Версия для печати

Для мусульман всего мира совершающих хадж, существует 15 мест, где мольбы, обращенные к Аллаху, исполняются. К ним относятся долина Мина и гора Арафат – благословенная земля, где я провел несколько дней. Это два священных места из пятнадцати, о которых я хочу рассказать в этой статье.

      Яуму арафа (день стояния на Арафате) – это девятый день зу-ль хиджжа месяца. В это утро, находящиеся в палаточном городе Мина, читали молитвы и произносили тальбию. Некоторые паломники начали держать уразу. Рано утром хазряты устроили собрание, и для паломников был короткий инструктаж. На Арафат надо было приготовить вещи, взять воду, лекарства, деньги, циновки и теплые одеяла для последующей ночевки в Муздалифе.

     На Арафат наша объединенная группа, в которую входили паломники из Татарии и Башкирии, должна была ехать после утреннего намаза. Первыми уехали семь молодых и крепких мусульман, чтобы занять территорию у священной горы и установить для всех палатки. За ними поехали часть женщин и старики. Моя группа была замыкающей, и нам пришлось долго ждать, когда подъедут наши автобусы.

     Пока стояли и ждали посадки, я стал изучать местность и людей. Паломники были в основном из арабских стран, из Юго-восточной Азии и из Африки. Все загорелые и темнокожие и даже черные, они с нескрываемым  любопытством тоже смотрели на нас, так как мы были самыми бледными и белыми в Мине. Еще их удивило, что почти все россияне не знали английский и французский языки и не говорили по-арабски.

     Ждать пришлось долго, я стал рассматривать проносившиеся по дорогам автобусы с паломниками и саму долину. Со всех сторон Мину окружают удивительные и могучие горы, через которые пробурены длинные туннели. Через туннели автобусы едут из Мекки в Мину, на Арафат, в Муздалиф, можно подъехать и к трем столбам, чтобы кидать камни. Горы в Мине желтоватые, серые, бурые, на вершинах установлены маяки и подсветка для летящих ночью самолетов. Деревьев мало или их почти нет. До того, как туннели были проложены, паломники раньше вынуждены были ходить козьими тропами через горы. Эти петляющие по склонам гор тропинки можно наблюдать и сейчас. Сама местность хорошо обустроена, проложены отличные дороги, ночью всегда горит свет, очень чисто.  Установлены стенды с картами палаточного города Мина, чтобы хаджи не заблудились, действуют столовые, медпункт, есть телефонные будки, с которых можно позвонить во все концы мира, вдоль дорог стоят тумбы с питьевой водой и за порядком следят доброжелательные полицейские. Атмосфера между людьми доброжелательная и в воздухе постоянно стоит сладкий, терпкий аромат восточных пряностей.

     Пришли наши автобусы, мы заняли свои места, прочитали молитву и в путь. Так как на дороге было много машин и идущих пешком паломников, нам пришлось ехать значительно дольше, с остановками. Я сидел у окна, следил за дорогой и постоянно искал глазами Арафат.  Все прильнули к окнам автобуса, когда Джамиль хазрят сказал, что мы подъезжаем к  долгожданной горе. Но подъехать близко к Арафату, мы не смогли из-за большого столпотворения и скопления автотранспорта.

     Когда я готовился к хаджу, я видел Арафат только на фотографии, привезенной моей мамой из Саудовской Аравии. Там Арафат обычная гора темно-серого или темно-коричневого цвета, вокруг которого разбиты тысячи и тысячи палаток, стоят автобусы и ходят хаджи. Когда подъехали поближе, то я увидел, что гора не темно-коричневая, а белая пребелая и еще шевелится, напоминая собой большой муравейник. Подъехав еще ближе и приглядевшись, я увидел, что это не гора шевелится, а десятки тысяч мусульман в ихраме. Одни из них поднимались на вершину Арафата или спускались с горы, другие молились, примостившись на больших камнях, некоторые отдыхали. Лучи солнца преломлялись от белой одежды людей, и казалось, что Арарат сверкает и напоминает собой большой необычный драгоценный камень. Это надо видеть своими глазами и словами трудно передать. Некоторые паломники в автобусе сидели с открытыми ртами и не могли поверить своим глазам, что увидели такое чудо, другие чтобы не упустить время быстро читали аяты из Корана и обращались к Всевышниму со своими просьбами и мольбами. Мы еще долго смотрели в окна, пока вершина горы не скрылась из виду, и автобус не повернул в наш район на Арафате. У подножья горы, куда мы приехали было столпотворение: шла бойкая торговля, ходили тысячи паломников, ездили грузовики и автобусы с людьми, одеждой, едой, подарками от короля, стояли или сидели десятки разнаряженных верблюдов, которых привели арабы-фотографы.

