Версия для печати

1.   Если мусульманин вознамерился исполнить обязанность хаджа и решимость не покидает его, то пусть поспешит покаяться перед Аллахом. Это должно выразиться в отказе от прегрешений и возврате владельцам всего того, что было несправедливо присвоено им.

2.   Ему следует побуждать совершать одобряемое, удерживать от порицаемого и выполнять всё вмененное ему в обязанность.

3.   Хадж и умру, надлежит совершать на средства, полученные дозволенным образом.

4.   Хадж и умру, он должен, осуществлять ради того, чтобы Аллах Всевышний был доволен им, и ради мира вечного.

5.   Во время всей поездки, связанной с хаджем, ему следует часто читать Коран, взывать к Аллаху и просить Его о прощении.

6.   Он записывает, что должен он и что должны ему, оставляет завещание и все это оформляет соответствующим образом.

7.   Он изучает, что предписывает шариат человеку во время хаджа и умры, должным образом уясняет то, что узнал, и спрашивает о том, что вызывает у него трудности, чтобы выполнить положенные обряды на основе знания.

8.   При посадке на транспортное средство человек, направляющийся в хадж, говорит:

بِسْمِ اللهِ، الْحَمْدُ للهِ، اللهُ أَكْبَرُ، اللهُ أَكْبَرُ، اللهُ أَكْبَرُ، سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَ مَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ، وَ إِنَّا إِلى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُونَ، اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ فِي سَفَرِنَا هَذَا البِرَّ وَ التَّقْوَى، وَ مِنَ العَمَلِ مَا تَرْضَى، اللَّهُمَّ هَوِّنْ عَلَيْنَا سَفَرَنَا هَذَا، وَ اطْوِ عَنَّا بُعْدَهُ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ، وَ الْخَلِيفَةُ فِي الأَهْلِ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ، وَ كَآبَةِ الْمَنْظَرِ، وَ سُوءِ الْمُنْقَلَبِ فِي الْمَالِ وَ الأَهْلِ.

 

     «Би-сми-ль-Ляхи, аль-хамду лиль-Ляхи, Аллаху акбар, Аллаху акбар, субхана-ль-лязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ляху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибуна.

     Аллахумма, инна нас`алю-кя фи сафарина хаза-ль-бирра ва-т-таква, ва мин аль-амали ма тарда! Аллахумма, хаввин`аляй-на сафара-на хаза, ва-тви`анна бу`да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари валь-халифату фи-ль-ахли, Аллахума, инни а`узу би-кя, мин ва`саи-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари ва су`и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!»

          «Во имя Аллаха! Хвала Аллаху! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик!

           Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу.

           Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!

           О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!»

 

     9. С начала поездки и до тех пор, пока совершающий хадж не вернется на родину, он должен воздерживаться от многословия, вмешательства в то, что его не касается, и чрезмерной шутливости.

     10. Кроме того, он не должен позволять себе лгать, сплетничать, злословить о других и     насмехаться над мусульманами. Подобное запретно в любое время и в любом месте, но особенно недопустимо в Мекке и в период паломничества.

 

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТОГО,

 ЧТОБЫ ХАДЖ ИЛИ УМРА БЫЛИ

 ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ.

 

1.   Исповедание Ислама.

2.   Здравость рассудка.

   Хадж или умра являются  недействительными, если они совершаются не мусульманином или умалишенным, поскольку эти категории людей входят в число тех, кому не предписаны эти виды поклонения.

 

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШЕНИЕ

ХАДЖА И УМРЫ

СТАНОВЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ.

 

Совершение хаджа и умры становится обязательным при наличии четырех общих для всех условий и специального дополнительного условия, касающегося женщин-мусульманок. Это:

1 – Исповедание Ислама, поскольку не мусульманину запрещается совершение хаджа в соответствии со словами Всевышнего:

 

 

 

يا أيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إنَّمَا المُشْرِكُونَ نَجَسٌ فَلاَ يَقْرَبُوا المَسْجِدَ الحَرَامَ بَعْدَ عَامِهِمْ هَذَا.

 «О те, кто уверовал! Поистине, многобожники (пребывают) в скверне и пусть, начиная с этого года, они не приближаются к Заповедной мечети».

2 – Здравость рассудка: поскольку это является основой вменения в обязанность исполнения предписаний шариата. Таким образом, ясно, что на умалишенных это не распространяется.

3 -  Зрелость: поскольку на маленьких детей в силу их малолетства предписания шариата не распространяются.

4 -  Возможность совершить хадж: имеется в виду физическая способность человека, наличие средств на расходы, а также безопасность пути.

     Применительно к женщине действует пятое условие: наличие близкого человека в лице мужа или родственника, сопровождающего её в хадже, степень родства с которым не позволяет вступить с ним в брак. Если у неё нет такого человека, то она не должна совершать хадж.

     Это подтверждают слова посланника:

 لاَ يَحِلُّ لامْرَأةٍ تُؤْمِنُ بِالله وَ اليَوْمِ الآخِرِ، تُسَافِرُ مَسِيرَةَ يَوْمٍ، إلاَّ مَعَ ذِي مَحْرَمٍ.

«Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Последний день, отправляться в путь, который займет один день, иначе как в сопровождении близкого родственника» (этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

 

 

 

ХАДЖ МАЛОЛЕТНЕГО РЕБЕНКА.

 

     Малолетний ребенок, не достигший зрелости, не обязан совершать хадж. Однако если он совершил хадж, последний считается действительным, но не заменяет собой паломничества, предписанного исламом в соответствии с хадисом:

أيما صَبي حَجَّ عَشَرَ حِجَجٍ، ثُمَّ بَلَغَ، فَعَلَيْهِ حَجَّةُ الإسْلام.

«Любой ребенок, совершивший хадж (хоть) десять раз, должен совершить паломничество (предписываемое) исламом, по достижении зрелости».  (Этот хадис с надежным иснадом приводит ат-Табарани). Награда же записывается семье этого ребенка.