Новости Ислама
Версия для печати

Ислам в Албании: история и современность


  12.07.2014    |   Islam-news

Албания – единственная европейская страна, где большинство населения (70%) составляют мусульмане ( правда, перепись 2011 года зафиксировала снижение доли мусульман до 56,1%, но все равно по показателю количества мусульман Албания продолжает лидировать –

12 июля 2014, 16:31

Праздничный намаз на центральной площади столицы Албании - Тираны


Албания – единственная европейская страна, где большинство населения (70%) составляют мусульмане ( правда, перепись 2011 года зафиксировала снижение доли мусульман до 56,1%, но все равно по показателю количества мусульман Албания продолжает лидировать – IN). Так получилось, что в силу геополитической, а также этнокультурной изолированности эта страна оказалась на периферии внимания. А, между тем, у нее уникальная история, в том числе, и религиозная, в которой сквозь местную специфику , отражаются всемирные исторические процессы.

Албанцы – потомки древних народов, иллирийцев и фракийцев, известных еще с античных времен. Хрестоматийный царь Пирр, одержавший известную «победу» – также один из предков албанцев.

Исторически Албания оказалась в точке пересечения религиозной экспансии христианства и ислама. Христианство албанцы приняли еще во времена Римской империи, причем здесь присутствовало и присутствует, как католичество, так и православие. Поэтому, когда в Албанию пришел ислам, здесь была уже довольно развитая культура монотеистической религиозности.

Не следует думать, что история ислама на албанских землях начинается с XIV-XVI вв, то есть, с экспансией Османской империи на Балканах. Еще на рубеже XII-XIII веков сюда проникли последователи тюркско-персидского мистика Хаджи Бекташ-вели, проповедовавшего неортодоксальное понимание ислама, в чем-то даже выходившее за рамки традиционной мусульманской религиозности. Как не парадоксально, но «бекташизму» удалось пустить мощные корни в Албании и по сей день здесь находится Всемирный центр бекташи. Возможно, популярность «бекташизма» в Албании обусловлена именно развитостью здесь христианства, так как это параисламское течение содержит элементы характерные для «церковного» христианства, но совершенно чуждые традиционному исламу. Бекташи поклоняются «троице» – Аллах-Мухаммад-Али, практикуют нечто вроде «причастия» сыром и вином(!), их дервиши (деде) безбрачны. Автору этих строк пришлось побывать в бекташитских «течче» (обителях) в городах Влера и Круя. Это скромные обиталища, дервиши там спят на топчанах, а матрасом им служит овечья шкура. Характерно, что везде стены увешаны изображениями Али, Хаджи Бекташа и других авторитетных для шиитов личностей.

Приход суннитского ислама в XIV веке наткнулся на серьезное сопротивление христианства. И хотя в результате суннитский ислам получил большинство, ему приходится соседствовать и считаться с не менее сильным влиянием христианства среди албанского народа. В результате возник следующий религиозно-географический расклад: север нынешней Албании – католики, северо-восток (нынешние Косово и Македония, а также центр Албании – сунниты), юг – православные. Бекташи проживают в основном в городах.

Такая ситуация породила среди албанцев своеобразный феномен практичной и синкретичной религиозности. Его хорошо иллюстрирует анекдот из Шкодера (этот город – столица народного юмора, нечто вроде болгарского Габрово). Джемал (а, значит, мусульманин) хоронит отца. Соседи с удивлением видят, что за погребальными носилками идет… поп. «В чем дело?», – спрашивают. «Дело в том, что имам 50 лек (денежная единица) запросил, а поп на 25 согласился», – отвечает скорбящий сын.

Этот анекдот иллюстрирует вполне жизненную ситуацию. До сих пор, особенно в деревнях, основные обряды выполняет представитель той религии, который, что называется, оказался под рукой. Нет ничего удивительного, что инициацию новорожденного христианского младенца проводит имам, а заупокойную молитву над традиционным мусульманином – христианский священник. При этом, некоторые исследователи отмечают, что в быту у многих албанцев сохранились элементы водных культов, восходящих едва ли не к иллирийско-фракийской эпохе.

