Интервью
Версия для печати

СМИ: "Время и Деньги": Залог успеха - в богобоязненности


  29.01.2010  

27 февраля состоится четвертый съезд мусульманского духовенства, делегатам которого предстоит заслушать отчет о деятельности Духовного управления мусульман за минувшие четыре года и заново избрать муфтия Татарстана. На сегодняшний день кандидат на эту должность один - ныне действующий муфтий Гусман хазрат Исхаков. В беседе с вашим корреспондентом он рассказывает о том, как обстоят дела в умме республики, о том, что уже удалось сделать ДУМ РТ, а что остается в ближайших планах Духовного управления.

- Гусман хазрат, вас не смущает, что на предстоящих выборах соперников у вас нет…

- Так уж получилось. По правде говоря, не раз бывали моменты, когда мне совсем не хотелось выставлять свою кандидатуру. Должность муфтия - это прежде всего большая ответственность перед Всевышним, перед своим народом, перед родной землей. А кроме того, это - тяжелая работа, которая никогда не кончается, если хотите - это вахта, которую несешь круглосуточно. Понятно, что и устаешь, и не все получается. Я даже преемников себе готовил, из числа тех, кому можно доверить эту ношу. Но те люди, на которых я делал ставку, взяли самоотвод: " Нет уж, хазрат, поработай еще". Не скрою, советовался и с нашим Президентом Минтимером Шаймиевым, который также посчитал, что мне не время выпускать руль, нужно вести умму проторенным курсом, благодаря которому Татарстан известен как островок стабильности и в России, и за рубежом. Символами толерантности, которой славится наша республика, стали построенная в Кремле мечеть Кул-Шариф и отреставрированный Благовещенский собор.

Однако если кто-то захочет выдвинуть свою кандидатуру на съезде или в его преддверии, проблем нет. Все решит голосование. Главное, чтобы потенциальные кандидаты думали прежде всего о своем народе, его интересах, а не о своих амбициях. За себя же скажу так: никто из нашего духовенства, с которым ДУМ РТ работает, не может упрекнуть меня в подлости или двуличии. Если мне предстоит работать еще один срок, то молю Всевышнего, чтобы он дал мне терпения, мудрости и здоровья. Сейчас ДУМ активно готовится к съезду: важно, чтобы на нем обсуждали наши насущные проблемы, съезд "для галочки" нам не нужен.

- Сколько делегатов будет на съезде?

- Мы собираемся пригласить по одному имаму от двух приходов, значит, наберется примерно 650 делегатов. Гостями съезда, а их будет около 200, будут Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России Равиль Гайнутдин, муфтии ряда российских регионов, члены Правительства РТ, главы администрации, представители бизнеса, которые тесно сотрудничают с нашими приходами. Словом, съезд обещает быть весьма представительным, надеюсь, он еще раз покажет, что Татарстан является центром духовности татар и башкир. Мне очень хочется, чтобы мои соотечественники, мусульмане и немусульмане, поняли, насколько значима для человека религия. Душа радуется, когда вижу, сколько молодежи собирается в мечетях по пятницам и в праздничные дни, ведь здесь их энергию направят в нужное русло. Для того чтобы наши соплеменники не попадали в сети тоталитарных сект, представители тех традиционных религий, которые преобладают в нашей республике, должны показывать хороший пример.

- Что сделано Духовным управлением за последние годы?

- При Духовном управлении открылось много новых отделов: комитеты по халялю, хаджу, вакфу, закяту, по взаимодействию с военнослужащими. Словом, мы постарались создать такую структуру, которая позволяет эффективно организовывать работу с верующими, всесторонне удовлетворяя их духовные интересы. За образец мы взяли те модели, которые приняты во многих мусульманских странах. Скажем, в странах арабского Востока, как правило, большим авторитетом пользуется Министерство по делам вакфа и религии. Вакф - это неотчуждаемое имущество мусульманских приходов. Ведь как политики не бывает без экономики, так и религии не может быть в отрыве от нее. Тем более что в России религия отделена от государства, а значит, им не финансируется. Президент России Дмитрий Медведев на встрече с муфтиями сказал, что религиозные конфессии должны быть самодостаточными, в исламе самодостаточность достигается с помощью вакфа.

