Версия для печати

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ХАДЖА

 

     Хадж – это пятый столп ислама. Его совершение раз в жизни – неукоснительная обязанность в соответствии со словами Всевышнего:

وَ لِلَّه عَلَى النَّاسِ حِجُّ البَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إلَيٍْهِ سَبِيلاً.

     (Обязательностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать).

                                 (Сура «Семейство Имрана», аят 97).

     Посланник Аллаха, также разъяснил, что хадж является одним из столпов ислама, сказав:

 

بُنِيَ الإسْلامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةٍ أنْ لا إلَهَ إلاّ الله، وَ أنّ محمدًا رَسولُ الله، وَ إقَامِ الصلاة، و إيتاءِ الزّكاةِ، و الحَجّ، و صَوْمِ رَمَضَان.

     «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в рамадане».

      С положением о том, что хадж является одним из столпов ислама, согласны и все ведущие религиозные авторитеты.

      Хадж – это последний из предписанных обрядов и видов поклонения, границы и вехи которого были обозначены Аллахом. Он представляет собой достохвальную поездку, в ходе которой мусульманин душой и телом переносится в Мекку – безопасный город, (им Аллах Всевышний поклялся в Благородном Коране), чтобы совершить обряд стояния (вукуф) на Арафате и обход Заповедного Дома Аллаха, к которому мусульманину предписано обращаться ежедневно во время молитв. Ему также предписано один раз в жизни лично направиться к этому Дому и самому обойти его.

     Аллах вменил в обязанность совершение хаджа к этому  Великому Дому каждому мусульманину, у которого есть такая возможность. Всевышний сказал:

وَ لِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ البَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إلَيٍهِ سَبِيلاً وَ مَنْ كَفَرَ فَإنَّ اللهَ غَنِيٌّ عَنِ العَلَمِيَن

 

     (А если кто-либо не верует  (и не совершит хаджа), то ведь Аллах не нуждается в (обитателях) миров).

                                  (Сура «Семейство Имрана», аят 97).

     Ибн Аббас и другие сказали: «Это сказано о тех, кто не признавал, что хадж предписан, и не считал его обязательным».

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ УМРЫ.

 

     Многие факихи считают, что совершение умры (малого паломничества) раз в жизни также вменено в обязанность тем, кто в состоянии это сделать, в соответствии со словами посланника:

الإسْلامُ أنْ تَشْهَدَ أنْ لا إلَهَ إلا الله وَ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ الله، وَ تُقِيمَ الصّلاةَ، وَ تُؤْتِي الزَّكَاةَ، وَ تَحُجَّ البَيْتَ وَ تَعْتَمِرَ، وَ تَغْتَسِلَ مِنَ الجَنَابَةِ، وَ تُتِمَّ الوُضُوءَ، وَ تَصُومَ رَمَضَان.

     «Исповедовать ислам – это значит засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха, совершать молитву, вносить закят, совершать хадж и умру, выполнять полное омовение, осквернившись, совершать должным образом частичное омовение (вуду) и поститься в Рамадан». (Этот хадис приводят  Ибн Хузейма и ад-Даракутни со слов Умара бин аль-Хаттаба). Если паломник во время своего хаджа совершил и умру, о чем пойдет речь в связи с хаджем «таматту», то тем самым он совершил обязательную умру, предусмотренную исламом.

    

 ПОСПЕШИ СОВЕРШИТЬ ХАДЖ

        

        Хадж – это неукоснительная обязанность, выполнение которой не терпит отлагательства со стороны того, кто в состоянии его совершить. Если человеку надлежит совершить хадж, но он совершил его не сразу после того, как у него появилась такая возможность, а перенес на более позднее время, это значит, что он совершил грех, ибо посланник сказал:

تَعجَّلُوا إِلَى الحَجِّ   يَعْنِي الفَرِيضَةُ  فإنَّ أحَدَكُمْ لا يَدْرِي ما يَعْرِضُ له.

ِ     «Спешите совершить хадж: ведь никто из вас не знает, что может помешать ему» (этот хадис приводит имам Ахмад).

     Кроме того, Аллах говорит:

وَ لِلّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ البَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلاً وَ مَنْ كَفَرَ فَإنَّ اللهَ غَنِيٌّ عَنِ العَلَمِيَنَ.

     (Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать. А если кто-либо не верует и

 ( не совершит) хаджа, то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров).

                                 (Сура «Семейство Имрана», аят 97).

 

     Аль-Куртуби отмечает: «Наши улемы говорят: «Этот аят подразумевает собой, что если человек умрет, не совершив хаджа, но будучи в состоянии это сделать, то на него распространяются угрозы Аллаха и он не будет вознагражден, если за него совершит хадж кто-либо другой, т.к. если бы хадж другого освобождал его от обязанности совершить хадж при жизни, то тогда эти угрозы не распространялись бы на него, а Аллах лучше знает об этом».

     А Саид бин Джубейр говорит: «Я не стану молиться за того из своих соседей, который умрет, не совершив хаджа, несмотря на то, что он имел возможность сделать это».