Версия для печати

     На этом воскресный день не заканчивался - надо было еще возвращаться в Мекку и идти в мечеть аль-Масджид аль-Харам на ночной намаз. После потопа вода потихоньку спадала, смыв с дорог всю грязь и мусор. В экстренном режиме заработали все спасательные службы – по залитым водой дорогам, разрезая волны, помчались машины скорой помощи, военные джипы, в небе кружились вертолеты, увозившие пострадавших. Присланные рабочие разбирали завалы, чинили и прочищали ливневую канализацию. На улицах появились грузовики, на которых увозили убранный с дорог мусор и принесенные селем с гор камни. Дождь немного накрапывал, незаметно и быстро стемнело. Заболевшие, сильно кашляющие, промокшие до нитки, но счастливые и довольные собой татарстанцы, немного постояв у столбов-джамратов, решили самостоятельно добираться до Мекки. Наши автобусы ждать было бесполезно – из-за потопа все дороги были забиты заглохшими от воды машинами и идущими в город на свой страх и риск мусульманами.

     В Мекку Булат-хазрят повел нас кратчайшей дорогой. Сначала мы прошли большой крытый рынок, который, несмотря на прошедшее наводнение, продолжал работать. Шустрые торговцы умудрялись сушить свои вещи и одновременно продавать подпорченные водой сувениры. Потом мы вышли на широкую дорогу-магистраль, где идти уже было по свободнее. Я, Айрат хаджи и Рамазан хаджи старались не отстать от Булат-хазрята и идти рядом с ним, поочередно неся флаг Татарстана. Шли по проезжей части долго и с остановками, измотались и ободрали все ноги. Как не старался Булат-хазрят, многие наши старики отстали или потерялись в толпе. Пока добрались до Мекки - совсем стемнело. Мы устали, а до гостиницы было все еще далеко. Наступило время ночного намаза, а мы все шли и шли, и этому переходу не было конца. Булат-хазрят все время подбадривал и успокаивал нас.     

     Когда добрались до района Джумайзы, то Мекку не узнали. Двухмиллионный город в горной пустыне превратился в подобие Венеции, где по “улицам-каналам” можно было плавать на лодках.              Но на лодках никто не плавал – стояли многокилометровые пробки из тысяч автобусов и легковых машин, в которых как в западне сидели паломники и водители не решались их не выпускать. Хаджи-иностранцы измученными и медленными шажками брели к себе домой, другие стояли большими группами на возвышенностях и просили о помощи, не решаясь идти дальше. Нам было уже все равно, и мы ни чего не боясь, смело заходили в грязную воду, чтобы не протискиваться в толпе иностранных паломников. Мекканские арабы смотрели ошарашенными и вытаращенными от удивления глазами, на смельчаков идущих по бурой реке, и на наши зелено-красные флажки, нашитые на форму. Некоторые из них, отойдя от шока, через открытые окна машин стали раздавать нам еду и питьевую воду. Одна девочка-арабка протянула мне даже банку с апельсиновым соком.

     Чумазый и промокший я добрался до своего номера только после десяти часов ночи. Там уже были наши паломники, которые утром самостоятельно ушли из Мины в Мекку. Они не спали, волновались за нас и очень обрадовались моему приходу, а когда узнали, что пришли не все -  схватились за голову, стали плакать и читать молитвы. Отдышавшись, после от них я услышал, что утренние автобусы с нашими стариками и женщинами из Мины еще не прибыли, и где-то пропали. С ними исчез и весь наш багаж, и связи с ними не было. Кто-то разнес слух о сотнях тысячах затоптанных, растерзанных, утонувших в долине Мина и у столбов-джамратов. Говорили о тысячах погибших в Мекке и о засыпанных селем в горах мусульманах. У некоторых началась истерика. Мы не знали, что делать и просили у Аллаха облегчить страдания хаджей.

     Надо было совершить намаз, и я пошел в душевую, смыл всю землю с песком и постирал всю одежду. Так как подойти к близлежащей мечети, не было ни какой возможности, то ночной намаз ясту я прочитал в гостинице, а после лег спать. Уснуть долго не мог – болело все тело и голова, меня тошнило, и мучил кашель. Не спали, кашляли, все время ворочались, что про себя шептали и другие соседи-паломники.

