Новости Ислама
Версия для печати

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ О ВЫХОДНЫХ В МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ


  28.09.2011    |   Новости Федерации

На днях Верховный суд РФ признал, что основные мусульманские праздники - Курбан-байрам и Ураза-байрам - являются выходными в Башкирии незаконно. Действующий с 1992 года на территории Башкирии закон признает выходными днями Курбан-байрам и Ураза-байрам.

на днях верховный суд рф признал, что основные мусульманские праздники - курбан-байрам и ураза-байрам - являются выходными в башкирии незаконно.
действующий с 1992 года на территории башкирии закон признает выходными днями курбан-байрам и ураза-байрам. аналогичные выходные дни есть в чечне, татарстане, карачаево-черкесии, адыгее и еще нескольких регионах.

в июне 2011 года житель уфы сергей дулов обратился в верховный суд башкирии с требованием признать праздники незаконными. истец настаивал, что они "нарушают его право на труд по дискриминационным религиозным основаниям". верховный суд республики это требование отклонил, однако решение башкирского суда отменил вс рф. из его определения следует, что трудовой кодекс рф "не предполагает регулирования субъектом федерации трудовых отношений с учетом исторических, национальных и иных традиций".

это решение, как и следовало ожидать, вызвало острую реакцию как в башкирии, так и в других регионах с исламскими традициями. президент башкирии рустэм хамитов предложил объявить главные праздники мусульман - курбан-байрам и ураза-байрам - нерабочими днями во всей стране.

башкирский парламент собирается требовать законодательно дать регионам право устанавливать собственные выходные дни в праздничные даты. соответствующий законопроект уже внесен в госдуму. сейчас такое право оговорено в законе "о свободе совести и религиозных объединениях", однако в трудовом кодексе рф этот момент упущен

власти чечни предупредили, что на отмену праздников не пойдут. "ураза-байрам и курбан-байрам всегда были и будут праздниками для чеченской республики. это не противоречит конституции рф. никаких изменений не планируется", - заявил пресс-секретарь главы чечни альви каримов.

известный православный публицист сергей худиев так прокомментировал в своем блоге решение верховного суда: «религиозные праздники вообще занимают свое место в календарях большинства европейских стран, протестантские или католические — сообразно традициям регионов. празднование мусульманских праздников в регионах со значительным коренным мусульманским населением лежит в русле общеевропейской практики. отмена таких праздников — в русле практики большевистской, и то, что вс россии решил эту практику возрождать — весьма тревожно.
причинение значительной части граждан грубой, бессмысленной и неспровоцированной несправедливости подрывает мир и согласие в стране и играет на руку только тем, кто хотел бы противопоставить граждан россии, исповедующих ислам, федеральной власти.
я нахожу абсурдным и издевательским тезис, что существование религиозных праздников "нарушают его (истца) право на труд по дискриминационным религиозным основаниям". актом дискриминации против жителей башкирии, исповедующих ислам, как раз является отмена выходных.
я нахожу чрезвычайно нелепой готовность вс поссориться со значительной частью граждан, чтобы угодить одному воинствующему атеистическому скандалисту. увы, атеистический фанатизм, уже причинивший нашей стране великие беды в хх веке, не изменил своей разрушительной природы».

«как бы вы прокомментировали решение суда? дискриминирует ли, на ваш взгляд, государственное признание религиозных праздников инаковерующих и атеистов?» - с такими вопросами корреспондент regions.ru обратился к священнослужителям.

протоиерей александр ильяшенко, настоятель храма всемилостивого спаса бывшего скорбященского монастыря на новослободской, отметил, что граждане государства должны, разумеется, руководствоваться его законами, но при этом следует помнить, что законы принимаются людьми и не могут быть вечными.

«законодательство должно меняться в соответствие с изменениями в нашей жизни. если видно, что тот или иной закон тормозит развитие общества, значит надо ставить вопрос о его изменении, но нельзя пренебрегать действующими еще законами», - сказал он.

«в то же время нельзя принять закон, который удовлетворял бы всех. недовольные всегда найдутся. но если какие-то законы объективно устарели, то нужно предлагать какие-то конструктивные решения по изменению законов в лучшую сторону», - добавил протоиерей.


известный православный миссионер игумен сергий (рыбко), настоятель храма сошествия святаго духа на апостолов на лазаревском кладбище, решительно заявил, что хотя и не считает ислам истинной верой, решение суда поддержать не может.

«если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать наши, православные», - сказал он.

«решение суда, по-моему, не приемлемо ни с точки зрения демократии, ни с точки зрения толерантности. и атеисты, и православные, и мусульмане имеют право на свои убеждения. атеист имеет право не веровать в бога и не отмечать религиозные праздники. во время религиозного праздник он может спокойно работать на своем огороде или заниматься какими-то другими своими делами. здесь, как мне кажется, человеку просто захотелось вызвать скандал», - считает отец игумен.

священник алексий агапов, настоятель михаило-архангельской церкви г. жуковского московской области, напомнил, как после революции большевики пытались отказаться от дней недели, перейдя на «непрерывку», но с традицией справиться так и не смогли.

