Версия для печати

 

Закят это один из столпов ислама. Это не простая милостыня (садака), не проявление доброты или милосердия, и не правительственный налог, которым некоторые люди пренебрегают. Закят это обязанность ниспосланная Аллахом и выполняемая мусульманами в интересах всего общества.

Всевышний Аллах относительно обязательности Закята говорит: «Совершайте молитву и выплачивайте Закят».

(Св.Коран,2:83)

«Богобоязненные, так же те, кто уверовал в сокрытое, совершают молитву, и выплачивают с того, чем мы их наделили».

(Св. Коран 2:3)

На кого возлагается Закят?

Закят должны платить мусульмане, достигшие зрелого возраста, свободные и разумные, а так же обладающие определенным имуществом и только в том случае, если размер этого имущества достиг определенного минимума (Нисаба).

Нисаб (облагаемый Закятом минимум) - 85гр. золота.

При расчете нисаба следует взять цену золота по курсу центробанка (cbr.ru) на дату подсчета, помножить на 85 и прибавить сумму НДС. 

Пример: На 30.12.08 сумма нисаба составила- 827,93 (цена 1 гр. золота) * 85 (грамм золота) +18% (НДС) =  83 041,38

Виды Закята.

1.Выплата Закята является обязательной с ниже перечисленных видов имущества:


1.1. Со всех денежных единиц, с каждых 85 граммов золота (будь то украшение или лом), или эквивалентной этому количеству золота сумме денег.

1.2. С товаров, являющихся предметами торговли и получения доходов. По истечении года мусульманин должен оценить все имеющиеся у него товары, и если их общая стоимость достигла Нисаб либо превышают его, то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости товаров (по оптовой цене, включая чистую прибыль).

Для выплаты Закята с вышеперечисленного имущества, необходимы следующие условия:

- истечения полного года (по лунному календарю 354 дня) с момента появления достаточной суммы Нисаба;

- имущество в момент уплаты Закята должно быть равноценным Нисабу или превышать его, даже если в течении года уменьшалась;

Только при этих условиях с общей суммы имущества выплачивается 2,5% Закята.

 

1.3. Закят аль-Гушер (со всего собранного урожая).

В суре «Аль-Бакара»  аят 267 Аллах, обращаясь к верующим, говорит: «О вы которые уверовали, ( как велел Аллах Всевышний) лучшее из того, что вы зарабатываете или из того, что Мы извлекаем для вас из земли». В суре «Аль-Ан`ам» аят 141, так же обращаясь к верующим Всевышний поучает и повелевает: «Вкушайте плодов этих, когда созревают они и отдавайте должное в день жатвы (в том числе в день сбора плодов и овощей) и не расточительствуйте. Воистину Он не любит расточительных».

         Данные аяты отчетливо указывают на обязательность выдачи десятины (гушер) в пользу бедных, нищих, сирот, немощных из всего, что выращивается на земле (фрукты, овощи, корнеплоды, злаковые). Так же пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Из того, что орошается небом и источниками, а так же из того, что питается водой по средствам своих корней (т.е. естественным путем, без вмешательства человека)- десятина, а из того, что орошается поливом (самим человеком) – половина десятины».

         Следуя аяту 267 суры «Аль-Бакара» и учению мазхаба имама Абу-Ханифы, совет казыев постановил, что для выдачи десятины аль-Гушер не требуется достижения собранного урожая, того или иного рода (будь-то злаковые, фрукты, овощи или корнеплоды) определенного количества в килограммах (нисаб). Следовательно, гушер нужно выдавать из того количества урожая, которое было собранно, будь это много или мало. В тоже время, следуя советам собрания ученных богословов,  которое проходило в Джидде, совет казыев постановил, что для лиц а так же их семей, которые являются малоимущими, т.е. им разрешено получать закят аль-фитр (садакат аль-фитр), при исчислении гушер- необходимо использовать нисаб, т.е. определенное количество собранного урожая, выраженное в килограммах. Данный нисаб равен 653 кг. На пример, если малоимущая семья собрала урожай картофеля равный данной цифре (653кг.), то данная семья должна выплатить десятину с урожая картофеля. Если же собранный урожай картофеля ниже данного нисаба, то данная семья или лицо, не обязано выплачивать десятину. В отношении малоимущей семьи, гушер с других культур исчисляется тем же путем,  т.е. через нисаб. При этом собранный ими урожай различных культур не суммируется для достижения нисаба.