     В четыре часа утра радостные крики подняли на ноги всю гостиницу. Наконец-то прибыли застрявшие в пути автобусы с нашими паломниками. Все были живыми и здоровыми. Я побежал на улицу. Там уже мужья встречали жен с детьми, сыновья матерей, родственники обнимались, целовались, обменивались впечатлениями. Они и не чаяли больше встретиться и думали о самом худшем. Оказалось, что они попали в огромную пробку, а после начался ливень, и им долго пришлось сидеть в автобусе. Вода и еда закончилась, и еще какой-то умник-руководитель посадил вместе с женщинами и девочками мужчин, и все испытывали нестерпимые страдания. Из автобуса не выпускали, так как все было залито водой, а бурный селевой поток мог легко унести и буквально перетереть человека. Находившиеся в автобусе паломники из окон видели, как вода быстро затопила и сносила все на своем пути. Они тоже думали, что мы погибли в Мине или у священных столбов, и также читали за нас молитвы.

     Утренний намаз читали в гостинице, опять не смогли выйти, а после отдых. Как только подсохло, к нам стали приходить соседи из других корпусов и делиться новостями. Опять говорили о сотнях тысяч погибших, потом через час уже о десятках, а через два только о тысячах. Мы все это с ужасом слушали, и не знали кому, и верить. Облегчение наступило, когда пришли хазряты и рассказали о трехстах или пятистах погибших под селем паломниках, из самостоятельных групп. Спасаясь от потопа, они полезли в горы, вода размыла землю, и сверху на них пошел селевой поток. Спасти их не было ни какой возможности, так как это произошло очень быстро, и под многометровым грунтом очень сложно найти живых людей. После полуденного намаза в нашей гостинице появились хазряты из международного благотворительного фонда, и стали собирать средства на пострадавших от стихии. Мусульмане, прошедшие через потоп, отказывая себе в последнем, приносили щедрые пожертвования.

     Многие татарстанцы направляясь в мечеть аль-Харам, решили посетить местное кладбище и прочитать там молитвы. Кладбище Шахидов – это очень почитаемое место, там хоронят, умерших или погибших во время хаджа. Оно расположено справа от первого моста, по дороге в главную мечеть мира. Кладбище очень большое, огорожено длинной каменной стеной и поднимается в горы на три яруса-террасы. Привычных для нас надгробий нет, есть только редкие и небольшие камни-столбы. Над кладбищем, на самой вершине горы, расположены развалины старой крепости. Наслышавшись утром о многочисленных жертвах, мы ожидали увидеть огромные похоронные процессии, а их все не было. Стояли долго, молились, и все время смотрели на толпы хаджей, направляющихся в аль–Харам. Потеряли много времени и решили после дневного намаза вновь идти к Каабе. Оказалось, что разговоры о массовой гибели людей во время хаджа - это слухи, распускаемые недалекими, взбудораженными людьми или просто провокаторами, сеющими панику. К нашему удивлению и большой радости, не хоронили паломников и на следующий день. Могу сказать и от себя – за все время моего Хаджа я увидел только похороны троих пожилых мусульман из Индонезии, умерших от старости и по болезни. Для приехавших из влажных тропиков индонезийцев, сухой и высокогорный климат Мекки стал настоящим испытанием. Они очень тяжело его переносили и буквально все болели.

     Не смотря на все природные коллизии - жизнь продолжалась. Мекка чистилась, сушилась и входила в привычный ритм. О потопе напоминали только не убранная грязь и камни-валуны, принесенные ливнем с гор, да в некоторых местах грязные сточные воды, из-за поврежденной канализации. По пыльной дороге в мечеть аль-Масджид аль-Харам по прежнему направлялись хаджи, стремящиеся совершить обход Каабы, испить и набрать святую воду Замзям, совершить ритуальный бег са’й, и попытаться осуществить мечту всех мусульман – подойти поближе к высокочтимой Каабе и конечно дотронуться до Черного Камня. Осуществить эту мечту, захотелось и мне, но об этом я расскажу в следующей своей статье.

 

 

 

                                                                                                             Рустем Хаджи Рахимов

                                                                                                             31.10.05.

                                                                                                             г. Казань, 420061