самим судом. В России эта мера применяется судом на основании представления, отправленного в суд следователем с разрешения руководителя следственного органа, дознавателем – с разрешения прокурора.

Помещение лица в медицинское учреждение в соответствии с действующим законодательством нашей страны применяется на основании постановления дознавателя или следователя с разрешения прокурора, постановления прокурора или же определения суда. С учетом того, что эта принудительная мера непосредственно ограничивает права и свободы личности, ее применение только с санкции суда является наиболее демократичным.

Анализ законодательства зарубежных государств по данному вопросу показывает, что помещение лица в медицинское учреждение в США осуществляется судебным приказом по обращению прокурора, во Франции – судебным приказом на основании двух процессуальных документов – ходатайства прокурора и заключения психиатрического эксперта, а в Германии – судом по ходатайству прокурора. В России и Беларуси эта принудительная мера применяется также на основании санкции суда.

Необходимо отметить, что введение порядка применения процессуально-принудительных мер в виде отстранения от должности и помещения лица в медицинское учреждение только на основании санкции судьи даст возможность усилить судебный надзор в процессе дознания и предварительного следствия и расширить сферу применения института «Хабеас корпус» в уголовном процессе.

Таким образом, предложение об установлении такого порядка, когда отстранение от должности или помещение лица в медицинское учреждение осуществляется только на основании санкции судьи, обосновывается рядом объективных причин и факторов.

Во-первых, органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры являются в основном учреждениями, ведущими борьбу с преступностью, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и поддерживающими в суде государственное обвинение. Данное обстоятельство требует создания еще более объективного и эффективного механизма для обеспечения свободы и неприкосновенности граждан в процессе дознания, следствия и суда.

Во-вторых, применение процессуально-принудительных мер в виде отстранения от должности и помещения лица в медицинское учреждение только на основании санкции судьи является одним из эффективных методов ведения судебного надзора над предварительным следствием. Такой порядок служит пресечению нарушения прав человека уже на стадии предварительного следствия и, в итоге, повышению ответственности сотрудников органов дознания и следствия, качества предварительного следствия.

В-третьих, суд осуществляет свою деятельность независимо от следственного органа или надзора прокурора, подчиняясь только закону. Поэтому суды при применении таких процессуально-принудительных мер имеют более широкие возможности быть объективными, и лишь они могут ограничить или лишить человека прав, закрепленных Конституцией и законом.

В-четвертых, порядок принятия подобных мер только с санкции судьи полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В статье 10 Всеобщей декларации прав человека отмечено, что «каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». А в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется развивать возможности судебной защиты для любого лица».

Установление порядка применения процессуально-принудительных мер в виде отстранения от должности и помещения лица в медицинское учреждение только на основании санкции судьи обеспечивает более полную реализацию конституционных норм о неприкосновенности прав и свобод граждан и о том, что никто не вправе лишить или ограничить их без решения суда. Устанавливаются дополнительные гарантии защиты справедливым судом этих прав, расширяются полномочия суда в этой сфере на этапе досудебного производства. Кроме того, введение в законодательство нового порядка будет способствовать укреплению независимости суда, повышению влияния судебной власти и доверия граждан к судам.

Необходимо отметить, что новые законодательные инициативы главы нашего государства в этой сфере получают самое высокое признание в мире. По мнению зарубежных экспертов, результаты проводимых в нашей стране реформ в судебно-правовой системе – прямое доказательство их большой эффективности, утверждения в обществе принципов правосудия и демократии, свидетельство того, что в Узбекистане не на словах, а на деле права и свободы человека являются высшей ценностью.

Нодир Мухтаров,
главный научный сотрудник Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...