Интервью
Версия для печати

Новости комитета «Халяль»


  09.11.2009  

- Ильнур Ахатович, насколько мне известно, комитет по стандарту «Халяль» был создан сравнительно недавно, в конце 2005 года. Но ведь продукция под этой маркой продавалась и раньше. Приобретая ее в то время, можно ли было быть уверенным в ее подлинности? И насколько изменилась ситуация сегодня?

- Действительно, продукты под маркой халяль появились в республике уже в 90-ые годы. Некоторые компании раньше всех осознали существенные выгоды от подобного бизнеса. Эта продукция, хотя и ориентирована на мусульманскую прослойку, но ее употребляют и чуваши, и русские, и мордва, и не видят в этом ничего зазорного. Наоборот, очень хорошо отзываются о ней. Да и сам товарный вид товара заметно отличается в выгодном плане.

Могли ли мы быть уверенными в качестве несколько лет назад? Да нет, конечно. Нельзя ведь доверять только упаковке. Потребитель хочет и имеет полное право на гарантии того, что соблюдены все нормы, касающиеся забоя животных, хранения, транспортировки и т.д. Раньше разрешения на производство выдавались по своему усмотрению местными имамами. Но впоследствии муфтият республики отозвал "самодеятельные" лицензии. Хотя продукция никуда не исчезла и предлагалась на рынках города. В течение десяти лет это являлось проблемой, не только для республики, но для всей страны.

Но сегодня ситуация качественно изменилась. В связи с тем, что в Духовное управление мусульман неоднократно поступали обращения, вернее жалобы, было принято решение организовать функцию контроля всех производителей колбасных изделий, мяса, кондитерских изделий под маркой халяль.

Не секрет, что это уже довольно распространенный бренд. Надо сказать, что в мире товарооборот данной продукции составляет триллиард долларов в год. Очень много стран задействовано в этом процессе. Наш комитет на сегодняшний день является постоянным участником международного халяль - форума, который проходит в Куала-Лумпуре (Малайзии). Там собираются более двухсот международных компаний, но российских среди них можно па пальцам пересчитать. Видимо, не до конца осознали ту нишу, которая еще далеко не заполнена. А ведь в России 20 миллионов мусульман, то есть реальных потребителей продукции халяль. Это целая индустрия, включающая в себя не только мясо, полуфабрикаты, но и кондитерские изделия, косметику, медицинские препараты, банковскую систему, систему страхования.

Хочу отметить, что мэр Казани И.Метшин недавно принял решение на размещение халяль - маркетов во всех районах города. Многие потребители обращались к нам с подобной просьбой, что доказывает востребованность продукции. Маркеты будут составлять примерно 50-100 кв. метров и строиться по оригинальному дизайнерскому проекту.

- Комитет, руководителем которого вы являетесь, утвердил «общие положения и основные требования к производству и реализации халяльной продукции». Кто участвовал в составлении этого важного документа? Отличается ли он чем-то от мировой практики?

- Прежде всего, отмечу, что с этой целью была создана инициативная группа во главе с муфтием республики Гусман хазратом Исхаковым и с участием председателя совета мусульманских ученых РТ, имам-хатыйба мечети Кул-Шариф Рамиль хазрата Юнусова. Разумеется, в утвержденном документе даны ссылки на ряд богословских учений и нормативов, на положения международной ассамблеи по вопросам фетв в части забоя животных, ингредиентов продукции и т.д. Кроме того, мы переняли часть опыта других стран, в которых уже долгое время занимаются производством этой продукции. Конечно, мы приблизили эти условия к нашему менталитету. Татары достаточно щепетильно относятся к чистоте и порядку. Говоря о халяль, нам недостаточно было указать в требованиях только то, что животное должно быть забито по всем требованиям и канонам ислама. Здесь необходимо говорить об идеальной чистоте, особенно когда речь идет о транспортировке и хранении. У нас был реализован уникальный пилотный проект на Чеховском рынке Казани, где мясорубка, ножи, доски использовались исключительно под эту продукцию. Витрина, куда кладется мясо, должна быть закрытой, чтобы пыль не ложилась, и мухи не летали.

