Тенденции
Версия для печати

Из первых уст. Илдус хазрат Файзов: «Все беды - от невежества»


  17.02.2011  

Исполняющего обязанности муфтия Татарстана Ильдуса хазрата Файзова называют самым вероятным претендентом на должность, которую Гусман хазрат Исхаков освободил недавно по собственному желанию. В беседе с вашим корреспондентом потенциальный глава татарстанских мусульман рассказал о том, почему, на его взгляд, исламу как никакой другой религии в мире то и дело приходится опровергать обвинения в «кровожадности и экстремизме». Ильдус хазрат также поделился своим личным мнением по поводу массового открытия в Татарстане заведений, работающих только для мусульман: кафе, парикмахерских, спортзалов, поликлиник...

- Месяц назад, когда Гусман хазрат Исхаков объявил о своем желании покинуть пост муфтия Татарстана по состоянию здоровья, вокруг шептались, что настоящая причина его ухода в другом. Якобы Исхакову поставили в вину, что он спокойно относился к тому, что в некоторых мечетях Татарстана проповедовали имамы-салафиты, учившиеся в Саудовской Аравии. Отсюда и результат - появление в республике экстремистских организаций «Хизб-ут-Тахрир», «Исламский Джамаат», недавняя перестрелка милиционеров с экстремистами в Нурлатском районе.

- Не считаю возможным обсуждать причины ухода Гусмана хазрата. В то же время я признаю, что в Татарстане действительно долгое время закрывались глаза на деятельность представителей салафизма в мечетях и медресе. Под их влияние одно время попала и татарская интеллигенция. В местной прессе начали появляться статьи введенных в заблуждение журналистов о том, что ничего страшного в салафитах нет: мол, они в отличие от радикальных ваххабитов не ходят с оружием, а просто призывают к фундаментальному исламу. То есть к тому, чтобы отказаться от всех предложенных за многие века учеными толкований и интерпретаций Корана и сунны Пророка, которые, на их взгляд, искажают первоисточник. Но по сути то же самое проповедует ваххабизм, призывающий к очищению ислама от «невежества», то есть исторического наследия мусульман, и объявляющий врагами всех, кто не придерживается этой точки зрения. Невежеством ваххабиты называют не только труды мусульманских ученых, но и некоторые «невыгодные» для них слова Пророка. К примеру, о том, что, «ученые - это наследники пророков», что означает: когда на земле не останется сподвижников, объяснять слова Пророка, расшифровывать и комментировать их будут ученые.

- Получается, любой «начинающий» мусульманин может попасть под влияние представителей опасного течения. По каким признакам обыватель может распознать проповедника-салафита?

- Обратите внимание на то, что он говорит о религии, об Аллахе. Вас должно насторожить, если в процессе беседы возникает ощущение, будто вас «загоняют в угол», зажимают, устанавливая жесткие границы поведения: мол, это нельзя, то нельзя… А также если человек критикует всё и вся: отрицает историю, утверждает, что все прежние знания были заблуждением. Салафит обычно говорит, что для того, чтобы жить по канонам шариата, не нужно читать труды религиозных научных деятелей, объясняющих аяты Корана - достаточно прочитать сам аят и следовать ему так, как понял ты сам. Но этот путь ведет к заблуждению...

Тревожный сигнал - если проповедник убеждает вас в том, что истинный ислам только на Ближнем Востоке или в Азии, а здесь - лишь жалкое его подобие.

Насторожиться следует и тогда, когда вас слишком настойчиво приглашают встать на путь Аллаха. Заставлять нельзя - человек сам должен внутренне созреть, чтобы прийти к вере. Есть даже такой аят Корана: «И призывайте к пути Аллаха с мудростью и красивым увещеванием».

- Насколько мне известно из ваших заявлений, вы не планируете проводить «зачисток» и снимать с должностей имамов и других должностных лиц мусульманского духовенства, исповедующих салафизм. Вы намерены их перенаставлять…

- Конечно, ломать легче, чем строить. Но мы это проходили и знаем, что ничего хорошего это не принесет. Нужна избирательная работа. Среди этих людей есть те, кто действительно отравлен салафитскими идеями, они упрямо не хотят воспринимать ничего другого: говорят о том, что нужно свергнуть правительство и построить исламское государство… Но есть такие, которые просто заблудились, потому что однажды взяли на вооружение неправильную информацию. Их мы будем перенаставлять и переучивать.

…В уставе Духовного управления мусульман РТ четко прописано, что духовный деятель должен идти по пути традиционной для народов Поволжья и для России в целом религиозно-юридической правовой школы мазхаба Имама Азама абу Ханифа (так называемое ханафитское направление. - В.Б.). Правда, к сожалению, у нас были случаи, когда некоторые имамы называли себя ханафитами, а в своих приходах проповедовали идеи салафизма. Надеюсь, с помощью Аллаха нам удастся искоренить такое лицемерие, и все мы будем едины.

- Ильдус хазрат, после теракта в «Домодедове», в совершении которого подозреваются исламские радикалы, вновь стали говорить и писать о том, что ислам - самая воинствующая религия в мире, которая рождает экстремистов. Мусульманскому духовенству России вновь приходится оправдываться и доказывать, что на самом деле ислам - мирная религия. Почему так происходит?