     То, что Арафат - это праздник и божья благодать, я почувствовал сразу и не только я. Это был великий день хаджа. В это время Аллах Всевышний особенно щедр к людям. Это объясняется проявлением особой щедрости и расположением Аллаха к своим рабам, который прощает их и избавляет в огромном количестве от огня ада. И никогда шайтан не выглядит столь жалким, маленьким и презренным, как в день стояния на Арафате.

     Автобус остановился в российском секторе под номером 33, мы выгрузились и пошли в свой лагерь. Было очень тепло, но на небе были темные тучи, через которые проглядывало яркое солнце и дул сильный ветер. Я занял свое место в палатке, положил сумку с вещами, постелил намазлык, прочитал молитву и тальбию. Палатки не такие комфортабельные, как в долине Мина: нет электричества, кондиционеров, есть только бочонки с питьевой водой, на земляном полу постелены ковры. Я немного перекусил и пошел знакомиться с соседями и изучать Арафат. Оказалось, что нашими соседями были хаджи из Киргизии, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Но разговаривать с ними мне долго не пришлось, так как наступало время всеобщей молитвы, и я побежал искать место для тахарата.

     Тахарат находился рядом и пока стоял в очереди, я случайно познакомился с одним пожилым хаджи из Киргизии. Меня привлекла его необычная для киргизов европейская внешность: высокий рост, темно-русые волосы и голубые глаза. Оказалось, что это чеченец, родившийся в Киргизии после войны в семье спецпереселенцев, высланных с Кавказа. Он хорошо знал русский, чеченский, немецкий, татарский языки и еще владел арабским. Разговорившись, я узнал, что чеченец также как и я, первый раз был в хадже, но приехал не один, а с семьей. Услышав русскую речь, к нам присоединились и стоящие рядом казахи, киргизы и узбеки, которые тоже стали делиться новостями и рассказывать о себе, и о своей родине. Нашу интересную беседу прервал призыв на молитву, надо было расходиться по своим лагерям и готовиться к намазу.

     После совершения двух молитв – “салят аз-зухр”  и “салят аль аср”, впереди нас сидящие хазряты стали произносить тальбию и читать молитвы. Все паломники вслед за ними тоже дружно произнесли тальбию, прочитали суры из Корана и приготовились просить Аллаха простить наши прегрешения, даровать счастье, и спасти от мук ада. Но вперед вышел Рамиль хазрят, который стал читать нам вагазы, рассказывать о предстоящем ночлеге в Муздалифе и “Праздничной ночи” (“Лейляту-ль ид”). От него мы узнали, что в Муздалифе соединились Адам и Ева, благословение и мир им. После мы снова стали произносить тальбию, читать суры из Корана, взывать к Аллаху и просить у него прощения, каяться в грехах. Хаджи со слезами на глазах просили у Великого и Милосердного даровать добра в этой и потусторонней жизни, счастья, успехов, здоровья себе и близким. Все находящиеся на Арафате, проявляли благоговение, покорность и смирение.

     До захода солнца было еще далеко, и я вместе с паломником из Уфы, пошел знакомиться с палаточным городом и любоваться окрестностями Арафата. Мы вышли из российского сектора, и пошли по асфальтированной дороге, где также прогуливались тысячи паломников. На дороге стояли местные арабы с фотоаппаратами, которые на привязи держали верблюдов, и за десять риалов сразу делали мгновенные фотографии. Сфотографироваться на память с “кораблем пустыни” на фоне гор и  палаточного лагеря, хотели многие, и была даже очередь. Одногорбые, спокойные, чистые верблюды были покрыты дорогими коврами и украшены синими, розовыми, фиолетовыми, оранжевыми цветами. Мягкую шерсть верблюдов можно было потрогать, погладить, залезть на них верхом и прокатиться. Глаза у них были большие оливковые и с длинными ресницами.

     Сам Арафат окружен со всех сторон горами и озеленен. Деревьев тут много, их берегут, охраняют и поливают. Каждое маленькое деревце защищено железной оградой. На пальмах и кустарниках сидят стайки небольших птиц, а под деревьями я увидел серых шустрых ящериц, которые совершенно не боятся людей. Позже от паломников из Башкирии, я узнал, что это не ящерицы, а маленькие варанчики и они больно кусаются.

     Вдоль дороги шла бойкая торговля сувенирами, продуктами питания, с грузовиков раздавали для паломников бесплатное питание и подарки от саудовского короля. У югославского лагеря нас бесплатно накормили запеченной курицей с рисом, а у албанцев напоили вкусным чаем из лечебных стран. Французы раздавали сладкие финики, яблоки, бананы с мандаринами. Еды было так много, что я не смог все съесть и пришлось яблоки отдать верблюду, рис птицам. А недоеденную курицу я скормил маленьким варанам, пусть и у них тоже будет праздник.