Замечу, что представители ветеринарии и санэпидемстанции, с которыми мы общались неоднократно, с большим удовлетворением относятся к халяль - продукции. Они отмечают, что данная марка - дополнительный значок качества

- Расскажите, пожалуйста, хотя бы вкратце, одни из самых главных требований и какие из них чаще всего нарушаются?

- Особые требования предъявляются как к сырью (запрет использования свинины, свиного сала, жира и т. п.), процессу забоя животных, так и к персоналу, производственным помещениям, транспорту, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке. На мясокомбинатах от электрошока скотина испытывает определенный стресс. Выделение отрицательных гормонов и адреналина потом сказывается на качестве мяса, оно становится безвкусным. Если мы говорим о халяль, то при забое животных исключен электрошок, речь идет только о ручном забое. Это требование чаще всего и нарушается.

Кроме того, одним из главных нарушений является выкладка товара на местах. Существует понятие разграничения товаров. Халяльная продукция может продаваться в супермаркетах, но она должна быть обязательно отделена либо оргстеклом, либо еще как-то. К сожалению, некоторые московские торговые дома, не понимая важности этого вопроса, перемешивают все вместе. Это грубейшее нарушение. К примеру, если мясо, не покрытое оболочкой, соприкасается с обычным мясом, оно уже не халяль. Кроме того, учитывая наш менталитет, покупатель не возьмет продукцию халяль, если она вкупе с другой продается. Наш комитет проводит ряд определенных консультаций с рядом производителей, которые, в свою очередь, обучают своих супервайзеров, как надо правильно выкладывать товар. От этого в конечном итоге зависит и доход производителя, разумеется.

- Есть ли реальная возможность привлечения к ответственности лиц, нарушающих законы производства и продажи данной продукции? Были уже прецеденты в этом смысле?

- Самое страшное для любого производителя - не штраф и даже не судебное разбирательство. Штраф можно ведь заплатить и дальше заниматься своим делом. Главное то, что мы имеем возможность в СМИ и в мечетях объявить о том, что данный производитель, несмотря на ряд предупреждений, производит контрафактную продукцию. Когда сам потребитель объявит бойкот, это будет самое неприятное, и отразится на всей продукции данной компании, не только на халяль. Такие случаи нам уже известны. Так что это не шутки.

- Продукция, поступающая к нам из других регионов страны, и, соответственно, не обладающая свидетельством республиканского Комитета по стандарту «Халяль», насколько мы можем доверять ей? Ведь у нас нет достоверных данных о ее происхождении…

- У Йошкар-олинского мясокомбината сертификат имеется. Мы подписали соглашение с духовным управлением республики Марий-Эл. Сейчас на стадии реализации подписание соглашения с муфтиятом Чувашской республики и с Башкортостаном. Действительно, потребитель привык доверять сертифицированной продукции, нашему логотипу, в котором слово «халяль» написано на русском, арабском и английском языках. Если он не видит этого логотипа, у него возникают сомнения. Покупатель имеет полное право знать происхождение товара, в противном случае он может обратиться в судебные инстанции по поводу разъяснения ситуации. Поэтому мы планируем устроить в ближайшее время расширенное заседание ДУМ по вопросу развития халяль-индустрии в республике, пригласив туда службу Роспотребнадзора, санэпидемстанции, ветеринарии и даже правоохранительных органов – УБЭП. Необходимо будет вновь провести рейды по рынкам, магазинам, где присутствует контрафактная продукция. А контрафакт на рынке, конечно, существует. Особенно по двум позициям – колбасная продукция, привозимая из других регионов страны, не зарегистрированная ни в ДУМ своего региона, ни у нас, либо это полуфабрикаты, которые называются «мусульманские», «по законам ислама», «по канонам шариата» и т.д. Ничего общего с халяль они не имеют. И даже в крупных гипермаркетах республики производители, пользуясь тем, что существует раскрученный бренд, которому народ привык доверять, просто злоупотребляют чувствами верующих. Мы проводили исследования, в результате чего выяснили, что подобные продукты готовятся в подпольных помещениях либо в мини-цехах самих гипермаркетов. Никто не может объяснить, откуда мясо поставляется для этих полуфабрикатов.

