Тенденции
Версия для печати

Интервью Илдуса хазрата Файзова информационному порталу IslamRF.Ru


  16.02.2011  

ДУМ Татарстана на пороге перемен – в марте состоится пленум, который определит дату внеочередных выборов главы организации. Экс-председатель ДУМ РТ Г.Исхаков избирался четыре раза, но досрочно подал в отставку, что спровоцировало напряжение в среде духовных деятелей. Один из имамов – Г.Галиуллин обвинил региональные власти в притеснении ислама. Свое видение ситуации в интервью IslamRF.Ru изложил и.о. председателя ДУМ РТ Ильдус Фаизов.

– Ильдус хазрат, как вы прокомментируете письмо к Президенту РФ за подписью Габдуллы хазрата Галиуллина, которое появилось в печати?

– Во-первых, содержание письма не соответствует действительности. Никакого давления со стороны местных властей не было и нет. Потому что с государством ведётся конструктивный диалог. Духовное управление мусульман вместе со всеми его структурами: мечетями, медресе, общинами, так же как и государство стремится жить и работать во благо всего общества, развивать духовную составляющую людей. У нас общие цели. Если по Конституции религия и отделена от государства, то общество никогда не отделялась от религии. Наоборот – сегодня со стороны государства ощущается особое внимание к религиозным общинам.

Что касается остальных высказываний Габдуллы хазрата, всё это на уровне его домыслов и представлений, отчасти выдуманных им самим. Никаких высказываний о запрете ношения платков или хиджабов нам не приходилось слышать. Если бы таковые были, то этого невозможно было бы скрыть. Всё равно посыпались бы жалобы, в первую очередь, в ДУМ РТ. Насчёт проверки имамов на детекторе лжи – это вообще из ряда вон выходящее, нормальный человек не может придумать такое. По мнению Габдуллы хазрата получается, что все священнослужители преступники и каждое их слово может быть лживым. Я думаю, что Габдулла хазрат своими высказываниями просто хочет заработать себе политические дивиденды в преддверии выборов нового муфтия РТ. Фактически не обсуждая свои проблемы с вышестоящими религиозными органами республики, он начал делать необоснованные и не соответствующие реальности заявления.

– Реальна ли угроза дробления муфтията Татарстана на конкурирующие структуры и какие вы видите пути примирения имамов и мухтасибов, воспринимающих ситуация с отставкой Гусмана хазрата Исхакова нелегитимной?

– Такой проблемы не существует. После объединения в 1998 году мусульмане республики не позволят вновь разделить нашу умму. Это всего лишь желания одного-двух имамов, которые опять хотят вернуться в начало девяностых прошлого века. Имамы и мухтасибы подчиняющиеся ДУМ РТ, спокойно восприняли отставку Гусмана хазрата Исхакова. Это было его обдуманное решение.

– Мы часто слышим и читаем словосочетание "татарский ислам", некоторых оно очень раздражает, а для кого-то это есть концентрированное выражение основной программы деятельности ДУМ РТ. Объясните, что понимается под словосочетанием "татарский ислам", чем он отличается от просто ислама. На ваш взгляд сама эта формулировка "татарский ислам" отражает только социо-культурный феномен или правомерно его считать научным термином, возводить в ранг богословской категории?

– Если бы ислам ассоциировался как религия только какой-то отдельной нации, то она прежде всего называлась бы арабской. Так как Мухаммад с.г.в., через которого ниспосылался Коран, был из числа арабов. Мне самому лично не приходилось слышать такое словосочетание как - «татарский ислам». Есть такое высказывание как традиционное для татар направление ислама - ханифитский мазхаб. Здесь речь идёт о религиозно- юридической, правовой школе имама Абу Ханифы.

Но что касается культуры татарского народа, она неразрывно связана с исламом. Его обычаи и уклад жизни сложились так, что они переплетаются с религиозными устоями. Иногда даже невозможно бывает понять - это обычай татарского народа или же что-то из шариата.