 

Гушер с меда

Гушер с меда так же обязателен. Он выдается с того количества меда, которое собранно вне зависимости от количества.

         Гушер можно выдавать и в денежном эквиваленте исходя из стоимости собранного урожая.

 

1. 4. Со скота: коров, овец, коз, верблюдов.

Облагаемый минимум коров – 30 голов, с которых взимается один бык или корова.
Облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых взимается одна овца.                Облагаемый минимум верблюдов – 5 голов, с которых взимается одна овца.

(Если они большую часть года паслись на воле.)

 

1.5 С недвижимости приносящей прибыль.

Если прибыль от недвижимости достигает Нисаб, с нее после вычета расходов на введение дела выплачивается 2,5% .

2. Закят Аль-фитр

Закят Аль-фитр обязательный вид Закята. Предпочтительным будет передать эту милостыню “аль-Фитр”, начиная с захода солнца последнего дня месяца поста, до совершения праздничного намаза.

По мнению большинства ученых, Закят Аль-фитр является обязательным для каждого, кто на праздничный день имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи и при этом у него остается возможность выплатить Закят Аль-фитр.

Закят Аль-фитр обязателен как для взрослых, так и для детей. Глава семьи выплачивает за себя и за всех, кто находиться на его материальном обеспечении.

 Закят Аль-фитр выделяется в виде предусмотренного Шариатом определенного количества продуктов (3260 гр. для сыпучих продуктов), либо выплачивается его денежный эквивалент, который на 2004 год по Республике Татарстан составил 15 рублей. Ежегодно конкретный размер Закят Аль-Фитр утверждается в «Духовном Управлении Мусульман».

Мудрость Закят Аль-фитр изложена в следующем хадисе, переданном Ибн Аббасом: «Пророк Мухаммед сделал обязательным выплату Закят Аль-фитр в качестве очищения для постящихся от лишних слов, сказанных ими, и грубостей, а так же в качестве питания для неимущих (поддержкой, помощью для них)».

 С чего не выплачивается Закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (квартира, машина, оргтехника и т.п.), а так же с таких драгоценностей, как жемчуг, яхонт, хризолит и т.п., если они не предназначены для продажи. Так же закят не выплачивается за книги, не предназначенные для продажи и за орудие труда.

Следовательно, при подсчете окончательной денежной суммы для уплаты Закята необходимо из общегодового дохода по пунктам 1.1 и 1.2 (денежные средства, товарная масса) вычесть часть средств, затраченных на приобретение личного необходимого имущества и расходы на семью. Закят (2,5%) оплачивается лишь с оставшейся разницы. С прибыли от недвижимости Закят оплачивается отдельно, в размере 2,5%.

Направления расходования средств Закят.

Аллах Всевышний в Коране указывает 8 направлений расходования закят:

1. Бедным мусульманам, которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные.

2. Нуждающимся мусульманам, не имеющим элементарных средств существования.

3. Служащим мусульманам - тем, кто занимается сбором и распределением Закята.

4. Новообращенным мусульманам, которые близки к вере или еще слабы в религиозности

5. Для выкупа и освобождения рабов или пленных мусульман.

6. Мусульманам - должникам для их освобождения от зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья.

7. Мусульманам, находящимися на пути Аллаха, занимающихся исследованием, изучением или пропагандой Ислама. Эта дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжении их занятий.

8. Мусульманам - странникам, которые испытывают страдания на чужой земле и нуждаются в помощи. Имеется в виду нищий путник, даже имеющий состояние у себя на родине.

 Право на сбор закята. Почему Комитет Закят

Сбором и распределением средств Закята на территории Республики Татарстан занимается официальный орган «Комитет по сбору закята при Благотворительном фонде «Идель Хадж» и Духовном управлении мусульман РТ. Деятельность по сбору Закята так же могут осуществлять специалисты – сборщики Закята, прошедшие обучение и аккредитацию при Фонде и ДУМ РТ.