- Скольким производителям Комитет по стандарту «Халяль» выдал уже необходимый сертификат, гарантирующий качество продукции?

- На сегодняшний день существует определенная процедура по получению сертификата. Она не настолько проста, как кажется простому обывателю. Изначально мы проверяем предприятие на соответствие требованиям канонов ислама (требования к самому производству, к ножам, персоналу, хранению, транспортировке и выкладке товара в торговых местах). То есть выдаем акт проверки на предприятиях. Если есть какие-то нарушения, недоработки, то определяем срок для их устранения. И, наконец, выдаем свидетельство от ДУМ за моей подписью о постановке на учет юридического лица в специальный реестр халяль - производителей. Затем сертификационный центр «Тест-Татарстан» выдает сертификат качества на производство и реализацию халяль-продукции. Не все готовы к этой процедуре, хотя она может занимать всего неделю при условии, что у производителей есть документы-сертификаты, выданные ранее на их обычную продукцию. В настоящий момент в республике известно около 40 компаний, специализирующихся на продукции халяль, из них получили сертификаты 30 с небольшим. Остальные – на подходе.

Наш сертификат – единственный в стране, выдаваемый на основании общих требований и положений, разработанных специально для продукции халяль. Мы этим документом гордимся, и, конечно, рады тому, что сам центр по сертификации, стандартизации и продвижения халяль - продукции находится именно в Татарстане.

Мы подписали меморандум с казахстанской стороной, представители которой пошли по нашему пути, переняли наши разработки, требования и утвердили у себя в ГОСте. Нам известно, что президент Казахстана Н. Назарбаев обозначил как одно из приоритетных направлений в экономике - развитие халяльной индустрии. Имеется в виду не только поддержка отечественных производителей, но и привлечение инвестиций. Чего бы мне особенно хотелось - чтобы наше правительство обратило должное внимание на эту тему. Ведь сегодня появляются производители халяль-продукции даже в тех регионах, где мусульманская прослойка незначительна, например, Ростовская, Белгородская область, Подмосковье. А Татарстан имеет определенное имя в исламском мире. Когда мы были в Куала – Лумпуре, и встречались с королем и премьер-министром Малайзии, мы заручились их поддержкой по продвижению продукции наших производителей, которые будут участвовать на международных форумах (я имею в виду вопрос экспорта продукции). Необходимо только, чтобы правительственные структуры дали нам возможность совместно участвовать в международных мероприятиях, связанных с этой темой, и продвигать наших производителей, в чем они сегодня и нуждаются.

журнал "Элита Татарстана" апрель 2008г.




Другие новости раздела:

27 февраля состоится четвертый съезд мусульманского духовенства, делегатам которого предстоит заслушать отчет о деятельности Духовного управления мусульман за минувшие четыре года и заново избрать муфтия Татарстана. На сегодняшний день кандидат на ...
В прошлые выходные жители Татарстана праздновали священный для всех мусульман Курбан-байрам. В настоящее время интерес общественности к Курбан-байрам заметно вырос, и уже все больше людей относится к нему как к нечто большему, нежели просто ...
Оказывается, все познается в сравнении. Это я понял, когда накануне посетил Чувашскую республику. Один мой знакомый мусульманин, живущий там, заметил: «Что, по развитию ислама, мы от Татарстана отстоем на 10-15 лет». С одной стороны, эти слова ...
Принятие на общефедеральном уровне системы "Халяль" вызвало большой интерес у бизнеса к производству нового вида продуктов. О современном рынке халяльной продукции TatCenter.ru рассказал заместитель руководителя Комитета по стандарту "Халяль" при ...