– Очень часто религиозные деятели говорят о том, что экстремистские воззрения привнесены на российскую почву зарубежными проповедниками, а также россиянами, обучавшимися за рубежом, а в качестве решения проблемы указывается создание условий для получения качественного исламского образования в России. Эти мысли высказываются уже без малого 10 лет и учреждено немало медресе и университетов, работа ведется, но тем не менее, проблема продолжает сохранять остроту. Возникает сомнение, в том, что духовные управления способны справиться с поставленной ими же самими задачей. На ваш взгляд, почему при том количестве исламских учебных заведений проблема нетрадиционных для России течений в исламе остается неразрешенной?

– Сейчас уже поздно рассуждать о том, откуда и когда пришли эти экстремистские воззрения. Семена радикализма, посеянные в девяностых, дали свои обильные всходы. Сегодня перед нами, мусульманами, стоит важная задача - уберечь, с помощью Аллаха, нашу умму от зла невежества. Потому что это не только приводит к противостоянию, а разрушает религиозные устои ислама вообще.

Для решения данной проблемы я думаю, во-первых, надо повышать уровень и качество всей системы исламского образования. Для этого заложена хорошая база, в виде медресе и университетов в России. К сожалению, сам процесс преподавания в различных учебных заведениях разный. До сих пор есть такие медресе, где обучают не тому направлению ислама, который прописан у них в программах, уставах. Иногда, в некоторых учебных заведениях воспитывают в шакирдах, студентах, ненависть и неприязнь к местным культурным и религиозным традициям.

Я бы не сказал, что Духовные управления не способны решить поставленную задачу, они в состоянии решить этот вопрос. Нужна всего лишь чётко выверенная, единая идеологическая линия для претворения в жизнь этой задачи. Но не всё сразу приходит. Надеюсь, в скором будущем все вместе, сообща сможем решить эту проблему.

– Имам одной из казанских мечетей в ноябре 2010 года унизительно высказался о татарском богословском наследии, что было крайне негативно воспринято общественностью в республике и за ее пределами. При том, что должность имама мечети выборная (имама из своей среды выбирает община-махалля), какие рычаги воздействия имеет ДУМ РТ на таких нерадивых имамов?

– Даже если должность выборная, по уставу ДУМ РТ и каждой, конкретной мечети за нарушение канонического единства Духовного управления или общины-махалли, имам несёт ответственность. Муфтий может не выдавать шахадатнаме, свидетельство, об утверждении имамом конкретного человека. Или, если свидетельство было выдано, за нарушения религиозных и светских законов государства, прописанных в уставе данной организации, махалли, издаёт приказ о недействительности этого шахадатнаме. Насчёт унизительных высказываний имама одной из казанских мечетей могу сказать лишь одно – это заявление было сделано, скорее всего, по причине нехватки информации о татарском богословском наследии.

IslamRF.Ru




Другие новости раздела:

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!   1 июня - Международный день защиты детей. Этот день напоминает всем нам о том, что рядом с нами живет, растет и развивается и не перестает удивлять нас своей непосредственностью и первозданной ...
Бисмиллахир рахманир рахим! Уважаемые журналисты! Друзья! Ассаламу алейкум ва рахматул-лахи ва барракатух! Рад вновь встретиться с вами, и надеюсь, что сегодня, с Божьей помощью, я смогу рассказать о задачах и планах Духовного управления по решению ...
Я не думал, что некоторых мусульман, которые  считают себя знающими ислам, статья с призывом «Не надо забывать милость Аллаха и сеять смуту» вызовет такое очень сильное раздражение. Видимо, тот уровень знаний, который у нас есть, нам отнюдь не ...
Ислам сегодня переживает нелегкие времена. Исламофобия по всему миру, гражданские войны в странах арабского мира. Не обошли проблемы и мусульманскую умму нашей республики. Думаю, разногласия среди имамов были и прежде, но с уходом прежнего муфтия ...