Но самым большим своим достижением ДУМ считает то, что в сотрудничестве с правительством, с общественными организациями удалось сохранить в республике мир, спокойствие. За те 12 лет, что существует наше ДУМ, ни разу в Татарстане не пролились кровь и слезы, как это до сих происходит в Чечне и Дагестане, где каждый день случаются ЧП, часто гибнут люди. Благодарю за это Всевышнего.

- С какой проблемой придется столкнуться ДУМ в ближайшие годы?

- Наша основная головная боль и сегодня, и на протяжении всех этих лет - нехватка подготовленных кадров. Эрудированных молодых энергичных имамов очень недостает: такие священнослужители есть лишь в 15-20 процентах приходов. Нередко сельские мечети открываются только по пятницам, поскольку там служат имамы преклонных лет, у которых к тому же нет хорошего образования - ни светского, ни духовного.

Мы стараемся объяснить главам муниципалитетов, как важно поддерживать имама и мечети. Для того чтобы в села приезжали молодые, образованные имамы, надо помогать им и их приходам: оплатить коммунальные услуги мечети, обеспечить имама жильем, доплачивать ему. Как ни крути, а политику в деревне во многом делает именно имам, особенно, если он пользуется авторитетом. Скажем, во время выборов в органы власти прихожане все равно будут прислушиваться к нему. Если же молодой имам вместо служения Всевышнему будет озабочен тем, как прокормить свою семью, у него не останется времени на призыв к исламу, на общение с прихожанами.

Как часто мы пытаемся лечить симптомы болезни вместо того, чтобы устранить ее причины. Сейчас государству приходится тратить большие деньги на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, а ведь религия и духовный пастырь призваны отвратить человека с малых лет от этих пагубных пристрастий. Не разумнее ли потратить меньшие суммы на поддержку прихода, чем выкидывать большие деньги на лечение наркоманов и алкоголиков, которое не очень-то и окупается?

Мы говорим: "особая аура в мечети", "намоленное место". Как правило, речь идет о тех мечетях, где служат толковые и просвещенные имамы.

- А сколько сейчас учебных заведений в республике готовят имамов?

- Подготовка духовных пастырей ведется в двенадцати учебных заведениях, в Российском исламском университете, в институтах Казани и Альметьевска, в училищах и колледжах. Постепенно мы придем к тому, что в каждой мечети республики появится имам с достойным образованием, возродится и казанская школа богословия.

Кроме того, при каждой большой мечети есть воскресные школы, где с сентября по май занимаются тысячи людей. Большинство из них поначалу имеет весьма поверхностное представление об исламе, а то и вовсе никакого, не знает ни одной арабской буквы. Но после того, как пройдет обучение в такой школе, свободно читает молитвы, проникает в глубинный смысл всех обрядов, начинает поститься, подает закят, отправляется в хадж. Не случайно же число паломников с каждым годом растет. Если 12 лет назад мы радовались, что из республики в хадж отбыли 300 паломников, то в прошлом году нас не слишком-то удивило, что их набралось 3,5 тысячи. Причем из Казани в хадж едут не только жители нашей республики, но и из других российских регионов, в том числе наши соседи из Башкирии, Чувашии, Ульяновска, Удмуртии, а также сибиряки. Почему эти люди предпочитают иметь дело с нашим комитетом по хаджу и с "Идель-хаджем"? Из-за хорошей организации, конечно. У нас у каждой группы опытный сопровождающий, который может объяснить, как надо вести себя во время путешествия, как правильно выполнять все обряды. Ведь отправляться в хадж, не понимая смысла ритуалов, не имеет особого смысла. Поэтому многие паломники готовы потратиться на дорогу до Казани, чтобы совершить хадж достойно.

- Как вы относитесь к преподаванию основ религии, в частности ислама, в светской школе?

- Я считаю, что в этом случае "держать и не пущать" неправильно. Если православная церковь готова к такой миссии, имеет хорошие учебники, методики, подготовленных преподавателей, то почему же нет? На мой взгляд, лучше иметь в соседях богобоязненного христианина, чем пьяницу и наркомана. Это относится и к мусульманам.