 

Закят право индивидуума или право общины?

Закят – обязанность установленная Аллахом, как сказано об этом в Коране в суре «Ат-тауба» 60, «Предписанием от Аллаха», но в тоже время эта обязанность не вверена отдельным гражданам, которую выполняет благочестивый мусульман и оставляет слабоверный, любовь к деньгам которого больше чем любовь к Аллаху. Нет же Закят не является индивидуальной добродетелью, но это институт, касающийся всего общества, которым занимается общественная структура, собирая его с тех, кто обязан его платить и раздавая имеющим право на него.

Доводами из Корана на то, что сбор Закята право мусульманской общественной структуры являются:

Самым убедительным доводом из Корана является то что Аллах Всевышний упомянул занимающихся сбором Закят в общем и в частности, назвал их «сборщиками Закят» определил им долю в имуществе Закят, избавив их от необходимости искать заработок в в другом месте, обеспечив их жизнь и сделав это гарантом хорошего выполнения этой работы. Аллах Всевышний сказал: «Обязательная милостыня (предназначается) только для бедных, и неимущих, и тех, кто занимается ее сбором, и для привлечения сердец, и для освобождения рабов, и для (несостоятельных) должников, и на пути Аллаха, и для путника в качестве предписанного Аллахом, а Аллах-Знающий, Мудрый», Сура-Покаяние, 60.

Этот ясный аят из Корана определил направления расходования средств Закят, и сделал сбор Закята и распределение его فريضة من الله)) «Предписанием от Аллаха». Так кто же осмелится отменить предписанное Аллахом установление (Закят должен собираться и раздаваться мусульманской структурой). Аллах Всевышний в этой же суре (Покаяние) после упоминания направлений расходования Закят сказал: «Возьми из их имущества (обязательную) милостыню, которой ты очистишь их, и молись за них ибо молитва твоя приносит покой им» Сура-Покаяние, 103. Все Мусульманские ученые единодушны в том, что слово «Милостыня» в выше упомянутом аяте означает Закят. А также обращение «Возьми из их имущества…» к пророку и тем кто будет заведовать делами  мусульман после него.

Довод из хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В хадисе переданном Ибн Аббасом говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправляя Моаза в Йемен проповедником  сказал ему в наставление: «Ты встретишь людей из обладателей писания, и первым к чему ты будешь призывать их это засвидетельствовать что нет бога кроме Аллаха  и Мухаммад посланник Аллаха, если они признают это то сообщи им о том что Аллах вменил им в обязанность совершать пятикратную молитву днем и ночью, если они признают это то сообщи им о том что Аллах вменил им в обязанность (обязательную) милостыню, которая берется у богатых  и распределяется неимущим из них». Этот хадис также как и аят ясно указывает на то что Закят собирается и раздается, и не оставляется на выбор и желание тому кому она является обязательной. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам практически претворял в жизнь эти установления, а также праведные халифы после него и остальные мусульманские правители. Еще при жизни пророк распространил по всему Аравийскому полуострову сборщиков Закят.

Отправляя сборщиков Закят, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил и наставлял их быть милосердными, облегчать и при этом не нарушать установления Аллаха. Предостерегал их присваивать что либо из общих средств каким бы малым это не было. Бывало пророк строго отчитывал сборщиков за нарушения.

Все выше упомянутое указывает на то, что сбор  и распределение Закят со времен пророка было прерогативой руководства мусульманской общины. Мусульманские ученные единодушны в том, что на руководстве  мусульманской общины лежит эта обязанность потому что среди людей есть богатые незнающие о Закят, есть скупые нежелающие платить его.

Расходование собранных средств Закята производится по целевым программам утвержденным в ДУМ РТ, а итоги ежегодно публикуются в средствах массовой информации.

                                                                       Автор-составитель Абдрахман хазрат Наумов

                                                                                                            Абдулмалик хазрат Зарипов

                                                       литература: "Закят" Сулейман хазрат Зариф РИУ 2001

                                                                                Понимание Закята "Фикх Закята"

                                                                                Юсуф Кардави   7-е издание 2002

                                                                               Бейрут, Ливан   Risalah Publishers