«я понимаю, когда тебя заставляют работать в праздник, тем более, в религиозный - это скорбно и печально. но когда тебе предлагают выходной, а ты отказываешься от отдыха по причине веры в то, что бога нет, это мне непонятно. это удивительный случай», - сказал он.

«мне кажется, этот иск - своего рода хакерская атака, чтобы не сказать провокация. ведь понятно, что земное человеческое законодательство не может быть совершенным. в нем всегда при желании можно обнаружить какие-то нестыковки. хотя, конечно, хотелось бы, чтобы наше законодательство не только уважало религиозные чувства верующих, но и как-то соотносилось с представлениями о справедливости, выработанными в традиционных религиозных культурах», - добавил священник.

священник димитрий лин, клирик храма святителя николая на трех горах, считает, что если по мнению народа закон в отношении праздников несовершенен, надо внести предложение по его изменению: «если кто-то считает, что закон ущемляет его права, то с помощью общественных механизмов всегда можно исправить ситуацию».

«но в целом это очень серьезный и важный вопрос, так как касается социального здоровья наших граждан. надо признать, что как таковых религиозных праздников, признанных официальными выходными, у нас в стране вообще нет. у православия есть два великих праздника – рождество и пасха. последний всегда отмечается в воскресенье, и по логике следовало бы сделать выходным днем последующий понедельник, чтобы люди могли выспаться после ночной службы. так и было бы, если бы мы действительно отмечали пасху как государственный праздник – но ничего подобного нет», - говорит священник.

«и рождество в нашей стране отмечается не как религиозный праздник, а как культурно-исторический. как в расхристанной европе все отмечают рождество с фейерверками и театральными представлениями, в храмы никто и не ходит особо, так и мы переняли эту традицию – это скорее повод отметить весело зимние каникулы. так что религиозный момент в празднике для большинства нашего народа отсутствует», - сетует отец димитрий.

«а если у нас нет официальных религиозных праздников как таковых, то и о дискриминации говорить не стоит. нет, и никогда не было у нас на государственном уровне и такого феномена, как мусульманские праздники. поэтому переживать на этот счет нет смысла», - подытожил он.


руководитель аппарата совета муфтиев россии рушан аббясов считает, что мусульмане имеют конституционное право отмечать свои праздники.

«у нас же есть признанные всеми православные праздники, так почему бы не быть и мусульманским, тем более в республике с преобладающим мусульманским населением? кроме того, ураза-байрам и курбан-байрам позволили бы нашим народам познакомиться ближе с традициями нашей религии, это только бы украсило наш быт», - говорит он.

«поэтому мусульмане законным путем должны отстаивать свое право на проведение праздников, но, основываясь именно на конституции, по которой все народы в нашей стране равны между собой», - советует рушан-хазрат.


президент международной исламской миссии, генеральный представитель координационного центра мусульман северного кавказа, муфтий шафиг пшихачев рассказал, что во время его работы на посту председателя дум кабардино-балкарии на уровне местного правительства было решено объявить только один из этих праздников выходным днем, а сейчас президент кабардино-балкарии принял решение отмечать уже оба праздника.

«думаю, что на уровне законодательства субъекта этот вопрос вполне можно решить мирно. к тому же в большинстве регионов с преобладающим мусульманским населением именно так и решено. даже странно, почему в башкирии произошел такой инцидент», - удивляется муфтий.

«и даже если на федеральном уровне эти праздники включат в разряд официальных, то я как мусульманин, конечно, только поприветствую такую инициативу. вряд ли бы это ущемляло чьи-то права. мы, мусульмане, - коренные народы россии, мы часть государства и очень активно принимаем участие в его становлении. мы – такая же часть культуры, как и другие, и всегда себя идентифицировали как россияне», - заключил шафиг ауесович.

роман силантьев, исполнительный директор правозащитного центра всемирного русского народного собора, считает, что признание религиозных праздников отнюдь не дискриминирует приверженцев другой религии или же атеистов.

«большинство наших нынешних государственных праздников придуманы именно атеистами, но об этом никто не вспоминает. например, новый год, который отмечается даже не одним днем, а более чем неделей, никакого отношения к религии не имеет», - напоминает силантьев.

«и потом на региональном уровне субъекты федерации вполне имеют право на установление своих праздников и выходных дней. тем более что ураза-байрам и курбан-байрам отмечаются каждый год в разные дни, поэтому каждый регион вправе выбрать, когда и как долго отмечать – от одного до нескольких дней», - выразил свое мнение роман анатольевич.



виктор петрович лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики пстгу, считает решение верховного суда рф правильным.

«у нас многонациональное и многоконфессиональное государство, которое не никому не навязывает религию. каждый волен выбирать себе сам веру и следовать ей», - напоминает виктор петрович.

«одно дело, если на конкретном предприятии, где работают одни мусульмане, объявить официальными выходными днями праздники курбан-байрам и ураза-байрам, - это будет верно решение с точки зрения работодателя. но навязывать всей республике, я считаю, неправильно», - сказал лега.



Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...