Что же до нашей республики, мы пока идем другим путем. У нас решили преподавать историю мировых религий. Ученые Российского исламского университета и их коллеги из Российской академии наук и учебник соответствующий подготовили. Думаю, это правильно, чтобы человек с детства получал представление об основных конфессиях, благодаря этому будет лучше уживаться с соседями. Опять-таки, изучив этот учебник, человек невольно приближается к религии, она становится понятнее и ближе ему.

Что же до преподавания непосредственно исламской культуры, мы постепенно к этому готовимся. Дело это сложное, нужны и качественные учебные пособия, и подготовленные кадры. Полагаю, что преподавать должны не имамы, а школьные учителя. Почему бы, к примеру, сельской учительнице-пенсионерке, которая всю жизнь работала в этой школе, не взяться за преподавание нравственных основ ислама? У нее и подход к ребятишкам есть, и опыт, а дополнительные знания она сможет получить на курсах, которые организует ДУМ. Кстати, в некоторых районах уже идут подобные эксперименты.

- Сейчас много говорят о необходимости единоначалия в исламе, о создании единого духовного управления для всей России. Как вы к этому относитесь?

- Думаю, время для этого еще не пришло. Я 30 лет работаю в конфессиональных структурах, мне есть с чем сравнивать. Объединение - это звучит заманчиво. Но важно ведь понять, на какой основе объединяться. Посмотрите, что происходит вокруг: в Ульяновской области, в Башкирии, в Сибири по два-три ДУМ в каждом регионе. Причем они не сотрудничают, а беспрестанно выясняют отношения между собой. Возможно ли объединение в такой ситуации? У нас ведь тоже раньше было два ДУМ, ни к чему конструктивному это не привело. Благодаря Всевышнему нам удалось прийти к объединению всех приходов, к единоначалию, после чего работа и закипела. Большую роль в этом объединении сыграл Президент РТ, который заявил съезду мусульман: "Выбирайте одного муфтия, кого захотите, с ним госструктуры и будут работать". Поэтому прежде чем пытаться создать всероссийское ДУМ, надо разобраться с тем, что происходит в регионах. И важнее всего договориться между собой татарам и башкирам. Кавказ же может и не присоединяться к ним, ведь там другой мазхаб (мусульманская правовая школа), другие обычаи. Не случайно же в СССР в свое время было четыре ДУМ: учитывались национальные и конфессиональные особенности регионов. Да и не надо нам кавказские проблемы заимствовать.

- Чего бы вы хотели пожелать мусульманам республики?

- Я бы пожелал и мусульманам, и представителям других конфессий прежде всего богобоязненности. Богобоязненность всегда приводит к хорошему. Пусть каждого поддерживают в жизни его вера и убежденность. Пусть люди уповают на Всевышнего, просят у него помощи в минуты испытаний, благодарят за то, что у них есть, радуются доброму и терпеливо переносят тяготы.

Выпуск: 14(3208) от 28 января 2010 года

Рубрика: Общество

Автор: София САЙГАНОВА, "ВиД"




Другие новости раздела:

В прошлые выходные жители Татарстана праздновали священный для всех мусульман Курбан-байрам. В настоящее время интерес общественности к Курбан-байрам заметно вырос, и уже все больше людей относится к нему как к нечто большему, нежели просто ...
Оказывается, все познается в сравнении. Это я понял, когда накануне посетил Чувашскую республику. Один мой знакомый мусульманин, живущий там, заметил: «Что, по развитию ислама, мы от Татарстана отстоем на 10-15 лет». С одной стороны, эти слова ...
Принятие на общефедеральном уровне системы "Халяль" вызвало большой интерес у бизнеса к производству нового вида продуктов. О современном рынке халяльной продукции TatCenter.ru рассказал заместитель руководителя Комитета по стандарту "Халяль" при ...
В Москве на общефедеральном уровне была принята система «халяль», разработанная в Татарстане. Речь о данном событии шла на видеоконференции, состоявшейся в ИА «Татар-информ». Гостями студии стали разработчики этой системы – Любовь Артамонова, ...