Новости Ислама
Версия для печати

Татарскую хутбу чеченцам читают на русском


  14.10.2013    |   Islam-news

. Муфтий Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров провел пятничный намаз и хутбу в мечети села Синорово, где мусульмане Северного Кавказа возрождают ислам. Прихожане, поскольку в мечети собрались люди разных националь...

14 октября 2013, 16:09

Султан Хунаев: Мусульманину на Кавказе напоминать о посещении мечети не надо



.
Муфтий Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров провел пятничный намаз и хутбу в мечети села Синорово, где мусульмане Северного Кавказа возрождают ислам. Прихожане, поскольку в мечети собрались люди разных национальностей, попросили его прочитать проповедь на русском языке.

Глава ЕДУМ поздравил единоверцев с наступающим праздником Курбан-Байрам, рассказал о его значении в мусульманском мире. Он напомнил, что смысл обряда жертвоприношения заключается в том, чтобы поблагодарить Всевышнего за создание животного мира, который служит людям; проявить милосердие и сострадание к тем, кто особо в них нуждается. По традиции одну треть мяса жертвенного животного надо оставить в семье, одну треть раздать на подарки родным и близким, а еще одну раздать нуждающимся.

Благотворительность есть социальный мост, перекинутый от богатых к бедным. Надо учиться делиться материальными благами и тем, что дает Аллах, с ближними. В этот праздник мусульмане вспоминают об усопших близких, раздают мясо жертвенного животного малоимущим. - подчеркнул религиозный деятель.

История населенного пункта восходит ко 2-й половине XVII века. Татарская слобода в землях древней Мещеры была основана на правом берегу реки Шукши (Лунинский район) около 1665 года, как военное поселение для отражения набегов степняков-кочевников по Сурской долине. Ее костяк составили 52 выходца из Ломовского уезда во главе с Порайкой Байгузиным, которых наделили землями из "дикого поля".

Но дело в том, что служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса обосновались в Верхнем Примокшанье еще в 1630 году. Они принимали активное участие в основании засечных черт Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска, где обосновались роды татарских мурз Алышевых, Кашаевых, Кугушевых, Тенишевых. В 1660–1680 годах они, вместе с темниковскими татарами, участвовали в строительстве сторожевых крепостей Мокшана, Пензы и Городища, основали деревни Синорово и Шелтайсу (Мазыренка).

Деревню Шелтайсу, возникшую на месте Шелдайской вершины, считавшейся "концом татарских поль", в конце 17 столетия обжили конные казаки из татар в количестве 39-ти человек. В начале 18 века она была отказана дворянину Ивану Игнатьевичу Мазырину и прекратила свое существование как татарский населенный пункт. В 1988 году ее и вовсе исключили из учетных данных Пензенской области

У Синорово оказалась более "завидная" судьба. В конце XVIII века здесь числились земли за татарином деревни Индерка Курамши Абдуловым, новокрещенным татарином Осипом Ушаковым, премьер-майором Иваном Чуфаровым и другими помещиками. В 1877 году в селе имелось 213 дворов и две мечети. В 30- годах прошлого века, когда численность населения - достигла 2323 человека, в селе была построена третья мечеть.

Впоследствии, для разграничения по этническому составу с соседним селом Русская Шукша, населенный пункт переименовали в Татарскую Шукшу. Название старинного села Синорово возродилось уже при коммунистах. Так оно стало именоваться, когда образовался колхоз имени Буденного, одним из филиалов которого стало отделение "Синоровское".

После Великой Отечественной войны в селе сохранились все мечети, но вплоть до 1947 года своих имамов не имелось. Для чтения намазов приглашали алимов из сел Усть-Уза, Верхняя и Средняя Елюзань. Потом наступили тяжелые времена, когда нужда в культовых учреждениях у атеистической власти отпала. Все синоровские мечети разобрали на нужды народного хозяйства.

Возрождением веры предков Синорово обязано приезжим подвижникам исламской религии. Именно они не дали угаснуть мусульманской вере, посеяли в душах сельчан новые семена любви к Всевышнему. Первым имамом в постсоветской истории стал благоверный выходец из Средней Азии- татарин Харин Хамзин. Тогда же в здешних местах обосновался уроженец села Средняя Елюзань Ислям Курмашев. 26 января 2004 года его избрали председателем общины местной религиозной организации, которую зарегистрировали 4 февраля того же года. Однако условий для совершения богослужений в Синорово еще не было. Намазы проводились в домах верующих.
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда сельская администрация передала в безвозмездное пользование мусульманам пустующее здание детского сада, которое они реконструировали под мечеть. Увенчанные полумесяцами минареты возводили выходцы из Чеченской республики. Приступая к работе они молили Всевышнего о том, чтобы Он не дал угаснуть в этих местах исламу, ниспослал мир и согласие жителям лунинской земли.

Сегодня в Синорово представлен практически весь интернационал: мусульмане из районов Пензенской области, переселенцы из кавказских и среднеазиатских республик бывшего СССР. Поскольку на ближайшие 40 верст мечетей нет, на пятничные намазы и большие праздники сюда приезжают мусульмане со всей округи.

Община у нас интернациональная, живем мы очень дружно, есть две чеченских семьи, есть азербайджанцы, дагестанцы, татары переехавшие из стран СНГ. Намазы посещают братья из районного центра Лунино, села Иванырс и других населенных пунктов, к которым на большие мусульманские праздники приезжают родственники из других стран, - рассказал IslamNews новый имам-хатыб синоровской мечети, уроженец Чеченской Республики Султан Хунаев.

Огорчает его только одно. На Кавказе мусульманину напоминать о посещении мечети не надо. Он сам в нее бежит. В Синорово, несмотря на то, что в селе проживает 400 жителей, а в сравнении с 1996 годом прирост составил 383 человека, местные жители посещают мечеть редко. Народ, в основном, собирается по большим мусульманским праздникам и на пятничные намазы, У каждого татарского населенного пункта своя история. Проблемы сохранения исламской религии характерны для тех населенных пунктов, где маленькие общины, - заметил председатель прихода Ислям Курмашев.

Тем не менее, работа духовного самоуправления в Синорово дает свои плоды. Уроженцы северокавказских республик вдохнули в татарское село новую жизнь; мечеть вновь стала духовным центром религиозной и общественной жизни населенного пункта. К религии наших предков приобщаются дети и молодежь.
Силами местной общины, включая пожертвования родственников из России и других стран мира, в Синорово благоустроены два мусульманских кладбища - верхнее (площадь 2,3 га) и нижнее. На Курбан- Байрам и Ураза -Байрам делаются пожертвования, посещаются люди нуждающиеся в помощи, места погребения усопших родственников.

Многовековой исламский опыт социально-общественной жизни выработал традиции совместного труда, организации коллективных религиозных и национальных праздников, проведения досуга молодежи. Мусульмане Кавказа, прежде всего, сильны своей общинностью и строгим следованием традициям своих предков. Нам, татарам, есть чему у них поучится, - считает Абдуррауф Забиров.

Он напомнил, что мусульмане Чеченской Республики тесно поддерживают духовные связи с единоверцами во многих регионах Российской Федерации, показывая примеры в благих делах коренным жителям. С помощью одной из общин Чеченской Республики в пензенской колонии строгого режима ФГУ ИК-5 за короткий срок была возведена мечеть названная в честь Ильяса Арсангиреева - прапрадеда президента Чеченской Республики Рамазана Кадырова. Да и сами осужденные мусульмане, содержащиеся в учреждениях УФСИН по Пензенской области, проявляют рвение в исламском призыве. Особенно в этом преуспели представители народов Северного Кавказа.









Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...