- То, что некоторые трактуют аяты «под себя» и совершают преступления, прикрываясь именем ислама - следствие безграмотности, недостатка информации. Ведь ислам - самая молодая религия в мире. А в России, где 70 лет любая религия была под запретом и все были атеистами, он и вовсе только начал развиваться. Конечно, теракты, совершенные мусульманами (по крайней мере таковыми себя считают преступники), наносят серьезный урон имиджу ислама как религии. То, что произошло в аэропорту, - чудовищно! И нет этому никакого оправдания. Чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем, мы должны развиваться, больше заниматься теологией, бороться с невежеством.

- В своем интернет-дневнике вы пишете, что хотели бы стереть границу между светским и религиозным человеком. Мол, сегодня, если татарстанец встает на путь служения Аллаху, ему приходится кардинально менять свою жизнь: работу, друзей… В итоге человек оказывается в своеобразной изоляции. На мой взгляд, разрыв между верующими и неверующими усугубляет и созданная в последние годы специальная сфера услуг для мусульман: кафе, парикмахерские, фитнес-клубы, такси и пр.

- Исповедующие ислам не должны чувствовать себя второсортными - они такие же граждане нашего общества, как и все остальные. К тому же истинно верующий - это человек, живущий по совести, которая не позволяет ему совершать плохие поступки. Поэтому он заслуживает уважения окружающих. Какую-либо дискриминацию верующих в светской жизни я считаю недопустимой.

Согласен, что сфера услуг для мусульман пока несовершенна. Но дайте ей время, ведь она только-только начала развиваться… Мне тоже кажется неприемлемым, когда какая-то организация делает оговорку, что она работает «только для мусульман». Понятно, что таким образом мусульмане пытаются выразить свою религиозную идентичность. Но зачем отделяться от общества? Странными, к примеру, мне кажутся «библиотеки для мусульман», где сплошь - религиозная литература. Я считаю, что мусульманин должен читать и светских авторов, чтобы знать, чем дышит общество.

- Ваше мнение по поводу одежды современных татарстанских мусульманок? Многие говорят, что они одеваются на арабский, чуждый нам манер, а наши бабушки-мусульманки хиджабов не носили.

- Обвинять кого-то в утрате корней в период глобализации, на мой взгляд, глупо. Ведь даже самые ярые националисты надевают тюбетейки только на Сабантуй.

Те, кто говорит, что татарские мусульманки одеваются в «не наше», пусть предложат взамен что-то «наше». Не может же современная мусульманка ходить по улице в калфаке и татарском национальном платье, как артисты национального ансамбля песни и пляски! Мы пытаемся найти что-то среднее, приемлемое для современной женщины. Для этого и проводим ежегодный конкурс мусульманской моды.

- А ваша жена и дочери носят хиджаб?

- Жена - обязательно. Она носит платок, правда, не на арабский или турецкий манер, а как-то по-своему. Одежду она заказывает в швейных мастерских. Старшая дочь, которой двадцать лет, умело смешивает современную моду и каноны ислама: вроде все прикрыто, но в то же время модно. Не носит хиджаба младшая дочь, но только потому, что она еще мала для этого.

- Ильдус хазрат, расскажите, как вы сами пришли к вере?

- Если вы о том, не стало ли причиной какое-нибудь жизненное потрясение, то нет. Мой путь к Аллаху был постепенным. Я родился в селе Большие Тарханы Тетюшского района. Родители - простые люди. Целыми днями на работе… Очень много времени я проводил у бабушки, которая была очень богобоязненной. Она и научила меня читать старотатарские книги, написанные арабскими буквами… После армии, проработав год сварщиком на строительстве ТЭЦ, я поступил в Казанское театральное училище. Там благодаря педагогам увлекся изучением духовного мира человека. Этот путь в итоге привел меня в ислам. Многие удивляются: дескать, где театр, а где - религия. Но надо сказать, что сегодня и в Камаловском, и в Тинчуринском театрах очень много верующих артистов, которые читают намаз… Работая в театре, я учился в медресе имени 1000-летия принятия ислама. В конце девяностых перешел на работу в ДУМ РТ. Но это не означало, что я полностью отрекся от внешнего мира - в исламе духовное и светское дополняют друг друга.

Беседовала Венера БЕЛЯЕВА

"Татар-информ"




Другие новости раздела:

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!   1 июня - Международный день защиты детей. Этот день напоминает всем нам о том, что рядом с нами живет, растет и развивается и не перестает удивлять нас своей непосредственностью и первозданной ...
Бисмиллахир рахманир рахим! Уважаемые журналисты! Друзья! Ассаламу алейкум ва рахматул-лахи ва барракатух! Рад вновь встретиться с вами, и надеюсь, что сегодня, с Божьей помощью, я смогу рассказать о задачах и планах Духовного управления по решению ...
Я не думал, что некоторых мусульман, которые  считают себя знающими ислам, статья с призывом «Не надо забывать милость Аллаха и сеять смуту» вызовет такое очень сильное раздражение. Видимо, тот уровень знаний, который у нас есть, нам отнюдь не ...
Ислам сегодня переживает нелегкие времена. Исламофобия по всему миру, гражданские войны в странах арабского мира. Не обошли проблемы и мусульманскую умму нашей республики. Думаю, разногласия среди имамов были и прежде, но с уходом прежнего муфтия ...