    Приближалось время ахшама, и надо было возвращаться в свой лагерь. Из соседних лагерей паломники уже собрали все свои вещи, садились в автобусы и уезжали на ночевку в Муздалиф, громко произнося тальбию. Слова тальбии слышались со всех сторон, их произносили арабы, турки, казахи, нигерийцы, индонезийцы, французы и американцы. Намаз мы прочитали в большой палатке и, услышав слова тальбии, тоже стали произносить с воодушевлением священные слова. После намаза Булат хазрят и Джамиль хазрят объявили всем собравшимся, что первыми в Муздалиф поедут паломники из комбинированного тура и часть хазрятов. Я и другие хаджи из самолетного тура должны были ехать за ними, чуть позже. Но это “чуть позже” затянулось сначала на пол часа, а потом еще на пол часа и еще и еще. Джамиль хазрят строго запретил нам идти пешком в Муздалиф, так как там нет пешеходных тротуаров, и паломников могут задавить автобусы.

     Я и другой хаджи из Красноярска пошли посмотреть, как собираются и уезжают другие паломники. Оказалось, что можно было идти пешком и многие хаджи, чтобы не ждать свои автобусы, взвалив на плечи тяжелые тюки и сумки, пошли в Муздалиф. Мы пошли за группой из Боснии и Герцеговины. Но долго нам идти не удалось, так как дорогу перегородил большой грузовик с подарками от благотворительной организации. Не долго думая, я пристроился в общую очередь. Оказалось, что специально для паломников, чтобы облегчить трудную ночевку в пустыне Муздалифа, выдавалось горячее питание. В подарок входили горячий хлеб, рис с курицей, рис запеченной говядиной и приправами, жареная верблюжатина в соусе и специями. Мне досталось арабское блюдо из маленьких кусочков вареной верблюжатины в соусе и вода Зямзам. После от казаха-хаджи я узнал, что это священное блюдо и подается только дорогим гостям. Было очень вкусно, и мы побежали обратно в лагерь, чтобы рассказать о подарках оставшимся паломникам. Но и туда тоже приехал грузовик с подарками к большой радости паломников, державших целый день уразу.

     Стало смеркаться, с Арафата из нашего сектора, уже уехали почти все паломники. Остались только мы да туркмены. Были еще и несколько казахов, киргизов с узбеком, которые остались присматривать за оставленными и тяжело заболевшими земляками и ждали машины скорой помощи. Скорая помощь не могла быстро приехать, так как на дорогах были заторы из-за большого скопления машин и автобусов. Я и другие татарстанцы пошли посмотреть, как саудовские врачи оказывают первую помощь больным. Врачи приехали вовремя, так как один старик уже был при смерти. Тяжело заболевших стариков положили на носилки, и белые машины скорой помощи, мигая красными огнями и включив, громкие сирены, помчались в Мекку.

     После десяти часов вечера пришли автобусы и к туркменам. Мусульмане из Туркмении громко произносили тальбию и гордо несли впереди себя красивое национальное знамя. За ними шли взятые в хадж женщины и дети. По дорогам на Муздалиф ехали сотни автобусов и везли счастливых хаджи. Некоторые автобусы были пустыми, но они почему-то не останавливались около нас.  Мы не могли понять, за что Аллах так нас наказывает и посылает такие испытания.

     В лагере на Арафате стало очень тихо, остались только паломники из Татарии и Башкирии. Дул сильный ветер. Обслуживающие палаточный лагерь рабочие стали разбирать палатки и убирать мусор. Пришли местные охранники и стали нас выпроваживать. Мы очень волновались и постоянно теребили хазрятов. Джамиль хазрят и Яхья хазрят не могли ответить на наши вопросы и только призывали всех к терпению. Хадж был под срывом, и нас ждали позор и унижения.

     Выручил как всегда Булат хазрят. Поняв, что наши автобусы надолго застряли в пробке и могут вообще не приехать, он побежал к стоявшим у дороги саудовским солдатам. Булат хазрят нашел полицейского-офицера и рассказал ему о сложившейся ситуации с татарстанцами, и стал просить о помощи. Полицейский, не долго думая, быстро остановил якобы “для проверки” проезжающие мимо два пустых автобуса. Водители не хотели нас брать, очень возмущались и махали руками. Тогда полицейский вытащил дубинку и схватился за кобуру пистолета, накричал на водителей и заставил их везти нас в Муздалиф. Не веря своим глазам, мы схватили все свои вещи, быстро и организованно сели в автобусы, произнесли тальбию и молитву для отправляющихся в путь. Автобусы быстро повезли нас по ночной дороге, и только водитель-араб, что-то говорил Булат хазряту и возмущался. Но я его уже не слышал, думал о своем хадже и читал молитву.

      Так закончился этот начавшийся в долине Мина день. Впереди нас ждал Муздалиф и ночь, которая входит в хадж.

 

 

                                                                                                      Рустем Хаджи Рахимов

                                                                                                      21.07.05г.

                                                                                                      Казань, 420061

                                                                                                      ул. Н. Ершова, д. 55-б, кв. 43

                                                                                                      тел. 72-12-10