Теперь закончим этнографию и обратимся к истории. До 1923 года, религиозная жизнь Албании шла в русле общего тренда. Османской империи. Все изменилось, после 1923 года, когда Ататюрк провозгласил распад империи и образование секулярной республики. Одной из мер по секуляризации стал запрет суфийских тарикатов, в том числе, и бекташи. Последние переехали в Албанию и здесь резко усилились, составив, несмотря на относительную малочисленность, костяк новой национальной элиты. Ахмет Зогу, первый глава албанского государства, бекташи по вероисповеданию, в 1928 году провозгласивший себя королем, взял курс на равноудаленность религий от государства,их «албанизацию». В частности, в 1929 году съезд мусульман –суннитов Албании принял решение об использовании исключительно албанского языка на намазах, сокращении количества мечетей, унификация учебных планов медресе и т.п. По сути дела, речь шла о более мягком варианте турецкой секуляризации. Этого не могли принять многие мусульмане, особенно сунниты. Именно политика Ахмета Зогу вынудила покинуть Албанию семью будущего всемирно известного алима Джамаледдина аль-Албани.

Особый интерес представляет религиозная ситуация в Албании в коммунистический период(1945-1992). Почти все это время страной и Албанской партией труда руководил бессменный лидер Энвер Ходжа – ортодоксальный марксист-сталинист и…выходец из семьи бекташи-торговца табаком из города Гирокастра. Понятно, что в условиях коммунистического строя, религии некомфортно, но в марте 1967 года власти Албании приняли беспрецедентное решение. Страна была официально объявлена «атеистическим государством» («на экспорт» эта формулировка звучала так:в Албании не существует проблемы отношений между религией и государством). На практике это означала закрытие всех 2169 мечетей, церквей и течче, по всей стране, с их разрушением, либо превращением в дома культуры, кинотеатры и т.п. Уголовно наказуемым становилась не только профессиональная религиозная и проповедническая деятельность, но даже и сугубо частное исповедание веры. За этим следило «недреманное око» тайной полиции – «сигурими». Методы были следующими. Наступал, например, месяц Рамадан и на предприятиях-учреждениях-организациях начинали брать «на карандаш» тех, кто переставал ходить в столовую, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или в столовых начинали кормить только блюдами из свинины, с «вычислением» тех, кто отказывался от такого питания. И такое положение вещей сохранялось четверть века.

Только в начале 90-х в стране возродилась религиозная жизнь и появилась религиозная свобода. Сегодня албанское законодательство о религии – одно из самых либеральных в мире. Сейчас заметно, что национально-религиозную традицию в наибольшей мере сохранили мусульмане сунниты и православные, в наименьшей – бекташи. Думается, что это не в последнюю очередь благодаря тому, что северные албанцы (геги) в большинстве своем сунниты, проживали также в Косово и Македонии. В те годы , эти территории входили в Югославию, где тоже существовал коммунистический режим, но он не относился столь брутально и непримиримо к религии, как это было в коммунистической Албании. Именно поэтому удалось сохранить и поддержать живую суннитскую традицию. Немаловажную роль сыграло и падение «железного занавеса», который в Албании был, пожалуй, самым «железным» из всех стран социалистического блока. Стали
возможны контакты с зарубежными единоверцами и помощь албанским мусульманам со стороны последних. Суннитской общине активно помогают, особенно с точки зрения благотворительности и образования, Саудовская Аравия и Египет (аль-Азхар) ( в последнем проживает крупная албанская община, кроме того имеются исторические связи: первый правитель независимого Египта, Мухаммад Али был албанцем). С бекташи пытался сотрудничать Иран в издании журнала, но проект заглох уже в первой половине 90-х. Албания также стала первой европейской страной – членом ОИК (ОИС).

Для посткоммунистической Албании характерен один культурный феномен, приводивший и к проявлением исламофобии. С подачи авторитетных представителей национальной интеллигенции умами общества начала активно овладевать идея о необходимости возвращения албанцев к «европейско-христианским» первоосновам. Ислам при этом рассматривается как нечто внешнее, привнесенное, как орудие духовной колонизации албанцев. Апогеем стало официальное выступление президента страны Альфреда Мойсиу (занимал эту должность в 2002-2007), когда он, первый «православный» президент страны, без обиняков заявил, что « Албания – страна православная!».

Подобные настроения однажды пришлось почувствовать вживую. Вспоминается прогулка с албанской коллегой по набережной курортного городка Саранда, на юге страны. Коллега – из семьи, традиционно исповедующей ислам, но сама технократ, человек очень светский, успевшая поработать даже в Вашингтоне, в МВФ. Вдруг зазвучал азан. Коллегу буквально передернуло. «Я не могу это слышать – даже не раздраженно, а зло произнесла она.

Естественно, что в такой атмосфере мусульманская община маргинализовалась, сошла с общественной авансцены. Но ныне положение меняется. Суннитская умма страны набирает все больше сил, организационных и информационных ресурсов. В 2011 году в стране был открыт первый исламский университет.





Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...