Версия для печати

     В мусульманском календаре есть особенный месяц и замечательный день, когда весь мусульманский мир отмечает самый большой праздник. Он наступает 10 числа месяца зуль хиджа, и его называют Ид аль-Адха или Курбан-байрам. Праздник – это день радости, и принося в жертву животных, мусульманин проявляет щедрость на пути Аллаха. Курбан-байрам является самым почитаемым праздником у мусульман и особенно велика их радость, если в эти дни совершаешь хадж и находишься на святой земле посланника Аллаха.

     Для совершающих хадж татарстанцев, праздник жертвоприношения выпал на четверг 20 января 2005 года. В этот день мы находились в палаточном городе Мина и восстанавливали силы после трудной ночевки в Муздалифе. Почти все паломники очень сильно заболели. У них был насморк, сильный кашель и высокая температура. Я мои друзья – два пожилых паломника из Башкирии, тоже сильно простудились. Лекарств не было, а которые были, почему-то не помогали. Мы долго и усердно молились, прося Всевышнего дать нам здоровья и сил для совершения хаджа. Нам предстояло идти к трем столбам, бросать камни, после приносить в жертву животных, потом сбривать волосы на голове, затем совершать частичный выход из состояния ихрама и идти в Мекку в мечеть аль-Масджит аль-Харам.

     Сбор средств в мусульманский благотворительный фонд и на покупку жертвенных барашков взяли на себя наши хазряты. Они сделали это уже заранее в Мекке до нашей поездки в Мину, на Арафат и в Муздалиф. К нам тогда в общежитие приходили хазряты, проживающие в Мекке и продолжающие свое обучение в местном университете. В этом году на Курбан-байрам, каждый мусульманин жертвовал по 80 долларов на благотворительность. Красивый хазрят очень благодарил нас за пожертвования, выдав каждому паломнику квитанцию с указанной суммой и печатью. Многие хаджи тогда отдавали деньги не только за себя, но и за родственников живых и умерших, знакомых и друзей. Я отдал деньги за себя и за свою маму Мухлису-абстай, сделав это также, как и она в прошлом году, совершая свой хадж.

     Перед тем как вернуться в свой лагерь после полуденного намаза, я зашел на кухню и купил еду и фрукты у стоящих рядом торговцев. Рынок только еще разворачивался, и покупателей было немного. Цены в Мине такие же, как и на базаре в Мекке. За 10 или 15 риалов можно купить горячую еду, а за пять - килограмм апельсинов, мандаринов, фиников, лимонов и киви. И, как всегда надо торговаться и сбивать цену.

     Я зашел в свою палатку и увидел, что многим нашим паломникам стало совсем плохо. Пришлось одному из нас идти в лечебный пункт, на прием к  врачам из Саудовской Аравии. Россиянам повезло, госпиталь находился в 50 метрах от нашей палатки. Но оказалось, что там очередь и очень большая. Выстояв не более часа и пройдя заботливый медицинский осмотр, паломник получает первую помощь и лекарства на неделю. Все это врачи делают бесплатно. Но все же мусульманам лучше заранее побеспокоиться о своем здоровье и взять в хадж необходимые лекарства.

     После дневного намаза наши руководители стали собирать людей, чтобы вести их кидать камни в столбы. Но оказалось, что идут не все, а только часть паломников, которые и за нас кинут камни. К столбам направлялись лишь несколько групп наиболее здоровых паломников, а всех остальных хазряты решили оставить в лагере и вести их на следующий день. Это делалось для того, чтобы в святой долине у столбов не было большой давки и не нужных жертв. Немного огорчившись, я и другие паломники пошли провожать земляков и посмотреть на других хаджей, тоже идущих кидать камни.     

     На площади перед туннелями, ведущими к священным столбам, уже собирались десятки тысяч паломников из других стран. Руководители-хазряты собирали в большие группы людей, делили их на десятки сотни и вели к трем столбам кидать камни. У каждой группы мусульман был свой отличительный знак или флаг страны, из которой они приехали. Я увидел, что некоторые мусульмане из Африки, даже связывают длинной веревкой за талию заболевших товарищей. Это делалось для того, чтобы те не отстали в пути, не потерялись, и чтобы их не затоптали другие люди, если они случайно упадут или потеряют сознание. Впереди африканцев всегда стояли имам со священной книгой и наиболее  крепкие, высокие и опытные мужчины с флагами, которые прокладывали в толпе путь остальным. За ними шли женщины с детьми, старики и заболевшие паломники. По бокам их охраняли мужчины или бойкие молодые женщины, и замыкала такой необычный клин тоже небольшая группа здоровяков-мужчин. И вот, имам произнес слова “Аллах Акбар!”, прочитал суры из Корана и мусульманский отряд двинулся в путь, а за ним другой второй, третий и четвертый. Это напомнило провожающим даже большой африканский паровоз. За мусульманами из Африки пошли арабы, индонезийцы и персы с курдами. Я увидел, что многие паломники также были  связаны друг с другом веревками и поясами, чтобы случайно не упасть и не потеряться. Некоторые отважные хаджи  даже зашагали босыми, как и их предки сотни и тысяч лет назад. Мы с восхищением смотрели на одетых в белые ихрамы хаджей, которые не смотря на простуду, превозмогая сильную боль, пошли кидать камни, произносящих слова и свидетельства единобожия. Над идущими людьми развивались флаги – большие и маленькие, прямоугольной и треугольной формы, полосатые, зеленые, белые, желтые, красные, синие, с узорами, золотыми звездами и надписями.

     Зрелище было очень яркое, красивое, не забываемое, не передаваемое обычными словами и это надо видеть только своими глазами. Мы вместе со всеми тоже произносили слова единобожия и потом пошли в свой лагерь, разойдясь по своим палаткам. Хотелось тоже идти кидать камни и снова увидеть родную Мекку, и главную улицу, ведущую в мечеть аль Харам, но хазряты нас опять не пустили. Душу грело только то, что мы будем завтра следующими. А завтра наступала священная пятница, и нам надо было готовиться и набираться сил, чтобы достойно ее встретить.

                                                                                                       

 

 

 

                                                                                                      Рустем Хаджи Рахимов

                                                                                                              29.08.05.

                                                                                                              г. Казань, 420061

                                                                                                              ул. Н. Ершова, д. 55-б, кв. 43

                                                                                                              тел. 72-12-10